Три секрета обучения команды для онлайн-магазина: кейс магазина "Прораб"

Игорь Бахарев

 Руководитель по маркетингу в компании Прораб Станислав Автеньев рассказал о способах обучения сотрудников и о том, как это делают в онлайн-магазине Прораб.Шоп. В статье вы узнаете, как собиралась и развивалась команда "Прораба", как сотрудники обучаются в компании, и как планируется развивать бизнес в дальнейшем.

Как развивалась команда магазина Прораб?

Свой путь магазин "Прораб" начал в микрорайоне Кучино подмосковного города Балашиха. Тогда в компании, помимо ее основателя, было всего 3 сотрудника, а именно 2 грузчика и 1 водитель. В то время управляющий партнер и генеральный директор магазина Антон Токанин лично занимался поиском поставщиков и развитием бизнеса, а также брал все работы на себя: принимал и комплектовал заказы, выстраивал логистику, налаживал связи между сотрудниками, поддерживал общение с покупателями.

Но рано или поздно развитие коллектива необходимо, и спустя 3 месяца было принято решение расширять штат. При масштабировании необходимо искать специалиста под каждое направление, чем и занялся руководитель. Первым делом он решил освободить время на приеме заказов, и нанял на эту работу менеджера. Затем появилась потребность в финансисте, который бы правильно выстраивал кассовую политику и налоги. На этом этапе был нанят штатный бухгалтер. Число заказов росло, и следующими новыми сотрудниками стали водители, а также приобретено несколько грузовых автомобилей.

Сегодня штат компании насчитывает более 20 сотрудников, которые трудятся в разных отделах: 

  • закупки

  • комплектование и сборка

  • IT-поддержка и маркетинг

  • продажи

  • доставка

  • бухгалтерия и финансы.

Каждый отдел является звеном одной цепи. Так, без закупки не было бы пополнения склада, без продаж — обработки входящих заказов, а без маркетинга — и вовсе развития бизнеса. 

Половина успеха команды "Прораба" — грамотный рекрутинг. Каждый сотрудник проходит этапы онлайн-собеседования и личной встречи, во время которых учитывается характер личности, его достижения и стремления. Но одного только грамотного найма для успешного функционирования бизнеса недостаточно — важно уделять внимание адаптации и системе наставничества, которые помогают новому сотруднику "влиться" в компанию и успешно работать.

Как проходит обучение сотрудников?

Ценности "Прораба" — это благополучие компании и каждого сотрудника. Компания стремится к тому, чтобы сотрудники воспринимали работу как второй дом и стремились достигать с командой новых целей и высот. Чтобы прийти к этому, важно уделять внимание развитию каждого сотрудника в отдельности.

Почувствовать себя комфортно на рабочем месте помогают различные системы обучения — их в "Прорабе" несколько.

1. Адаптация новых сотрудников

После успешного собеседования и выхода на работу, новому сотруднику необходимо время, чтобы привыкнуть к компании и ее рабочему ритму. Этому этапу уделяется от 3 дней до двух недель, в течение которых новый сотрудник занимается изучением внутренних корпоративных правил. Каждый сотрудник должен быть знаком с ценностями, миссией и целями компании, а также знать ее историю и опыт. Поэтому вначале все знакомятся с этой информацией, а также изучают поставщиков и товарный ассортимент.

Особое внимание уделяется должностным инструкциям и ключевым навыкам. Например, менеджеры должны научиться пользоваться внутренними программными обеспечениями. Более того, они должны уметь правильно выстраивать свое рабочее время и вести переговоры. Так, менеджер по продажам должен разбираться в продуктах, понимать отличия одних товаров от других, а также не только продать то, что клиент хотел, но и то, что ему может понадобиться в его ремонте, например, грунтовку или штукатурку в зависимости от его ситуации. Период адаптации нужен для того, чтобы изучить все нюансы товарной линейки и посмотреть, как их реализуют другие сотрудники.

2. Наставничество

Если адаптация пройдена успешно, то начинается более глубокое погружение в работу. На этом этапе важно выявить способности и сильные стороны сотрудника и научить его грамотно их применять. Поэтому за каждым новым сотрудником прикрепляется наставник, который поможет закрепить материал и оценит уровень подготовленности специалиста.

До появления отдела закупок и продаж директор "Прораба"лично занимался наставничеством сотрудников. Его главный принцип — не заставлять, а договариваться и объяснять, для чего нужно то или иное действие. С расширением компании он стал обучать действующих менеджеров наставничеству и делегировал эту работу им. Сейчас наставник нового сотрудника — это человек из его отдела, занимающий аналогичную должность или должность выше, а главное — знающий все внутренние правила компании. Руководитель бизнеса контролирует процессы введения сотрудника в должность и обучает менеджеров нововведениям. Такой же путь наставничества проходят и сотрудники, решившие переквалифицироваться на другую должность или переходящие в другой отдел.

3. Еженедельные планерки

На этот формат обучения основателя "Прораба" вдохновило общение с другими предпринимателями и участие в клубе Т5. Он ввел в компании метод еженедельных собраний, или планерок, при которых каждый день недели посвящает разным отделам. Так, каждый понедельник он общается с отделом продаж, а по вторникам — встречается с сотрудниками отдела закупок. По этой же аналогии происходят собрания с каждым отделом компании.

На планерках происходит обсуждение результатов недели, оцениваются плюсы и минусы рабочих процессов, ставятся новые цели и разрабатываются планы действий. Для удобства они делятся на 4 части:

  • итоговая — обсуждение достижений отдела и подведение итогов отчетного периода, на основе которых будут делаться выводы;

  • фокусирующая — точечное изучение проблем, помогающее выстраивать задачи для достижения нужного результата на финише;

  • вдохновляющая — мотивация сотрудников на действия, в том числе — с помощью систем поощрения;

  • обучающая — грамотное делегирование задач, описание промежуточных шагов и рабочих схем на цифрах.

После того, как все эти процессы вступают в работу, директор следит за правильностью выполнения и помогает при необходимости. А параллельно он собирает обратную связь от сотрудников, которые указывают ему на больные точки во время работы — это помогает оптимизировать рабочие процессы.

Какие планы стоят по росту и развитию команды?

Бизнес должен расти вместе с сотрудниками. Так и в магазине Прораб.Шоп — каждую неделю появляются новые задачи в соответствии с тенденциями рынка и поведением покупателей. А значит, появляется потребность в новых сотрудниках, которые могут эти задачи реализовать. Они нужны почти в каждый отдел, ведь для достижения целей нужно работать всей командой.

Задачи бизнеса разные, поэтому и специалисты под них подбираются с разными навыками — то и системные, и творческие, и лонг плеи. Например, сейчас активно развивается Интернет-магазин Прораб, которому нужно качественное наполнение и продвижение в сети. Для этих задач основатель магазина расширяет отдел IT-поддержки и маркетинга. А в связи с сезонностью и ростом спроса — в планах расширять отдел продаж и ввести новую должность по работе с поставщиками и дилерами. Новые заказы потребуют расширения логистической сети, поэтому в скором времени будет актуален найм водителей и грузчиков.

Обучение:

Что касается обучения, то и тут вопрос не стоит на месте. Сильная команда — это квалифицированная команда, поэтому и форматы обучения планируется расширять. В дальнейшем сотрудники смогут обучаться по следующим направлениям.

  • Форумы. Здесь работники отделов будут слушать лекции экспертов строительной сферы, узнавать о новых тенденциях рынка и даже сами выступать в качестве спикера. Это отличная возможность расширить знания о своей работе и обязанностях.

  • Выставки. На таких мероприятиях можно презентовать компанию, продукты и себя как менеджеров, приглашая к взаимодействию потенциальных заказчиков. И конечно, можно ознакомиться с продуктовой линейкой конкурентов и оценить их способы работы, чтобы улучшать свои рабочие процессы на основе рыночных тенденций.

  • Бизнес-тренинги. Это практический формат обучения, на котором гости могут как узнать полезную информацию о ведении бизнеса, так и научиться конкретным техникам. Например, менеджеры по продажам здесь тренируют навык ведения переговоров и отработки возражений.

 

Благодаря новым форматам обучения, команда повысит уровень профессионализма и качества работы. Чем больше сотрудников растет и обучается, тем больше и быстрее можно достигать поставленных целей. А у руководителя, тем временем, будет возможность заняться развитием новых направлений бизнеса.

Обучение дает пользу в нескольких направлениях. Во-первых, каждый сотрудник развивается как личность и как специалист, что повышает его ценность для компании. Во-вторых, эти меры помогают вывести компанию на новый уровень благодаря командной и профессиональной работе. В-третьих — это предостерегает от текучки кадров. А бизнес, тем временем, процветает и имеет все возможности масштабироваться.



Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Российский рынок ноутбуков: рост онлайн-продаж и укрепление отечественных брендов

За первые десять месяцев 2024 года россияне приобрели на маркетплейсах Ozon и Wildberries ноутбуков на общую сумму 10,3 млрд рублей, что на впечатляющие 3,2 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 202...

MEETUP B2B Ecom & Cocktails

Третья встреча B2B Ecom & Cocktails пройдет 29 ноября 2024 в Москве в новом формате. Мероприятие соберет ведущих экспертов в области маркетинга, продаж и цифровых технологий, чтобы обсудить перспекти...

Владельцы iPhone стали чаще сдавать смартфоны в трейд-ин

За прошедший год россияне стали активнее сдавать свои старые смартфоны в рамках программы трейд-ин. По данным объединенной розничной сети МегаФона и Yota, за 10 месяцев текущего года количество сданных устр...

Эксперты оценили успех распродажи 11.11

Российские интернет-магазины провели успешную распродажу 11.11. По данным ЮKassa, оборот подключенных к сервису магазинов за три дня акции вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рос...

Как развивать бренд одежды на маркетплейсах: советы начинающим

Как выстраивать стратегии развития fashion-бренда при продажах на маркетплейсах? Как выбирать нишу, строить товарную матрицу, формировать логистику и маркетинговые активности на фоне адаптации к постоянно ме...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.