Таможня ввела цензуру на посылки?

Игорь Бахарев
На российской таможне, по всей видимости, начали вскрывать посылки без уведомления владельцев. Как сообщают сразу несколько британских СМИ, пограничники не пропустили в страну календари с фотографиями полуобнаженных спортсменов.

Цензуре подверглись посылки, в которых лежали календари проекта Warwick Rowers. На них сфотографированы полуобнаженные гребцы университетской команды при Уорикском университете, чьи тела на фото прикрыты лишь веслами и шелковыми накидками. Прибыль от продажи календарей с гребцами идет на защиту прав ЛГБТ-движения. Этот проект существует в Англии уже 8 лет.

Создатели календаря утверждают, что посылки с ними вернулись отправителю из-за якобы нарушения закона о “gay propaganda” (так они описывают "Закон о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних").

Проблемы с написанием адреса получателя или другие ошибки исключены: посылки точно прошли британскую таможню и без проблем были доставлены в Россию.

Примечательно, что в Россию не пустили лишь те бандероли, которые были заказаны в интернет-магазине на мужские имена. Женщины получили свои календари.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы по Центральному федеральному округу Русской службе Би-би-си сказали, что в их подразделении не располагают информацией о возврате посылок с календарями. Все посылки проходят рентген, однако в случае с календарями можно было увидеть бумагу, сами изображения рассмотреть невозможно.

Если авторы проекта правы, и календари вернулись отправителю, то это означает, что ФТС вскрывают посылки на границе.

Управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин напоминает, что, в соответствии со статьей 315 Таможенного кодекса Таможенного союза, сотрудники таможни имеют право осматривать посылки с применением технических средств (чаще всего это рентгеновский аппарат и аппарат по проверке радиоактивности). Работники таможни могут провести осмотр/досмотр посылок, если у них возникают "достаточные основания полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ". 

Как говорит юрист, в нашу страну нельзя отправлять посылками опасные отходы, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, алкоголь, наркотики, табак и курительные смеси, оружие, контрафактные товары, культурные ценности, озоноразрушающие предметы и ювелирные изделия. Если в посылке задекларирован товар, который запрещен к перевозке, то её вернут отправителю. 

Так или иначе, вскрытие посылки должно происходить в присутствии двух понятых. Если подозрения инспектора не подтверждаются, то отправление запаковывается, используя специальный "таможенный" скотч, а с внешней стороны к нему прикрепляется Акт проведения таможенного досмотра, заверенный участниками процесса. О том, что вернувшиеся посылки были перевязаны таким скотчем, отправители не заявляют. 

Пока непонятно, были ли посылки действительно возвращены из-за несоответствия закону о "пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений", а не по каким-то другим причинам. 

Мы попросили юриста правозащитного центра "Мемориал" Татьяну Глушкову хотя бы примерно попытаться объяснить, что произошло.

Дело в том, что календари теоретически могут подпадать под ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Там указано, что информационная продукция - это, в том числе, "предназначенные для оборота на территории РФ СМИ и печатная продукция...". При этом, согласно этом закону, сведения "пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения" относится к "информации, запрещенной для распространения среди детей". Соответственно, на таких календарях должен стоять знак "18+".
Однако, признаёт Глушкова, в этом случае неизбежно возникают два вопроса. 1. Кто и как определяет, что конкретная информация (в нашем случае изображение) является "пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения"? 2. Почему таможенники решили, что календари, находящиеся в посылках, предназначены для оборота на территории РФ, а не для личного пользования?
Теоретический ответ на первый вопрос - с помощью экспертов, аккредитованных властями России. В данном случае, по идее, должна была иметь место экспертиза по инициативе органов государственной власти.
"Была ли она произведена в действительности, или чиновники "на глазок" определили, что в календарях имеется "пропаганда", я, естественно, сказать не могу", - говорит Глушкова. И уж совсем непонятно, насколько квалифицированными были проводившие ее эксперты (а у правозащитников есть серьёзные вопросы к квалификации привлекаемых государством экспертов) и насколько обоснованы их выводы.
Второй вопрос вообще остается без ответа. Курьезность ситуации заключается в том, что в РФ для того, чтобы счесть что-то подпадающим под определение "пропаганды", не нужно, чтобы какой-нибудь ребенок реально это увидел или хотя бы с разумной степенью вероятности мог увидеть. Достаточно того, чтобы теоретически такая вероятность существовала.

"Календарь, купленный в единственном экземпляре, может быть сочтен пропагандой, потому что его теоретически может увидеть какой-нибудь ребенок. При этом почему-то считается, что после нанесения знака "18+" тот или иной предмет магическим образом становится невидимым детям и уж тем более не может вызвать у них дополнительного интереса", - изумляется Глушкова.

Интересно, что вскоре после отправки посылок назад сервера основателей проекта Warwick Rowers подверглись DDOS-атаке, и была прослежена ее связь с IP-адресами в России.
Материал по теме

Китайская мода завоевывает российский онлайн-рынок

Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Материал по теме

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

50% покупетелей общаются только через онлайн-звонки и чаты: аналитика Авито

Почти половина пользователей онлайн-платформ предпочитает совершать сделки, не покидая защищенной среды маркетплейсов. Согласно исследованию Авито, 50% россиян общаются с продавцами и покупателями исключите...

"Яндекс" покупает Boxberry

"Яндекс" объявил о покупке службы доставки Boxberry. Сделка направлена на расширение логистических возможностей и укрепление позиций на рынке электронной коммерции. В результате интеграции сервисы "Яндекс Д...

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Федеральная налоговая служба начала масштабные проверки пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и Ozon. Инспекторы, как следует из многочисленных писем, которые приходят владельцам ПВЗ, сосредоточатся на в...

Wildberries привлекла сотрудников из КНДР для работы на складе в Подмосковье

На складе маркетплейса Wildberries в подмосковной Электростали появились работники из Северной Кореи. По данным нескольких источников, с 14 апреля к работе приступили 180 граждан КНДР, преимущественно молод...

Персональные данные: особенности работы в 2025 году

В 2025 году роль персональных данных в электронной коммерции выходит на первый план. Речь давно уже не идет о простой аналитике. Данные клиентов позволяют строить поведенческие модели, прогнозировать покупки...

Что действительно влияет на продажи на маркетплейсах: аналитика Easy Commerce

Цена, отзывы или оформление карточки? Эксперты Easy Commerce (технологического партнера Okkam) проанализировали более 100 000 товаров на Ozon и Wildberries, чтобы выяснить, какие факторы действительно обеспе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.