Социальный eCommerce продал на 600 миллиардов: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев
Годовой объём продаж товаров и услуг, совершенных через социальные интернет-каналы в России за год (март 2017 - март 2018) составил 591 млрд. За год через социальные сети и доски объявлений совершили хотя бы одну покупку 39 млн интернет-пользователей. Такие данные приводят исследователи аналитического агентства Data Insight в своём обзоре "Соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и sharing economy как каналы продаж", проведённого совместно с сервисом "Яндекс.Касса"

Аналитики изучили продажи в соцсетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и сервисах совместных покупок (как B2C, так и С2С-продажи). Кроме того, в исследование попали сайты sharing economy (многочисленные биржи услуг и маркетплейсов с социальными механиками, вроде AirBnB.ru, Profi.ru, YouDo.ru, BlaBlaCar.ru, BeepCar.ru и так далее).  

06.png

Из рук в руки (С2С)

За год 22 млн интернет-пользователей были вовлечены в социальную коммерцию в качестве продавцов в сегменте C2C. Это 31% от общего числа интернет-пользователей России (14-54). Данные получены на основе опроса 3014 человек.

56% интернет-пользователей, продающих в социальных каналах, продают б/у товары. .

Типичный продавец С2С в возрасте от 25 до 44 лет, живёт в семье из 3 и более человек. 

13.png

У занимающихся продажами интернет-пользователей основной канал - сайты объявлений (71% продавцов).

05.png

Самые популярные площадки у С2С-продавцов - Avito, "Юла", "ВКонтакте".

12.png

Более чем для половины (55%) интернет-пользователей, которые продают через социальные платформы - это их единственный канал продаж. В среднем же на социальные каналы у них приходится 70% онлайн-продаж.

12 пользователей соцсетей за год что-нибудь продавал через этот канал. В мессенджерах этот показатель сильно меньше - всего 3%. (уточним, что эти данные получены при ответах на вопрос "За последние 12 месяцев вы как частное лицо или индивидуальный предприниматель продавали товары или услуги каким-либо из перечисленных способов?")

Более чем для 3 млн россиян социальная онлайн-коммерция - существенный или единственный источник дохода (это около 4,5% интернет-аудитории в возрасте 14-54 лет).

Социально продающие компании (B2C)

76% компаний, торгующих онлайн, используют социальные каналы как один из источников продажи товаров. В среднем у мерчантов, использующих социальные каналы, на них приходится 39,8% выручки с онлайн-продаж.

07.png

Социальные сети — основной канал продаж у B2C-продавцов. Самая популярная у компаний социальная сеть — ВКонтакте. Здесь свои услуги и товары предлагают 15% опрошенных. На втором месте — Instagram (5,9%), на третьем — Одноклассники (3,8%). Для 80% компаний основной метод продаж в социальных сетях — через собственную страницу. 57% респондентов используют для продаж встроенные функции соцсетей, 9% — встроенные платежи.

  Лучше всего социальные продажи развиты у небольших компаний. Классические крупные интернет-магазины предпочитают использовать соцсети не для реализации товаров, а для привлечения трафика к себе на сайт.

Аналитики отмечают, что в компаниях, которые выполняют не более 10 заказов в день, на долю социальных каналов приходится 45% выручки от онлайн-продаж. При 10 заказах и более - только 25%. В среднем же по рынку около 39,8% выручки онлайн-продавцов приходится на этот канал.

08.png

Магазинам проще всего продавать в социальных сетях.  94% мерчантов, использующих социальные каналы для продаж, продают именно там.

Компании всё активнее учатся продавать через социальные каналы. У 55% мерчантов доля социальных продаж выросла за последние 12 месяцев. Быстрее всего растут продажи у продавцов, использующих мессенджеры: 74% из них отметили рост числа покупок. Чаще всего мессенджеры используются для общения продавца с покупателем (89% компаний), реже — для ведения канала с целью продаж (41%) и для рассылки предложений по клиентской базе (39%). 33% организаций, использующих социальные каналы, работают через чат-ботов.

14.png

Что продают?

Самой крупной категорией товаров, продающихся через социальные каналы, является fashion. На продажу одежды и обуви приходится 100 млрд рублей. На втором месте - электроника и бытовая техника, на третьем - услуги по аренде недвижимости (исключительно из-за очень высокого среднего чека, составляющего 6500 рублей). 

02.png

У B2C-мерчантов тройку наиболее популярных товарных категорий составляют детские товары (13% продавцов), товары для дома и ремонта (11%) и цифровой контент (10%).

09.png

Средний чек

В исследовании Data Insight речь идёт не о нескольких крупных покупках, а о 394 млн сделок со средним чеком в 1500 рублей. При этом эксперты не включали в итоговую сумму продажу недвижимости и автомобилей.  

03.png

В результате 73% социальных покупок стоят 3 000 рублей или меньше, а сделки на сумму больше 50 000 рублей составляют лишь 1% от общего числа. Интересно, что в исследовании С2С-продж, которое Data Insight представило в прошлом году, говорилось, что средний чек покупки при частной интернет-продаже приближается к 3 250 рублям. Впрочем, тогда аналитики не учитывали соцсети, где средний чек ниже. 

04.png

В 2017-2018 годах 33% продаж (в денежном выражении) было совершено на сервисах объявлений. Это почти 27% сделок. При этом почти столько же (32%) продаж пришлось на соцсети. 

Как платят? 

У частных продавцов и компаний приём оплаты устроен по-разному. Компаниям доступны готовые платёжные инструменты, пользователям — сервисы частных переводов. Из C2C-продавцов онлайн-оплату на социальных платформах принимают около 67% респондентов: 45% из них — на карту, 15% — на электронный кошелёк, 13% — на банковский счёт, 9% — на телефон. Оплату наличными принимают 63% опрошенных.

15.png

У компаний, торгующих через социальные платформы, ситуация иная: наличные принимают лишь 36% из них (оплата курьеру или при самовывозе). Для расчёта в социальных каналах 50% компаний принимают платежи с банковских карт, 40% — через интернет-банкинг, 38% — из электронных кошельков. Каждая третья компания (31%) осознанно заканчивает сделку не на социальной платформе, а на своём сайте, где обычно выбор платёжных опций шире. Тем не менее 5% компаний планируют начать принимать онлайн-оплату непосредственно в социальных каналах.

16.png

Что будет дальше?

Для B2B-мерчантов очевидна позитивная отдача от их активности в соцсетях. 55%, использующих этот канал продаж, собираются уделять ему большее внимание. 

Толчком к развитию социальных продаж, считают опрошенные B2C-компании, станет появление новых технологических решений социальных платформ, которые приблизят социальные сети к маркетплейсам.

Привлекательность социальных платформ как канала продаж будет расти. Так, 28% пользователей хотят освоить платформы, с которыми ещё не работали, 27% — планируют увеличить продажи, 23% — расширить ассортимент.

10.png

Число C2C-продавцов тоже постоянно растёт. В частности, это связано и с появлением новых площадок для торговли.

Буквально на днях интернет-магазин "Юлмарт" запустил сервис частных C2C-объявлений. Ретейлер обещает, что новый конкурент "Юлы" и Avito будет отличаться  возможностью хранить товары на складах "Юлмарта" и получать экспертизу в гарантийных центрах компании. 

В то же время государство может начать контролировать частную торговлю. За год неоднократно появлялись новости об облавах, которые правоохранительные органы проводят против людей, которые зарабатывают на продаже через соцсети. 

Управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин полагает, что рано или поздно такие продавцы окажутся  на "развилке выбора": официально стать ИП или бросить торговлю. 

Полную версию исследования можно скачать на сайте "Яндекс.Денег"

Материал по теме

Онлайн-рынок детских товаров в 2021 году: аналитика Data Insight

Материал по теме

Что волнует небольшие интернет-магазины: аналитика Boxberry

Материал по теме

Российский eCommerce в апреле 2022 года: данные АКИТ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Приглашаем на открытый митап-коктейль "Big data и AI в ритейле"

6 июля Platforma приглашает на открытый митап-коктейль "Big data и AI в ритейле". На митапе поговорим о новых способах увеличить продажи с помощью больших данных. ​Как «слезть с крючка» ценового промо? Вырас...

Онлайн-рынок детских товаров в 2021 году: аналитика Data Insight

За 2021 год российские покупатели оформили 201 млн онлайн-заказов детских товаров на сумму 215 млрд рублей. Об этом сообщается в новом отчёте Data Insight. За 2021 год сегмент детских товаров в российском eComm...

ВкусВилл запустил доставку от Калининграда до Южно-Сахалинска

ВкусВилл запустил новый сервис доставки товаров с честным составом по всей России. Заказать продукты можно в Калининграде, Якутске, Тюмени, Владивостоке, Новосибирске и любой другой, даже самой отдаленной т...

Ozon и "Связной" приступили к продаже товаров по параллельному импорту

На маркетплейсе Ozon начались продажи электроники, ввезенной в Россию по параллельному импорту.  "Мы уже начали продавать от Ozon популярные бренды электроники, в том числе смартфоны, компьютеры ...

Nike закрывает сайт в России

Nike полностью уходит из РФ. На главной странице интернет-магазина производителя показывается объявление, которое гласит: "Компания Nike Inc. приняла решение уйти с российского рынка. В связи с этим сайт ni...

Маркетплейсы упорядочат по параллели

Российские маркетплейсы могут в обязательном порядке начать указывать на карточках товара, ввезен ли он официальным дистрибьютором или в рамках параллельного импорта. С таким предложением к главе Роспотребн...