Рынок лекарств и медицинских товаров: новое исследование Data Insight
Игорь Бахарев
Кроме фармацевтики категория включает медицинскую технику, оптику (очки и линзы), товары для здоровья (БАДы).
Общие цифры рынка
В период с июля 2016 по июнь 2017 год в интернет-магазинах медицинских товаров, входящих в ТОП1000, было оформлено 9,8 миллионов заказов на сумму 23,7 миллиардов рублей.
В секторе медицинских товаров конверсия составила 8%. Это очень много. Ближайшие показатели у универсальных магазинов и магазинов одежды и обуви - 10,2% и 7,5% соответственно.
Высокая конверсия, отмечает сооснователь Data Insight Фёдор Вирин, связана с тем, что люди, делающие заказ, четко понимают, что им надо. И покупают они с высокой вероятностью, так как это не случайное желание что-нибудь купить, а реальная потребность.
Тренды
Основным сдерживающим фактором развития рынка остаётся Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ, который ограничивает дистанционную торговлю лекарственными средствами.Именно по этой причине исследователи вынуждены были сформулировать "Интернет-продажи", как продажи через сайт, на котором можно оформить заказ, заполнив форму или собрав товары в корзину. Дело в том, что наши онлайн-аптеки зачастую предполагают, что потом такой заказ будет выкупаться в самой офлайновой аптеке. Тут речь идёт не о полноценной онлайн-покупке, но что есть.
В 2018 году Госдумой по плану будет рассмотрен законопроект, согласно которому торговать в розницу через интернет смогут аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность. Также будет введен запрет на дистанционную торговлю рецептурными препаратами, наркотическими и психотропными средствами.
Вирин считает что возможное снятие этого ограничения в 2018 году станет существенным фактором роста в отрасли. "Как следствие, мы ждём увеличение доли онлайн-продаж в категории и рост интереса аптечных сетей к интернет-торговле", - добавляет он.
Интернет-магазины и аптеки
54 интернет-магазина медицинских товаров входит в ТОП1000 российских онлайн-ретейлеров. Из них 45% - онлайн-аптеки. По количеству заказов онлайн-аптеки занимают 85% сектора медицинских товаров, а по выручке - 60%.30% от объема выручки приходится на интернет-магазины медицинской техники. Это связано с тем, что в этой отрасли очень высокий средний чек.
Важнейшим игроком на рынке медицинских товаров сейчас является Apteka.ru. Доля этого магазина в заказах среди всех интернет-магазинов медицинских товаров из ТОП1000 составляет сразу 48%!
Apteka.ru активно продаёт и через мобильное приложение. Это самое популярное мобильное приложение из всех подобных в России.
На втором месте с большим отрывом идёт Zhivika.ru (9% от всего рынка) и Aptekaforte.ru (5% от всего рынка).
Интересно, что в последнее время существенно снизилась доля людей, приходящих в аптеки с Яндекс.Маркета. 60% переходов на онлайн магазины медицинских товаров приходится на органический поиск
Статистика Data Insight по количеству заказов и объему продаж построена на основе данных по 1000 крупнейших российских интернет-магазинов в первом полугодии 2017 года по количеству заказов.
Для подсчета количества заказов используются результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе. При определении используемых интернет-магазинами сторонних сервисов использовался метод автоматического парсинга, после которого проводился дополнительный ручной разбор в спорных случаях.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте