Павел Трубецков (CS-Cart ): "Региональные маркетплейсы стали спасательным кругом для мелких производителей в новых реалиях"

Игорь Бахарев

"Центры развития бизнеса" в разных регионах России в последнее время активно создают региональные маркетплейсы. Продавцы из местных малых, а также средних компаний могут с помощью таких платформ торговать своими товарами, как на локальном, так и на общероссийском рынке. Директор по маркетингу компании-разработчика платформы для маркетплеейсов CS-Cart Россия Павел Трубецков, у которого есть опыт развития таких маркетплейсов, рассказал нам о региональных площадках и их перспективах.

— Павел, почему сейчас активно запускаются региональные маркетплейсы?

Маркетплейсы в целом — наиболее выгодная бизнес-модель сейчас. Если посмотрите на современный оффлайн-ритейл, то увидите, что ритейлеры меняют курс на маркетплейсы. Кто-то запускает собственные маркетплейсы как, например СДЭК, кто-то расширяется на уже работающие площадки вроде Wilberries и "Яндекс.Маркета" (бывший «Беру»).

Региональные же площадки — это отдельная категория маркетплейсов, которые часто служат другим целям нежели крупные площадки, работающие на всю страну. Как правило, такие проекты запускают благотворительные, некоммерческие, правительственные и околоправительственные организации. А цели обычно две:

  • Помочь местным производителям выйти на новые рынки, расширить охват или просто получить дополнительный доход из онлайна

  • Поддержать региональную экономику

Ограничения, введенные для предотвращения распространения COVID-19, серьезно ударили по компаниям. Но тяжелее всего пришлось как раз некоммерческим организациями, существующим за счет выставок и дотаций от бизнесов. В том числе и поэтому количество региональных маркетплейсов резко выросло. Маркетплейсы стали спасательным кругом для НКО, малого бизнеса и мелких производителей в новых реалиях.

Поэтому мы помогали таким организациям запускать маркетплейсы, и в 90% случаев они преследовали первую цель — помочь местным фермерам, производителям и ремесленникам.

— Что обычно продают на таких маркетплейсах?

Это зависит от цели и региона. Например, летом Удмуртия совместно с CS-Cart Россия запустила собстенный маркетплейс, на котором могут торговать только компании из Удмуртской Республики — чтобы зарегистрироваться для продажи своих товаров, нужен Удмуртский ИНН. При этом продавцы могу торговать чем угодно (что не запрещено законом, конечно). Удмуртский маркетплейс продвигает товары региональных производителей на внешние рынки.

Большая часть региональных маркетплейсов призвана помочь локальным фермерам эффективнее реализовывать продукцию, особенно в условиях карантина и самоизоляции. Любопытный кейс был в Смоленске: местные урбанисты долго боролись с застройкой зеленой зоны города рынками. Они смогли убедить администрацию города в ненужности рынков с павильнонами и палатками, сохранив зеленую зону под парк, которых в Смоленске и так мало.

Ребята нам рассказали, что после этой борьбы с рынком у них появилась идея заменить рынки на онлайн-площадки, где фермеры смогут реализовывать свою продукцию напрямую. То есть на этом маркетплейсе продают только фермерские товары.

Также у нас были кейсы маркетплейсов, где продаются только средства индивидуальной защиты или только изделия ручной работы племени бедуинов, которые живут где-то посреди пустыни.

— Какие перспективы у продавцов на региональных маркетплейсах?

Запуск маркетплейса — дело ресурсозатратное. Так или иначе нужны деньги на техническую базу, разработку, поддержку проекта. Если региональный маркетплейс запущен правительством или бизнесом с деньгами, то перспективы как и у самого проекта, так и у продавцов — наилучшие. Часто на таких маркетплейсах продавцы ничего площадке платить не должны: нет платы за регистрацию и комиссий с продаж, как минимум первое время. Обычно так бывает на площадках, запущенных правительством для развития экономики региона.

Если же маркетплейс запущен некоммерческой организацией, у которой нет собственных средств для ведения проекта, тут как повезет. Если проект действительно нужный, НКО проще привлечь инвестиции. Если проект слабый или плохо продуманный, то скорее всего он не выживет, а продавцы уйдут с него. К сожалению, у нас такие кейсы тоже были.

—  А можно успешный пример? 

В качестве примера успешного регионального маркетплейса, который действительно выстрелил, можно опять же привести Удмуртский UDM.MARKET. Маркетплейс активно развивается, мы держим связь с представителями. За три месяца на площадке начали торговать 86 удмуртских компаний, а в сентябре маркетплейс получил первые заказы на 578 тысяч рублей. Сейчас на площадке не так много товаров — чуть больше 600, но это только начало, и по опыту — динамика хорошая.

На этом маркетплейсе у продавцов отличные перспективы выйти на международный рынок. И это уже происходит. Клиника из Анголы уже закупает у них медицинское оборудование и средства защиты — маски, халаты, комбинезоны, бахилы, шапочки.

— Какие обычно условия для продавцов на таких маркетплейсах? Должны ли продавцы платить комиссию с продаж, например?

Если проект баготворительный, то с большой вероятностью продавцы не платят ни за регистрацию на площадке, ни комиссии с продаж, как это бывает на крупных коммерческих маркетплейсах. Даже если региональный маркетплейс запущен с целью получения выгоды, то часто на первоначальных этапах с продавцов тоже не вычитают комиссию или абонентскую плату.

Дело в том, что привлечение продавцов — одна из самых сложных задач при запуске маркетплейса. Ведь сначала нужно заполнить каталог товарами, а уже потом привлекать покупателей.

Небольшим региональным площадкам, тем более новым, сложнее привлечь поставщиков, чем крупным раскрученным маркетплейсам. Поэтому владельцы мелких маркетплейсов привлекают продавцов выгодными условиями: отсутствием абонентской платы, комиссий и взноса за регистрацию.

На некоторых площадках такие условия временные, например, только в первый год. Но на маркетплейсах, запущенных НКО для поддержки региональных производителей, как правило, никаких дополнительных пошлин для продавцов нет.

Материал по теме

Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

Материал по теме

Предприниматели стали быстрее выходить на маркетплейсы

Материал по теме

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-платформы B2B становятся ключевым элементом продовольственного ритейла в России

Экономические трудности последних лет стимулировали трансформацию российской торговли, особенно в сегменте продовольственного ритейла. Рост цен на сырье и дефицит кадров, затронувший более 86% компаний в 20...

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

Salist выводит на рынок биддер, в основе которого — новая AI-технология: она автоматизирует настройку рекламных кампаний и управление ставками, помогая удерживать товар в топе и не выходить за рамки бюджета....

Как будет меняться мобильный маркетинг в 2025 году

Эксперты международного агентства мобильного маркетинга Mobisharks прогнозируют в 2025 году перераспределение рекламного бюджета в пользу видеосетей, а также рост OEM-трафика.  В 2025 году на рекламном рынк...

Как брошенные корзины бьют по онлайн-ритейлу: опыт Британии

Британские розничные торговцы в 2024 году упустили £38 млрд потенциальных онлайн-продаж из-за отказа покупателей от оформления заказов. Согласно новому исследованию Retail Economics и GFS, этот показатель в...

eCommerce-стартап обвинили в использовании труда живых людей вместо ИИ

Министерство юстиции США предъявило обвинения основателю и бывшему генеральному директору стартапа Nate Альберту Санигеру, разрабатывавшего приложение для покупок с использованием искусственного интеллекта....

Wildberries запускает партнерскую программу для блогеров в Wibes

Wildberries начал монетизацию для блогеров в своем видеоприложении Wibes, сообщила глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким на Конференции инновационных технологий электронной коммерции (К...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.