Рынок лекарств и медицинских товаров: новое исследование Data Insight

Игорь Бахарев
Агентство Data Insight представило исследование "Онлайн-рынок медицинских товаров". Исследователи рассказали, как изменился рынок за I полугодие 2017 года.

Кроме фармацевтики категория включает медицинскую технику, оптику (очки и линзы), товары для здоровья (БАДы).

Общие цифры рынка

В период с июля 2016 по июнь 2017 год в интернет-магазинах медицинских товаров, входящих в ТОП1000, было оформлено 9,8 миллионов заказов на сумму 23,7 миллиардов рублей.

001.png

Рост числа онлайн-заказов относительно I полугодия в 2016 года составил 35%. За тот же период времени сумма eCommerce-продаж увеличилась на 33%. То есть средний чек товарной корзины в этом сегменте немного упал и составил 2,4 тысячи рублей.

002.png

Интересно, что 7% от всех онлайн-заказов 1000 крупнейших магазинов в первом полугодии 2017 года были сделаны в интернет-магазинах медицинских товаров. Но из-за низкого среднего чека лишь 3% составила их доля по объему выручки. Впрочем, по словам экспертов, сейчас наблюдается тренд на увеличение в ассортименте количества нефармацевтических товаров, что способствует увеличению среднего чека.
003.png
В секторе медицинских товаров конверсия составила 8%. Это очень много. Ближайшие показатели у универсальных магазинов и магазинов одежды и обуви - 10,2% и 7,5% соответственно.

Высокая конверсия, отмечает сооснователь Data Insight Фёдор Вирин, связана с тем, что люди, делающие заказ, четко понимают, что им надо. И покупают они с высокой вероятностью, так как это не случайное желание что-нибудь купить, а реальная потребность.

Тренды

Основным сдерживающим фактором развития рынка остаётся Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ, который ограничивает дистанционную торговлю лекарственными средствами.

Именно по этой причине исследователи вынуждены были сформулировать "Интернет-продажи", как продажи через сайт, на котором можно оформить заказ, заполнив форму или собрав товары в корзину. Дело в том, что наши онлайн-аптеки зачастую предполагают, что потом такой заказ будет выкупаться в самой офлайновой аптеке. Тут речь идёт не о полноценной онлайн-покупке, но что есть.

В 2018 году Госдумой по плану будет рассмотрен законопроект, согласно которому торговать в розницу через интернет смогут аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность. Также будет введен запрет на дистанционную торговлю рецептурными препаратами, наркотическими и психотропными средствами.

Вирин считает что возможное снятие этого ограничения в 2018 году станет существенным фактором роста в отрасли. "Как следствие, мы ждём увеличение доли онлайн-продаж в категории и рост интереса аптечных сетей к интернет-торговле", - добавляет он.

Интернет-магазины и аптеки

54 интернет-магазина медицинских товаров входит в ТОП1000 российских онлайн-ретейлеров. Из них 45% - онлайн-аптеки. По количеству заказов онлайн-аптеки занимают 85% сектора медицинских товаров, а по выручке - 60%.

30% от объема выручки приходится на интернет-магазины медицинской техники. Это связано с тем, что в этой отрасли очень высокий средний чек.
004.png
Важнейшим игроком на рынке медицинских товаров сейчас является Apteka.ru. Доля этого магазина в заказах среди всех интернет-магазинов медицинских товаров из ТОП1000 составляет сразу 48%!

Apteka.ru активно продаёт и через мобильное приложение. Это самое популярное мобильное приложение из всех подобных в России.
005.png
На втором месте с большим отрывом идёт Zhivika.ru (9% от всего рынка) и Aptekaforte.ru (5% от всего рынка).

006.png

Крупнейшей аптечной офлайн-сетью, представленной в онлайне, является "Ригла". Помимо rigla.ru сети принадлежат крупные сайты zhivika.ru, budzdorov.ru, aptekazhivika.ru.

006.png

Интересно, что в последнее время существенно снизилась доля людей, приходящих в аптеки с Яндекс.Маркета. 60% переходов на онлайн магазины медицинских товаров приходится на органический поиск
008.png
Статистика Data Insight по количеству заказов и объему продаж построена на основе данных по 1000 крупнейших российских интернет-магазинов в первом полугодии 2017 года по количеству заказов.
Для подсчета количества заказов используются результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе. При определении используемых интернет-магазинами сторонних сервисов использовался метод автоматического парсинга, после которого проводился дополнительный ручной разбор в спорных случаях.
Материал по теме

Рост рынка ретейл-медиа в 2025 году: прогнозы и тенденции

Материал по теме

Онлайн-шопинг стал главным каналом покупок для россиян

Материал по теме

МТС и МБ РУС запускают онлайн-продажи авто и расширяют розничное партнёрство

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Диалог с покупателем: как ответы на отзывы формируют репутацию бренда

Отзывы перестали быть формальностью. Это стратегический инструмент роста лояльности и продаж. Бренды, которые научились вести осмысленный диалог с покупателями, получают заметное преимущество на маркетплейса...

Новая эра брендинга: Как преуспеть в эпоху экономического нигилизма поколения Z

В современном мире, где культурные и экономические реалии меняются стремительно, успех бренда напрямую зависит от глубокого понимания психологии своей аудитории. Эксперт по моде и культуре, ведущий редактор ...

Рост рынка ретейл-медиа в 2025 году: прогнозы и тенденции

Объем рынка ретейл-медиа в 2025 году составит 495 млрд рублей, что на 34% превысит показатели предыдущего года. Однако темпы роста снизятся более чем вдвое по сравнению с 2024 годом, когда они достигали 80%...

Онлайн-шопинг стал главным каналом покупок для россиян

Большинство россиян предпочитают совершать покупки в интернете, говорится в исследовании сервиса CDEK.Shopping и платформы HeadHunter. В опросе участвовали 1700 работающих респондентов или соискателей. ...

МТС и МБ РУС запускают онлайн-продажи авто и расширяют розничное партнёрство

МТС и дистрибьютор "МБ РУС" договорились о стратегическом сотрудничестве в рамках ПМЭФ-2025. Фокус проекта — развитие онлайн- и офлайн-продаж гибридных автомобилей AITO SERES через каналы телеком-гиганта. ...

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Видео-маркетолог, создатель YouTube-студии продвижения Practika Lab Маша Голубева рассказывает о том, как превратить канал YouTube в лидогенерирующую машину и даёт ряд советов, которые помогут вам при создан...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.