Сканирование ладоней и оплата голосом: 5 мировых тенденций, которые облегчат процесс покупки

Игорь Бахарев

В августовском опросе Capgemini 64% респондентов сообщили об использовании бесконтактных банковских карт, и для 41% это был первый опыт. Число тех, кто совершает 50-100% своих покупок онлайн, увеличилось почти в 2 раза.  Все говорит о том, что аудитория готова к инновационным решениям, способным еще сильнее облегчить процесс покупки. О самых интересных рассказала CMO Briskly Вероника Климова.

QR-код на замену эквайрингу

Картинка, на которую нужно навести камеру, чтобы перейти по «зашифрованной» ссылке, сегодня встречается как в магазинах, так и в салонах красоты, на парковках и в других местах, где нужно за что-то заплатить. Хотя свою первую волну популярности QR-коды уже пережили, уступив оплате по технологиям NFC (когда нужно приложить к терминалу телефон, смарт-часы, браслет), интерес к ним возвращается во всем мире. Отчасти потому, что они получили спрос у микро- и малого бизнеса (и идею поддержал PayPal). Чтобы получать оплату таким способом, не надо настраивать эквайринг.

В России популярность QR-оплаты вернулась благодаря СБП (Системе быстрых платежей). В октябре число проведенных транзакций с её помощью увеличилось на 24% в сравнении с сентябрьскими цифрами. ЦБ обязал все банки подключиться к данной системе. Для проведения платежа нужно навести камеру на QR-код, после чего автоматически произойдет переадресация в банковское приложение. Там, где есть NFC, идея вряд ли будет популярна, но может ускорить процесс оплаты там, где раньше приходилось вбивать банковские реквизиты: например, для переводов юрлицам, не имеющим терминала.

Моментальная оплата в соцсетях и мессенджерах

Идея предназначена для переводов между физлицами и онлайн-платежей в интернет-магазинах, преимущественно для малого бизнеса, ИП. Если раньше, чтобы купить, например, понравившуюся вещь у продавца в Instagram, приходилось просить его банковские реквизиты, теперь можно будет использовать систему Facebook Pay. Она станет общей для Facebook (и FB Messenger), Instagram и WhatsApp. 

Компания представила сервис в ноябре 2019, запустив его в США. Сегодня он есть даже в России, но только для приложения Facebook — в других странах поддерживается и Instagram. А в октябре 2020 идею стали реализовывать и в WhatsApp.

По данным Facebook, сервис поддерживает большинство дебетовых и кредитных карт, работает с PayPal, Stripe и другими платежными системами. Необходимо один раз ввести данные, а дальше подтверждать транзакцию пин-кодом или биометрией на смартфоне. 

Способ оплаты может настраиваться для каждого приложения отдельно. С учетом того, что ежемесячно WhatsApp, FB Messenger и Instagram пользуются почти 3 млрд человек, шансы на популярность у сервиса есть.

Scan&go для тех, кто не любит очереди

Кассы самообслуживания, появившиеся еще в 90-х, в Россию пришли в 2012 году и встречаются уже даже в сетях бюджетного сегмента вроде «Пятерочки». Нацелены они в первую очередь на сокращение очередей и снижение расходов на кассиров, а в условиях пандемии оценены еще и как способ уменьшить контакты с другими людьми. 

Количество обращений от бизнеса за установкой касс самообслуживания за период с марта по май 2020 выросло на 40% в сравнении с тем же периодом 2019 года.

Однако параллельно с ростом этого рынка развивается новый вариант self-checkout: технология scan&go. В России идею активно развивает стартап Briskly с приложением B-Pay, которое нужно скачать на смартфон и зарегистрировать в нем карту. Благодаря этому смартфон превращается в индивидуальный терминал: покупатель в магазине сканирует товары по штрих-коду, управляет набранной корзиной в своем смартфоне, видя при этом всю сумму покупки и имея возможность сразу получить персональные скидки и  бонусы, и в один клик оплачивает покупку через приложение без очередей и кассиров. 

По данным исследования Сбера, покупатели проводят в очередях до 5 суток в году. Следовательно, технология позволит ежегодно «экономить» потребителю до 5 суток – столько бы он потерял времени в очереди без приложения. Технология сегодня доступна во всей сети «Азбука Вкуса» в Санкт-Петербурге и в магазинах «Улыбка Радуги». 

Оплата голосом для занятых рук

С учетом спроса на услуги голосовых помощников, это ожидаемый способ отказа от прямого использования карт. Причем, уже реализованный в России, хотя испытать инновацию пока удается лишь москвичам: сегодня в 32 столичных ресторанах гостям предлагают оформлять заказы и оплачивать их, привлекая к этому «Алису». Идею реализуют компании VISA и «Яндекс» совместно с сервисом Bartello (заказ еды и напитков). Ее развитию поспособствовал CoViD-19: вся система подразумевает минимизацию контактов с официантом.

Сервис разработан на платформе «Яндекс.Диалоги» и пока доступен только обладателям карт VISA от российских банков. Схема простая: человек просит голосового помощника «Алису» вызвать навык Bartello (фактически, это «команда»), затем назвать заведение и озвучить заказ. Данные будут переданы на кухню, минуя официанта. Для оплаты счета «Алиса» потребует кодовое слово, которое подтвердит транзакцию по привязанной к сервису банковской карте.

У технологии есть шансы стать востребованной из-за роста популярности голосовых помощников: в России ими пользуются около 30% населения. Хотя бы раз в месяц к ним прибегают 50 млн человек, и 90% выбирают голосовые сервисы на смартфонах. В США и вовсе голосовые платежи популярны у 30% жителей. Если на идею будет спрос, VISA готова подключать и других партнеров к сервису. Mastercard тоже реализует подобный проект, но пока лишь на западных рынках в сотрудничестве с SoundHound Inc. и для ресторанов быстрого питания.

Биометрия вместо карт

Фраза кота Матроскина про «усы, лапы и хвост» в качестве документов становится реальностью: биометрическая идентификация все активнее используется в мире. Она может сократить время обслуживания клиента на кассе в 4 раза: с 20 секунд до 5, тем самым упрощая процесс для всех сторон. Отпечаток пальца или сканирование лица для оплаты через Apple Pay или Google Pay уже никого не удивляют, поэтому в Amazon пошли дальше и предложили избавиться от промежуточного этапа вместо смартфона. Теперь платить можно будет напрямую ладонью, прикладывая её к считывателю.

Новое устройство под названием Amazon One компания представила в конце сентября. Оно представляет собой терминал, который считывает ладонь клиента, после чего позволяет ему войти в магазин и совершать покупки. Чтобы запустить процесс, при первом визите в торговую точку понадобится привязать к своим биометрическим данным банковскую карту — процесс отнимает около минуты. Записать можно отпечаток одной руки или обеих, данные будут храниться на облачных серверах. Впоследствии будет достаточно приложить ладонь на 1-2 секунды к считывателю, чтобы он распознал клиента и впустил в магазин.

В Amazon говорят, что в мире не существует одинаковых ладоней, поэтому идентификация должна быть безошибочной. В тестовом режиме терминал будет использоваться в двух магазинах Amazon Go в Сиэтле. Если пилот окажется удачным, идея будет распространена и на другие торговые точки. Технология также может быть применена на любых проходных: например, в офисах. Тогда привязывается не банковская карта, а пропуск.


Интересно, что в России подобную идею уже пытались продвинуть: в 2015 году «Сбербанк» запустил сервис «Ладошки», который тестировали в нескольких школах. Дети приходили в образовательное учреждение, прикладывали ладонь к сканеру, система считывала отпечаток и отправляла родителям сообщение, что ребенок здесь. 

Благодаря этой же технологии дети покупали себе обед, оплачивая его по терминалу ладонью, а деньги списывались с карты родителей. Идея быстро собрала массу возмущений Роскомнадзора и других чиновников, но и в 2020 году она жива и активна в более чем 600 школах России. Кроме того, в московских магазинах «Азбука Вкуса» есть терминалы «Сбербанка», позволяющие оплатить покупку отпечатком пальца. Вариант с ладонью уже не за горами.

Правда если оплата голосом в России может пользоваться спросом, то с биометрической все сложнее. До конца 2020 года должны принять закон о биометрии. Он определит требования к безопасности данных, а также сферы, где подобные технологии имеют право применяться. Правда неизвестно, захотят ли россияне вносить данные в Единую биометрическую систему: на данный момент в ней всего 150 тыс. слепков. Если закон примут, идея будет в короткие сроки реализована в сети гипермаркетов «Лента» и в кофейнях Coffee Bean.



Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Материал по теме

Масштабирование VS Сокращение затрат: какую сторону выбрать компаниям eCommerce?

Материал по теме

Amazon представил нового персонального консультанта по покупкам

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.