Меню

Сканирование ладоней и оплата голосом: 5 мировых тенденций, которые облегчат процесс покупки

Игорь Бахарев

В августовском опросе Capgemini 64% респондентов сообщили об использовании бесконтактных банковских карт, и для 41% это был первый опыт. Число тех, кто совершает 50-100% своих покупок онлайн, увеличилось почти в 2 раза.  Все говорит о том, что аудитория готова к инновационным решениям, способным еще сильнее облегчить процесс покупки. О самых интересных рассказала CMO Briskly Вероника Климова.

QR-код на замену эквайрингу

Картинка, на которую нужно навести камеру, чтобы перейти по «зашифрованной» ссылке, сегодня встречается как в магазинах, так и в салонах красоты, на парковках и в других местах, где нужно за что-то заплатить. Хотя свою первую волну популярности QR-коды уже пережили, уступив оплате по технологиям NFC (когда нужно приложить к терминалу телефон, смарт-часы, браслет), интерес к ним возвращается во всем мире. Отчасти потому, что они получили спрос у микро- и малого бизнеса (и идею поддержал PayPal). Чтобы получать оплату таким способом, не надо настраивать эквайринг.

В России популярность QR-оплаты вернулась благодаря СБП (Системе быстрых платежей). В октябре число проведенных транзакций с её помощью увеличилось на 24% в сравнении с сентябрьскими цифрами. ЦБ обязал все банки подключиться к данной системе. Для проведения платежа нужно навести камеру на QR-код, после чего автоматически произойдет переадресация в банковское приложение. Там, где есть NFC, идея вряд ли будет популярна, но может ускорить процесс оплаты там, где раньше приходилось вбивать банковские реквизиты: например, для переводов юрлицам, не имеющим терминала.

Моментальная оплата в соцсетях и мессенджерах

Идея предназначена для переводов между физлицами и онлайн-платежей в интернет-магазинах, преимущественно для малого бизнеса, ИП. Если раньше, чтобы купить, например, понравившуюся вещь у продавца в Instagram, приходилось просить его банковские реквизиты, теперь можно будет использовать систему Facebook Pay. Она станет общей для Facebook (и FB Messenger), Instagram и WhatsApp. 

Компания представила сервис в ноябре 2019, запустив его в США. Сегодня он есть даже в России, но только для приложения Facebook — в других странах поддерживается и Instagram. А в октябре 2020 идею стали реализовывать и в WhatsApp.

По данным Facebook, сервис поддерживает большинство дебетовых и кредитных карт, работает с PayPal, Stripe и другими платежными системами. Необходимо один раз ввести данные, а дальше подтверждать транзакцию пин-кодом или биометрией на смартфоне. 

Способ оплаты может настраиваться для каждого приложения отдельно. С учетом того, что ежемесячно WhatsApp, FB Messenger и Instagram пользуются почти 3 млрд человек, шансы на популярность у сервиса есть.

Scan&go для тех, кто не любит очереди

Кассы самообслуживания, появившиеся еще в 90-х, в Россию пришли в 2012 году и встречаются уже даже в сетях бюджетного сегмента вроде «Пятерочки». Нацелены они в первую очередь на сокращение очередей и снижение расходов на кассиров, а в условиях пандемии оценены еще и как способ уменьшить контакты с другими людьми. 

Количество обращений от бизнеса за установкой касс самообслуживания за период с марта по май 2020 выросло на 40% в сравнении с тем же периодом 2019 года.

Однако параллельно с ростом этого рынка развивается новый вариант self-checkout: технология scan&go. В России идею активно развивает стартап Briskly с приложением B-Pay, которое нужно скачать на смартфон и зарегистрировать в нем карту. Благодаря этому смартфон превращается в индивидуальный терминал: покупатель в магазине сканирует товары по штрих-коду, управляет набранной корзиной в своем смартфоне, видя при этом всю сумму покупки и имея возможность сразу получить персональные скидки и  бонусы, и в один клик оплачивает покупку через приложение без очередей и кассиров. 

По данным исследования Сбера, покупатели проводят в очередях до 5 суток в году. Следовательно, технология позволит ежегодно «экономить» потребителю до 5 суток – столько бы он потерял времени в очереди без приложения. Технология сегодня доступна во всей сети «Азбука Вкуса» в Санкт-Петербурге и в магазинах «Улыбка Радуги». 

Оплата голосом для занятых рук

С учетом спроса на услуги голосовых помощников, это ожидаемый способ отказа от прямого использования карт. Причем, уже реализованный в России, хотя испытать инновацию пока удается лишь москвичам: сегодня в 32 столичных ресторанах гостям предлагают оформлять заказы и оплачивать их, привлекая к этому «Алису». Идею реализуют компании VISA и «Яндекс» совместно с сервисом Bartello (заказ еды и напитков). Ее развитию поспособствовал CoViD-19: вся система подразумевает минимизацию контактов с официантом.

Сервис разработан на платформе «Яндекс.Диалоги» и пока доступен только обладателям карт VISA от российских банков. Схема простая: человек просит голосового помощника «Алису» вызвать навык Bartello (фактически, это «команда»), затем назвать заведение и озвучить заказ. Данные будут переданы на кухню, минуя официанта. Для оплаты счета «Алиса» потребует кодовое слово, которое подтвердит транзакцию по привязанной к сервису банковской карте.

У технологии есть шансы стать востребованной из-за роста популярности голосовых помощников: в России ими пользуются около 30% населения. Хотя бы раз в месяц к ним прибегают 50 млн человек, и 90% выбирают голосовые сервисы на смартфонах. В США и вовсе голосовые платежи популярны у 30% жителей. Если на идею будет спрос, VISA готова подключать и других партнеров к сервису. Mastercard тоже реализует подобный проект, но пока лишь на западных рынках в сотрудничестве с SoundHound Inc. и для ресторанов быстрого питания.

Биометрия вместо карт

Фраза кота Матроскина про «усы, лапы и хвост» в качестве документов становится реальностью: биометрическая идентификация все активнее используется в мире. Она может сократить время обслуживания клиента на кассе в 4 раза: с 20 секунд до 5, тем самым упрощая процесс для всех сторон. Отпечаток пальца или сканирование лица для оплаты через Apple Pay или Google Pay уже никого не удивляют, поэтому в Amazon пошли дальше и предложили избавиться от промежуточного этапа вместо смартфона. Теперь платить можно будет напрямую ладонью, прикладывая её к считывателю.

Новое устройство под названием Amazon One компания представила в конце сентября. Оно представляет собой терминал, который считывает ладонь клиента, после чего позволяет ему войти в магазин и совершать покупки. Чтобы запустить процесс, при первом визите в торговую точку понадобится привязать к своим биометрическим данным банковскую карту — процесс отнимает около минуты. Записать можно отпечаток одной руки или обеих, данные будут храниться на облачных серверах. Впоследствии будет достаточно приложить ладонь на 1-2 секунды к считывателю, чтобы он распознал клиента и впустил в магазин.

В Amazon говорят, что в мире не существует одинаковых ладоней, поэтому идентификация должна быть безошибочной. В тестовом режиме терминал будет использоваться в двух магазинах Amazon Go в Сиэтле. Если пилот окажется удачным, идея будет распространена и на другие торговые точки. Технология также может быть применена на любых проходных: например, в офисах. Тогда привязывается не банковская карта, а пропуск.


Интересно, что в России подобную идею уже пытались продвинуть: в 2015 году «Сбербанк» запустил сервис «Ладошки», который тестировали в нескольких школах. Дети приходили в образовательное учреждение, прикладывали ладонь к сканеру, система считывала отпечаток и отправляла родителям сообщение, что ребенок здесь. 

Благодаря этой же технологии дети покупали себе обед, оплачивая его по терминалу ладонью, а деньги списывались с карты родителей. Идея быстро собрала массу возмущений Роскомнадзора и других чиновников, но и в 2020 году она жива и активна в более чем 600 школах России. Кроме того, в московских магазинах «Азбука Вкуса» есть терминалы «Сбербанка», позволяющие оплатить покупку отпечатком пальца. Вариант с ладонью уже не за горами.

Правда если оплата голосом в России может пользоваться спросом, то с биометрической все сложнее. До конца 2020 года должны принять закон о биометрии. Он определит требования к безопасности данных, а также сферы, где подобные технологии имеют право применяться. Правда неизвестно, захотят ли россияне вносить данные в Единую биометрическую систему: на данный момент в ней всего 150 тыс. слепков. Если закон примут, идея будет в короткие сроки реализована в сети гипермаркетов «Лента» и в кофейнях Coffee Bean.



Материал по теме

Как выглядит "магазин будущего": версия X5 Retail Group

Материал по теме

"Пятерочка " откроет свой аналог Amazon Go уже в октябре

Материал по теме

Как eCommerce провел это лето: аналитика Assist

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Фулфилмент для интернет-торговли 2020: аналитика Data Insight

Рынок фулфилмента в России в 2019 году составил 15 млрд рублей. Всего было обработано 65 млн отправлений. К концу 2020 года объём рынка достигнет 27,5 млрд рублей, что соответствует 109 млн отправлений....

Эффективные модели 2020: что советуют сибирские компании

18 и 19 ноября 2020 года Obuv Rossii Conference и e-commerce клуб "Сибирь" провели 6-ю Сибирскую конференцию "Эффективный интернет маркетинг: как получить результат" - eMarketingSib-2020. Мы расспросили спик...

KupiVip будет развивать fashion-бизнес на AliExpress

KupiVip и AliExpress Россия объявили о заключении договора эксклюзивного партнерства. На площадке уже появился официальный магазин ритейлера. Там будет представлено 100 тысяч товаров из ассортимента интерне...

"Киберпонедельник" в США и Великобритании: рекорды и разочарования

Продажи американских ритейлеров в "киберпонедельник" выросли на 15,1% по сравнению с показателем за тот же день прошлого года и достигли рекордных $10,8 млрд. По данным Adobe Analytics, более трети покупо...

"Тинькофф" заинтересовался eGrocery

В суперприложении банка "Тинькофф" в разделе "Продукты" появился мини-магазин "Азбуки вкуса". Теперь пользователи могут прямо через интерфейс приложения заказывать доставку продуктов из магазинов сети. Серв...

"Лента" запустила онлайн-заказ в 70 городах

Сеть "Лента" открыла сервис заказа и самовывоза во всех городах присутствия компании. Услуга экспресс-доставки доступна жителям более 70 городов и до конца года заработает по всей стране. Покупатели ...