В Госдуме подсчитали потери от кроссбордера

Игорь Бахарев
Российский бюджет в 2017 году недосчитался 130 млрд рублей из-за потока трансграничных интернет-заказов, заявил глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Такие потери связаны с тем, что зарубежные компании не платят НДС в России.

"Не могу не сказать об интернет-торговле иностранными компаниями. Коллеги, мы в 2017 году потеряли примерно 130 млрд рублей. Если мы будем также продолжать, то к 2020 году туда уйдет примерно 3 трлн рублей. Можно посчитать, сколько мы потеряем тогда. Более того, мы нанесем удар по собственному бизнесу", - цитирует "Интерфакс" выступление Макарова на Гайдаровском форуме.

Эксперты не уверены в точности такой оценки. "Вынужден признать, что чиновник оперирует непроверенными данными", - говорит глава НАДТ Александр Иванов.

НДС в России составляет 18%. С учетом "потерь" в 130 млрд, общая сумма кроссбордера в России должна составлять 722 миллиарда. Однако даже в АКИТ (а они не склонны преуменьшать проблемы трансграничной торговли) считают, что доля ее в обороте интернет-ритейла вырастет с 33% годом ранее до 37%, или 410 млрд рублей.

Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов полагает, что Макаров закладывал в оценку потерь бюджета еще недополученные пошлины. "По электронике это может составлять и 10, и 30% от цены, и бывает в некоторых видах и больше", - говорит он.

Анна Кириллова из Института исследования товародвижения и коньюктуры оптового рынка добавляет, что надо учитывать не только налоговые потери, но и то, что недополучит ВВП в целом. "Покупается меньше товаров на территории РФ, а это и рабочие места, и инфраструктура, а значит все налоги в целом (от налога на прибыль до НДФЛ)", - говорит она. Оценить такие убытки для бюджета достаточно трудно, т.к. здесь в расчет надо брать целую массу факторов.

Однако, напоминает Иванов, даже это не объясняет, откуда у Макарова взялась уверенность, что ограничения принесут прибыль. "Контроль кроссбордера не приносит прибыли, а приносит убытки. Макаров очевидно не в курсе. Есть данные по всему миру. Это расходы для бюджета, а не доходы", - добавляет он.

Осенью британская аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young проанализировала, что будет, если в России все-таки введут НДС на трансграничные покупки. Результаты оказались неутешительны.

В своих расчетах аналитики исходили из того, что в 2016 году в Россию поступило 233 млн посылок из иностранных интернет магазинов. Средняя стоимость посылки из иностранного интернет-магазина в России в 2016 году составила 1295 рублей (по данным EY). Соответственно, поступления в бюджет от введения НДС составят 54,3 млрд рублей. А стоимость администрирования такого количества отправлений может составить 77,8 - 88,9 млрд рублей.

Кроме того, НДС приведет к росту цен, что потянет за собой всплеск нелегального импорта. В итоге цены станут выше, товары нелегальнее, бюджет обеднеет. В выигрыше останутся лишь крупные российские ритейлеры, которые сейчас и являются главными лоббистами закона.

"Мы решили проверить выкладки Ernst & Young и посчитали, сколько стоит администрирование кроссбордера, исходя из прогнозов 2018 года. Оказалось, что около 90 миллиардов рублей", - говорит Иванов.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ заявляют введение НДС для иностранных онлайн-магазинов "самым перспективным вариантом в плане выравнивания условий для них и российских интернет-ритейлеров". Минфин включил предложение о введении НДС для иностранных площадок в проект "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг"
Материал по теме

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

Материал по теме

Россияне высказались против снижения беспошлинного порога трансграничной торговли

Материал по теме

Власти обсуждают снижение лимита беспошлинных покупок в зарубежных интернет-магазинах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кто и как зарабатывает на ритейл рынке, узнайте на UPGRADE Retail Весна 2024

Приглашаем вас на UPGRADE Retail Весна 2024! 3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь...

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

"Точка Любви" — одна из крупнейших сетей магазинов товаров для взрослых в России. Сегодня это несколько франчайзинговых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пензе, Сочи, Краснодаре, интернет-...

МТС запустила первый экосистемный магазин

Цифровая экосистема "МТС" открыла магазин нового формата с фокусом на цифровые решения компании. Пилотный проект запущен в Москве в ТЦ "Океания".  Площадь нового магазина составляет более 250 м², что практ...

Восьмая MarTech-конференция Retention Day пройдет в Москве

25 апреля в Москва-Сити состоится восьмая конференция Retention Day, посвященная развитию маркетинговых технологий в e-commerce. Мероприятие соберет ведущих игроков рынка электронной коммерции, чтобы обсудит...

Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat

На Яндекс Маркете покупатели теперь могут заказать велосипеды Raskat — это новый бренд маркетплейса. Они прочные, лёгкие и созданы специально для передвижения по городу. На таком велосипеде можно смело съез...

В Мультимедиа Арт Музее откроется кафе от Яндекс Лавки

В Москве в Мультимедиа Арт Музее откроется кафе Яндекс Лавки. В пространстве можно будет отдохнуть, перекусить и, например, провести время с друзьями после посещения выставки. Это первое постоянное кафе Янд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.