Павел Трубецков (CS-Cart ): "Региональные маркетплейсы стали спасательным кругом для мелких производителей в новых реалиях"

Игорь Бахарев

"Центры развития бизнеса" в разных регионах России в последнее время активно создают региональные маркетплейсы. Продавцы из местных малых, а также средних компаний могут с помощью таких платформ торговать своими товарами, как на локальном, так и на общероссийском рынке. Директор по маркетингу компании-разработчика платформы для маркетплеейсов CS-Cart Россия Павел Трубецков, у которого есть опыт развития таких маркетплейсов, рассказал нам о региональных площадках и их перспективах.

— Павел, почему сейчас активно запускаются региональные маркетплейсы?

Маркетплейсы в целом — наиболее выгодная бизнес-модель сейчас. Если посмотрите на современный оффлайн-ритейл, то увидите, что ритейлеры меняют курс на маркетплейсы. Кто-то запускает собственные маркетплейсы как, например СДЭК, кто-то расширяется на уже работающие площадки вроде Wilberries и "Яндекс.Маркета" (бывший «Беру»).

Региональные же площадки — это отдельная категория маркетплейсов, которые часто служат другим целям нежели крупные площадки, работающие на всю страну. Как правило, такие проекты запускают благотворительные, некоммерческие, правительственные и околоправительственные организации. А цели обычно две:

  • Помочь местным производителям выйти на новые рынки, расширить охват или просто получить дополнительный доход из онлайна

  • Поддержать региональную экономику

Ограничения, введенные для предотвращения распространения COVID-19, серьезно ударили по компаниям. Но тяжелее всего пришлось как раз некоммерческим организациями, существующим за счет выставок и дотаций от бизнесов. В том числе и поэтому количество региональных маркетплейсов резко выросло. Маркетплейсы стали спасательным кругом для НКО, малого бизнеса и мелких производителей в новых реалиях.

Поэтому мы помогали таким организациям запускать маркетплейсы, и в 90% случаев они преследовали первую цель — помочь местным фермерам, производителям и ремесленникам.

— Что обычно продают на таких маркетплейсах?

Это зависит от цели и региона. Например, летом Удмуртия совместно с CS-Cart Россия запустила собстенный маркетплейс, на котором могут торговать только компании из Удмуртской Республики — чтобы зарегистрироваться для продажи своих товаров, нужен Удмуртский ИНН. При этом продавцы могу торговать чем угодно (что не запрещено законом, конечно). Удмуртский маркетплейс продвигает товары региональных производителей на внешние рынки.

Большая часть региональных маркетплейсов призвана помочь локальным фермерам эффективнее реализовывать продукцию, особенно в условиях карантина и самоизоляции. Любопытный кейс был в Смоленске: местные урбанисты долго боролись с застройкой зеленой зоны города рынками. Они смогли убедить администрацию города в ненужности рынков с павильнонами и палатками, сохранив зеленую зону под парк, которых в Смоленске и так мало.

Ребята нам рассказали, что после этой борьбы с рынком у них появилась идея заменить рынки на онлайн-площадки, где фермеры смогут реализовывать свою продукцию напрямую. То есть на этом маркетплейсе продают только фермерские товары.

Также у нас были кейсы маркетплейсов, где продаются только средства индивидуальной защиты или только изделия ручной работы племени бедуинов, которые живут где-то посреди пустыни.

— Какие перспективы у продавцов на региональных маркетплейсах?

Запуск маркетплейса — дело ресурсозатратное. Так или иначе нужны деньги на техническую базу, разработку, поддержку проекта. Если региональный маркетплейс запущен правительством или бизнесом с деньгами, то перспективы как и у самого проекта, так и у продавцов — наилучшие. Часто на таких маркетплейсах продавцы ничего площадке платить не должны: нет платы за регистрацию и комиссий с продаж, как минимум первое время. Обычно так бывает на площадках, запущенных правительством для развития экономики региона.

Если же маркетплейс запущен некоммерческой организацией, у которой нет собственных средств для ведения проекта, тут как повезет. Если проект действительно нужный, НКО проще привлечь инвестиции. Если проект слабый или плохо продуманный, то скорее всего он не выживет, а продавцы уйдут с него. К сожалению, у нас такие кейсы тоже были.

—  А можно успешный пример? 

В качестве примера успешного регионального маркетплейса, который действительно выстрелил, можно опять же привести Удмуртский UDM.MARKET. Маркетплейс активно развивается, мы держим связь с представителями. За три месяца на площадке начали торговать 86 удмуртских компаний, а в сентябре маркетплейс получил первые заказы на 578 тысяч рублей. Сейчас на площадке не так много товаров — чуть больше 600, но это только начало, и по опыту — динамика хорошая.

На этом маркетплейсе у продавцов отличные перспективы выйти на международный рынок. И это уже происходит. Клиника из Анголы уже закупает у них медицинское оборудование и средства защиты — маски, халаты, комбинезоны, бахилы, шапочки.

— Какие обычно условия для продавцов на таких маркетплейсах? Должны ли продавцы платить комиссию с продаж, например?

Если проект баготворительный, то с большой вероятностью продавцы не платят ни за регистрацию на площадке, ни комиссии с продаж, как это бывает на крупных коммерческих маркетплейсах. Даже если региональный маркетплейс запущен с целью получения выгоды, то часто на первоначальных этапах с продавцов тоже не вычитают комиссию или абонентскую плату.

Дело в том, что привлечение продавцов — одна из самых сложных задач при запуске маркетплейса. Ведь сначала нужно заполнить каталог товарами, а уже потом привлекать покупателей.

Небольшим региональным площадкам, тем более новым, сложнее привлечь поставщиков, чем крупным раскрученным маркетплейсам. Поэтому владельцы мелких маркетплейсов привлекают продавцов выгодными условиями: отсутствием абонентской платы, комиссий и взноса за регистрацию.

На некоторых площадках такие условия временные, например, только в первый год. Но на маркетплейсах, запущенных НКО для поддержки региональных производителей, как правило, никаких дополнительных пошлин для продавцов нет.

Материал по теме

Россияне предпочитают маркетплейсы и сайты с объявлениями для поиска товаров

Материал по теме

Продавцы маркетплейсов получат право запрещать скидки на свои товары

Материал по теме

Маркетплейсы обяжут маркировать платную рекламу в выдаче

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Оборот.ру приглашает на ECOM Expo'25

current-theme

Российский eCommerce: рост на фоне торможения

current-theme

Праздничный сезон принес на рынок eСommerce всплеск кибератак: миллионы ботов атакуют ритейлеров

current-theme

"Штука, которая стреляет мячами": как россияне ищут товары, не зная их названия

current-theme

Подарки не по вкусу: россияне возвращают и перепродают подаренные товары

current-theme

Сеть "Ёбидоёби" решили прорекламироваться за счёт Wildberries

current-theme

"Самокат" запускает новый рекламный формат

current-theme

Яндекс Маркет расширяет сервис "доставка по клику" на пункты выдачи заказов в 11 городах России

current-theme

Ozon вслед за WildBerries начал продавать автомобили с пробегом

current-theme

Закон о платформенной экономике: традиционный ритейл требует регулирования маркетплейсов

current-theme

Акционеры М.Видео-Эльдорадо инвестируют в онлайн-развитие группы

current-theme

Минэкономразвития рассматривает возможность эксперимента по ограничению покупок на маркетплейсах

Актуальное сейчас

Оборот.ру приглашает на ECOM Expo'25

Уже открыта регистрация на ECOM Expo'25 – крупнейшую выставку ecommerce-технологий. Более 12 000 гостей найдут полезные знакомства и внедрят 300 передовых инструментов в свою работу: от аналитики для селл...

Российский eCommerce: рост на фоне торможения

Российский рынок онлайн-торговли за период с 2019 по 2024 год увеличился почти в 7,5 раза. Согласно исследованию компании "Яков и партнеры", он вырос до 12,6 трлн рублей с 1,7 трлн рублей. Доля электронной ...

Праздничный сезон принес на рынок eСommerce всплеск кибератак: миллионы ботов атакуют ритейлеров

Праздничный сезон традиционно стал периодом повышенной активности киберпреступников, атакующих интернет-магазины и их клиентов. Согласно данным компании Curator, количество сетевых атак на платформы электро...

"Штука, которая стреляет мячами": как россияне ищут товары, не зная их названия

Пользователи всё чаще ищут товары по их свойствам, а не по точным названиям. Например, они спрашивают: "как называется штука, которая закрывает уши, но не шапка" или "штука, которая стреляет мячами для соба...

Подарки не по вкусу: россияне возвращают и перепродают подаренные товары

После праздников 23 февраля и 8 марта россияне активно возвращают или перепродают подаренные товары, которые не соответствуют их ожиданиям. Согласно исследованию аналитиков АТОЛ, основанному на анализе более 10...

Сеть "Ёбидоёби" решили прорекламироваться за счёт Wildberries

Сеть доставки суши "Ёбидоёби" запустила на своем сайте новый раздел "ВБНУТЫМ", ориентированный на клиентов, желающих скрыть факт получения заказов с маркетплейсов. В рамках данной инициативы предлагается не...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.