Рынок франчайзинга в России: аналитика
Игорь Бахарев
Сфера услуг быстрее других направлений бизнеса наращивает количество новых предприятий, открытых по франшизе. К таким выводам пришли эксперты рейтинга франшиз BUYBRAND, изучив показатели более чем 300 российских компаний - участников рейтинга и выставки BUYBRAND-2022.
Исследование показало, что уменьшение количества открытий франчайзинговых точек произошло в феврале и марте и составило порядка - 2-4%. Уже в апреле было отмечено восстановление количества открытий новых предприятий и небольшой рост, в сравнении с январем 2022 года показатель составил +6 - 7,8%. Существенный прирост новых предприятий, открытых по франшизе, был продемонстрирован уже в июне и июле, на 15 - 17%.
Стоит отметить сферу услуг, как бизнес-направление традиционно быстро реагирующее на внешние факторы. Так, в феврале и марте 2022 года услуги показали глубокую стагнацию и ушли в минут на 4%, но уже к маю продемонстрировали бурный рост и превысили показатели начала года на 24%. Общие количественные значения показывают, что рост и падение в сфере услуг превышают в 10 раз сферу питания и в 4 раза ритейл.
Во время кризиса последних лет франчайзерами стали предприятия, предоставляющие услуги по максимально широкому спектру направлений, будь то медицинские услуги, доставка - логистика, интернет-торговля, все виды аутсорсинга и другие. Многие эксперты рынка также называют основными причинами роста и быстрого восстановления: рост доверия россиян в отечественным франчайзинговым сетям, которые продолжили активную работу в регионах в острый кризисный период начала года, широкомасштабные меры господдержки малого и среднего бизнеса, в том числе и новых предприятий, приход к покупке франшиз большого количества специалистов, потерявших работу из-за кризиса и заинтересованных в открытии своего дела под руководством опытного франчайзера, известного бренда.
Показательным можно назвать новый вызов, с которым пришлось столкнуться общепиту в этом году. Как самому прогрессивному сегменту, ему удалось эффективно преодолеть период ковидных ограничений, во многом благодаря повсеместному внедрению мобильных приложений и активному взаимодействию с сервисами доставки. В 2022 году ведущим игрокам рынка необходимо было срочно поделить, освободившуюся после ухода глобальных игроков, потребительскую аудиторию.
Ключевые и самые перспективные компании, такие как STARS COFFEE (экс-Starbucks) и PIMS примут участие в выставке и представят проекты новый концепций и партнерских коллаборации, в рамках интерактивных сессий - дебюты деловой программы выставки, расскажут о будущих стратегиях развития сетей и оригинальных для российского рынка бизнес-идеях.
По результатам традиционного августовского опроса читателей портала, более охотно откроют новый бизнес по франшизе порядка 87% респондентов. Ключевыми факторам в выборе для аудитории стали: надежная финансовая модель бизнеса - более 70% ответов и отлаженная операционная модель и CRM - 61%.
Наиболее острыми угрозами для предпринимательской деятельности сегодня участники опроса определили "сбои налаженных логистических каналов" и "отсутствие доступа к иностранному сырью"- 67%. Самыми слабыми угрозами они посчитали "дефицит квалифицированного персонала" - около 1% респондентов и "возможные ограничительные меры, связанные с COVID" - менее 3%.
Как не ошибиться в выборе франшизы и начать работу с успешным и стабильным франчайзером можно будет узнать на специализированных сессиях деловой программы BUYBRAND-2022. Регистрируйтесь!"Исследование было приурочено к 20-й юбилей выставке, которую мы проводим в Москве, начиная с 2002 года. Мы видим, что общие предпринимательские настроения претерпевают позитивные изменения - от мрачной повестки и оценочных суждений о политическом коллапсе в сторону позитивного импульса и движения вперед. Искренне рады конструктивной тенденции и планируем, уже в сентябре, собрать предпринимательское сообщество для диалога и взаимодействия на своей площадке",- отметила создатель и руководитель BUYBRAND, генеральный директор компании EMTG Екатерина Сойак.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте