Таможня ввела цензуру на посылки?

Игорь Бахарев
На российской таможне, по всей видимости, начали вскрывать посылки без уведомления владельцев. Как сообщают сразу несколько британских СМИ, пограничники не пропустили в страну календари с фотографиями полуобнаженных спортсменов.

Цензуре подверглись посылки, в которых лежали календари проекта Warwick Rowers. На них сфотографированы полуобнаженные гребцы университетской команды при Уорикском университете, чьи тела на фото прикрыты лишь веслами и шелковыми накидками. Прибыль от продажи календарей с гребцами идет на защиту прав ЛГБТ-движения. Этот проект существует в Англии уже 8 лет.

Создатели календаря утверждают, что посылки с ними вернулись отправителю из-за якобы нарушения закона о “gay propaganda” (так они описывают "Закон о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних").

Проблемы с написанием адреса получателя или другие ошибки исключены: посылки точно прошли британскую таможню и без проблем были доставлены в Россию.

Примечательно, что в Россию не пустили лишь те бандероли, которые были заказаны в интернет-магазине на мужские имена. Женщины получили свои календари.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы по Центральному федеральному округу Русской службе Би-би-си сказали, что в их подразделении не располагают информацией о возврате посылок с календарями. Все посылки проходят рентген, однако в случае с календарями можно было увидеть бумагу, сами изображения рассмотреть невозможно.

Если авторы проекта правы, и календари вернулись отправителю, то это означает, что ФТС вскрывают посылки на границе.

Управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин напоминает, что, в соответствии со статьей 315 Таможенного кодекса Таможенного союза, сотрудники таможни имеют право осматривать посылки с применением технических средств (чаще всего это рентгеновский аппарат и аппарат по проверке радиоактивности). Работники таможни могут провести осмотр/досмотр посылок, если у них возникают "достаточные основания полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ". 

Как говорит юрист, в нашу страну нельзя отправлять посылками опасные отходы, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, алкоголь, наркотики, табак и курительные смеси, оружие, контрафактные товары, культурные ценности, озоноразрушающие предметы и ювелирные изделия. Если в посылке задекларирован товар, который запрещен к перевозке, то её вернут отправителю. 

Так или иначе, вскрытие посылки должно происходить в присутствии двух понятых. Если подозрения инспектора не подтверждаются, то отправление запаковывается, используя специальный "таможенный" скотч, а с внешней стороны к нему прикрепляется Акт проведения таможенного досмотра, заверенный участниками процесса. О том, что вернувшиеся посылки были перевязаны таким скотчем, отправители не заявляют. 

Пока непонятно, были ли посылки действительно возвращены из-за несоответствия закону о "пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений", а не по каким-то другим причинам. 

Мы попросили юриста правозащитного центра "Мемориал" Татьяну Глушкову хотя бы примерно попытаться объяснить, что произошло.

Дело в том, что календари теоретически могут подпадать под ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Там указано, что информационная продукция - это, в том числе, "предназначенные для оборота на территории РФ СМИ и печатная продукция...". При этом, согласно этом закону, сведения "пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения" относится к "информации, запрещенной для распространения среди детей". Соответственно, на таких календарях должен стоять знак "18+".
Однако, признаёт Глушкова, в этом случае неизбежно возникают два вопроса. 1. Кто и как определяет, что конкретная информация (в нашем случае изображение) является "пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения"? 2. Почему таможенники решили, что календари, находящиеся в посылках, предназначены для оборота на территории РФ, а не для личного пользования?
Теоретический ответ на первый вопрос - с помощью экспертов, аккредитованных властями России. В данном случае, по идее, должна была иметь место экспертиза по инициативе органов государственной власти.
"Была ли она произведена в действительности, или чиновники "на глазок" определили, что в календарях имеется "пропаганда", я, естественно, сказать не могу", - говорит Глушкова. И уж совсем непонятно, насколько квалифицированными были проводившие ее эксперты (а у правозащитников есть серьёзные вопросы к квалификации привлекаемых государством экспертов) и насколько обоснованы их выводы.
Второй вопрос вообще остается без ответа. Курьезность ситуации заключается в том, что в РФ для того, чтобы счесть что-то подпадающим под определение "пропаганды", не нужно, чтобы какой-нибудь ребенок реально это увидел или хотя бы с разумной степенью вероятности мог увидеть. Достаточно того, чтобы теоретически такая вероятность существовала.

"Календарь, купленный в единственном экземпляре, может быть сочтен пропагандой, потому что его теоретически может увидеть какой-нибудь ребенок. При этом почему-то считается, что после нанесения знака "18+" тот или иной предмет магическим образом становится невидимым детям и уж тем более не может вызвать у них дополнительного интереса", - изумляется Глушкова.

Интересно, что вскоре после отправки посылок назад сервера основателей проекта Warwick Rowers подверглись DDOS-атаке, и была прослежена ее связь с IP-адресами в России.
Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Материал по теме

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Материал по теме

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

current-theme

Мамы отправились за детской одеждой в онлайн

current-theme

MPSTATS EXPO Трансформация: Как изменится рынок eСommerce в 2025 году?

current-theme

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

current-theme

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

current-theme

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

current-theme

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

current-theme

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

current-theme

Электроточилки и умные подушки: Мегамаркет выяснил, какие необычные товары покупают россияне

current-theme

Новые способы оплаты как драйвер роста продаж: аналитика

Актуальное сейчас

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

Компания ТЕХНОНИКОЛЬ отчиталась об успешном внедрении цифрового ИИ-ассистента, который помогает операторам горячей линии консультировать клиентов по ассортименту материалов, их техническим свойствам, правил...

Мамы отправились за детской одеждой в онлайн

Согласно исследованию Яндекс.Маркета, проведенному среди более чем 1200 мам с детьми до 10 лет, маркетплейсы стали основным местом для приобретения товаров для детей. Чаще всего на маркетплейсах заказывают ...

MPSTATS EXPO Трансформация: Как изменится рынок eСommerce в 2025 году?

19-21 ноября пройдет крупнейший форум страны по маркетплейсам MPSTATS EXPO Трансформация, где на одной площадке встретятся ключевые игроки рынка, чтобы обсудить текущие вызовы и возможности для бизнеса. Бол...

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

Мегамаркет проанализировал, что чаще всего оказывается в "Избранном" и "Корзине" россиян накануне главных распродаж года. Смартфоны, косметика, продукты питания и посуда пополняют списки "Избранного", а кор...

Wildberries запустила собственную сеть АЗС

Объединенная компания Wildberries и Russ объявила о запуске сети автозаправочных станций. Первыми воспользоваться новыми АЗС смогут водители, сотрудничающие с компаниями. В дальнейшем Wildberries планирует ...

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Согласно исследованию Авито Рекламы и Авито Товаров, проведенному среди 10 000 россиян, средний россиянин планирует потратить на ноябрьские распродажи 22 тысячи рублей. При этом, молодые люди в возрасте от ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.