Сибирский ритейл: что новенького?

Игорь Бахарев

В конце мая в Новосибирске проходила 3-я Сибирская конференция по интернет-торговле товарами и услугами ESIB2017. Мы побеседовали с несколькими экспертами этой конференции о том, в чем особенности регионального рынка и как сибирским интернет-магазинам успешно конкурировать с федеральными и глобальными игроками.

Вы следите за региональными рынками и общаетесь с игроками, активно работающими вдали от столиц. Какие? По вашим наблюдениям, особенности у сибирского рынка интернет-торговли? Какие перспективы у данного регионального рынка, какие сегменты наиболее привлекательны?

Сибирский ритейл: что новенького? - 1Ирина Поддубная, директор по маркетингу, Всемайки.ру, основатель клуба e-commerce «Сибирь»: В Сибири, как ни странно, много небольших производителей, которые имеют потенциал для роста и масштабирования на всю Россию, они со временем набирают опыт управления и понимания процессов интернет-торговли. Конечно, на общей карте интернет-магазинов их пока не видно, но уже через пару лет ситуация может измениться.

Сибирский ритейл: что новенького? - 2Екатерина Степанюк, директор по развитию, GfK :  По количеству потребителей, которые совершают покупки в Интернете, Сибирский округ превосходит среднероссийский уровень и лишь немного уступает Москве и Центральному федеральному округу (в процентном выражении это больше 25%). Впрочем, поскольку для интернет-торговли привязка к определенной территории не очень важна, то, на мой взгляд, для региона характерны общероссийские тренды.

София Макаревич, руководитель направления интернет-продаж ГК «Обувь России»: Особой разницы мы не наблюдаем. То, что стоило бы отметить, — потребитель менее избалованный, чем в столичном регионе; готов дольше ждать доставку товара.

Скажите, если смотреть, так сказать, из российской глубинки,  какие тренды 2017 года стоит отметить? Что определит развитие рынка на ближайшее будущее?

Екатерина Степанюк: Онлайн продолжает оставаться самым быстрорастущим каналом, популярность которого у потребителя отчасти была простимулирована кризисом в экономике: как известно, шоппинг в сети привлекает более низкими ценами и широтой выбора, и именно это потребители ищут при ухудшении экономической ситуации.

Дальнейшее развитие рынка зависит от законодательных инициатив, и для таких сегментов, как лекарственные средства и алкоголь, тема легализации онлайн шоппинга активно обсуждается. Мы видим, что от года к году растет доля потребителей, кто готов покупать в сети товары на этих рынках.

Сибирский ритейл: что новенького? - 3София Макаревич: Прежде всего это растущая доля мобильной аудитории. Участники рынка обсуждают и отмечают эту тенденцию уже несколько лет. Но по факту в 2017 году мало у кого есть нормальные мобильные версии и мобильные приложения. Еще один тренд — развитие интернет-площадок, таких как: Wildberries, Lamoda, Ulmart, они сейчас задают темп развития всему рынку.

Как изменилось поведение потребителей? И как это влияет на рынок?

Ирина Поддубная: С одной стороны, потребителям надоело экономить, они начали тратить, но, с другой стороны, услуги стали конкурировать с товарами. Сейчас потребитель готов платить за эмоции, за хорошее настроение и зачастую жертвует покупками бытовых вещей или обновлением гардероба.

Екатерина Степанюк: Мы фиксируем смещение фокуса от «я имею» к «я умею». Потребители сейчас в первую очередь настроены на получение нового опыта, и не обязательно потребительского. Именно поэтому продвинутый ритейл предлагает развлечения не столько для «фана», сколько для обучения и личностного саморазвития. Потрясающий факт состоит в том, что около 30% потребителей в России и мире говорят, что для них новые впечатления очень важны. Тридцать процентов! Самое время ритейлу осознать, что сейчас идет активное формирование новых требований со стороны потребителя. Новый опыт и впечатления – это новый must have для успешных ритейлеров.

София Макаревич:  Потребитель стал выбирать более дешевые товары. Спонтанных покупок меньше, внимания скидкам/распродажам больше. Средний чек также немного проседает. Сокращается время пребывания пользователя на сайте; как результат, для удержания его внимания у интернет-площадок остается все меньше и меньше времени. Если посетитель что-то не нашел – он сразу уходит в другой интернет-магазин. Он не готов долго задерживаться на одной площадке, как было раньше, у него появился выбор.

Какие основные факторы помогают сегодня интернет-магазинам оставаться конкурентоспособными? Сервис, доставка и т.д.?

Ирина Поддубная:  Существенное конкурентное преимущество в первую очередь дает наличие розничной сети или пунктов самовывоза. Сервис с точки зрения правильно выстроенных коммуникаций позволяет держать марку, но он легко копируемый, поэтому всегда нужно изобретать что-то еще.

Екатерина Степанюк: В первую очередь нужно убедить своего потребителя в безопасности платежей и передаче личной информации. Вы можете быть профи в этом вопросе, но важно объяснить потребителю,  что именно с вами он в безопасности. После безопасности по остроте идут вопросы доставки, ее стоимости и сроки, а также условия возврата товара. Эти вопросы входят в представление потребителя о качестве сервиса наряду с ассортиментом, ценами и прочим. Соответственно, вы должны превосходить конкурентов по этим параметрам.

На что следует обратить внимание региональным интернет-магазинам, чтобы успешно конкурировать с федеральным и глобальными игроками рынка?

Ирина Поддубная: Что бы успешно конкурировать, нужно четко понимать своего потребителя и нишу, фокусироваться на этом и становиться лидером там.

София Макаревич: На качество предоставляемых услуг. Идеальных интернет-магазинов у нас пока нет. Можно хорошо отстроится от конкурентов, если обращать внимание на такие параметры, как сервис и взаимодействие с потребителем. Если говорить о небольших интернет-магазинах, то именно хорошие/близкие взаимоотношения с покупателем — главное преимущество для них.

Как вы видите развитие омниканальности в региональном eCommerce и в вашем магазине в частности?

Ирина Поддубная: На развитие омниканальности требуется значительное количество ресурсов. Чем крупнее бизнес, тем сложнее даются все перестройки, но так или иначе через несколько лет многие компании к этому придут.

Екатерина Степанюк: Важно помнить, что потребитель живет в мультиканальной среде, поэтому для него нормально сравнивать онлайн и офлайн магазины. Следовательно, конкурентная среда для онлайн-магазина не ограничивается интернетом, она намного шире и включает офлайновую розницу. По нашим данным для 48% потребителей важно видеть товар «вживую».

София Макаревич: Тренд на омниканальность уже не совсем новый, но тем не менее актуален, так как еще не все игроки встроили онлайн-бизнес в офлайн. Это долгий процесс. У клиента такая потребность уже точно сформирована (он не разделяет онлайн и офлайн), однако еще не все компании перестроили свои процессы, чтобы соответствовать данным требованиям.

Не боитесь ли вы все возрастающей конкуренции Китая и С2С-продаж?

Ирина Поддубная: «Волков бояться в лес не ходить», — эта народная мудрость четко выражает смысл. Конечно, китайские магазины пошатнут структуру и состав интернет-магазинов низкоценового сегмента, но на всех это не распространится. Далее дело будет за тем, как вы позиционируете ваш бренд, насколько умеете привлекать и удерживать внимание потребителей. Думаю, креатив в контенте и персональные коммуникации будут набирать все большие обороты, ведь именно ваша уникальная история будет оттягивать внимание потребителя от гигантов рынка в вашу сторону.

София Макаревич: С2С-продажи при текущей ситуации на рынке увеличивают свое влияние, но в нашем сегменте (одежда и обувь) мы не ждем их существенного роста.
Китайские и европейские интернет-магазины — это достаточно большая угроза, особенно если они успешно адаптируются к нашим расстояниям — в первую очередь речь идет о сервисе и доставке. Пока еще зарубежные интернет-магазины уступают по срокам доставки российским, что, например, для категории одежда и обувь является существенным ограничением для их развития в России.

Материал по теме

Как масштабировать бизнес в узкой тематике в регионы: кейс

Материал по теме

Калининградским онлайн-магазинам облегчат онлайн-торговлю

Материал по теме

Павел Трубецков (CS-Cart ): "Региональные маркетплейсы стали спасательным кругом для мелких производителей в новых реалиях"

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Не офлайном единым: как использовать визуальный мерчандайзинг в eСommerce

current-theme

СДЭК Фулфилмент стал первым российским логистическим оператором, вышедшим на ближневосточный рынок

current-theme

Открыта регистрация на премию ECOM AWARDS 2025

current-theme

Как россияне делают импульсивные покупки в онлайне

current-theme

Дмитрий Смирнов: "Офлайн ритейл становится “умнее”. Как ИИ превращает данные в рост продаж"

current-theme

Покупатели в онлайне стали требовательнее: что раздражает клиентов в 2025 году

current-theme

Яндекс Директ выводит рекламу в витрины Дикси

current-theme

Wildberries тестирует метку для товаров с высоким рейтингом

current-theme

Приглашаем на Yandex Ecom Open Air - крупный фестиваль про онлайн-продажи

current-theme

Битва за "последнюю милю": как китайские сервисы доставки переходят от ценовых войн к борьбе за качество

current-theme

Маркетплейсы переформатируют электронную торговлю: 53% роста к 2030 году

current-theme

Российские бренды товаров для дома ускоряют рост на маркетплейсах

Актуальное сейчас

Не офлайном единым: как использовать визуальный мерчандайзинг в eСommerce

Сделать из обычной витрины настоящий инструмент продаж — непростая задача. Почему кто-то сразу тянется к "той самой" паре кроссовок и бросает её в корзину еще до того, как прочел описание? Как на это влияют ...

СДЭК Фулфилмент стал первым российским логистическим оператором, вышедшим на ближневосточный рынок

СДЭК выполнил первую доставку российской продукции на крупнейший маркетплейс Объединенных Арабских Эмиратов - Noon. Партия состояла из косметики для барбершопов и была успешно доставлена в Дубай. Noo...

Открыта регистрация на премию ECOM AWARDS 2025

Стартовала регистрация участников на престижную отраслевую премию ECOM AWARDS 2025, которая проводится в рамках ежегодного Международного Форума электронной коммерции и ритейла E-Retail Week. Начал...

Как россияне делают импульсивные покупки в онлайне

Спонтанные покупки в России перестали быть прерогативой молодежи — бумеры, миллениалы и зумеры одинаково часто совершают незапланированные заказы онлайн. Однако поколения различаются по сумме расходов и гот...

Дмитрий Смирнов: "Офлайн ритейл становится “умнее”. Как ИИ превращает данные в рост продаж"

Персонализация в офлайн-рознице, основанная на искусственном интеллекте, становится ключевым фактором роста продаж и лояльности клиентов. Используя данные о покупательском поведении, ритейлеры создают уникальны...

Покупатели в онлайне стали требовательнее: что раздражает клиентов в 2025 году

Почти половина (46%) покупателей в России заказывает товары онлайн только по необходимости, а 10% делает это ежедневно. Такие данные получил ИТ-интегратор AWG в ходе опроса пользователей маркетплейсов и инт...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.