Агрегаторы служб доставки: обзор от Сибирикс
Игорь Бахарев
Владимир Завертайлов, руководитель студии "Сибирикс"
Уже час в очереди. Ноги гудят. Рядом подвывает ребенок, а дедуля впереди, судя по запаху, маскировал перегар луком и селёдкой. Батарея на телефоне разрядилась, перед вами ещё пять человек, до закрытия 15 минут... Ужас, да? Это небольшая зарисовка, чтобы погрузить вас в атмосферу «Почты России» и напомнить, зачем отправители и получатели посылок ищут ей альтернативы.
Тема особенно больная для интернет-магазинов, потому что в регионы товары нужно как-то доставлять. Но одна компания не работает в деревне Тралино, другая не котирует Валино, а подключать 5-6 транспортных служб дорого и геморрно.
Предположим, всё это уже позади. Теперь, чтобы для пользователя заказ оформлялся в два клика, понадобятся манипуляции с интернет-магазином и с личным кабинетом на сайте транспортной компании. Увы, не у всех они понятные и удобные.
Результат — всё очень сложно.
Чтобы упростить, появились агрегаторы и интеграторы доставок — посредники между интернет-магазином и почтовыми службами.
Агрегаторы сами заключают договоры с разными транспортными компаниями. И решают все проблемы с доставкой: пропажу товаров, возврат и т.д. Интернет-магазин заключает только один договор с агрегатором.
Интеграторы служб доставки работают немного сложнее агрегаторов: они не заключают договоры с транспортными компаниями, это всё ещё должен сделать клиент. Но интеграторы заметно упрощают их взаимодействие.
Чтобы контролировать процесс доставки, в агрегаторах и интеграторах есть личный кабинет отправителя. Там в режиме единого окна можно передавать товары в службы доставки и просматривать статусы всех заказов.
Клиенты интернет-магазина могут выбрать любую службу доставки, с которой сотрудничает агрегатор или интегратор. Стоимость возможных вариантов подсчитывается автоматически.
В итоге у интернет-магазина сокращается документооборот, упрощается взаимодействие со службами доставки и увеличивается количество заказов.
Где подвох?
- Это стоит денег. Если их не просят сразу, то попросят потом, за дополнительные услуги.
- Чтобы агрегатор-интегратор работал, ему нужна точная информация о весе и габаритах отправления. Каждый параметр должен стоять в определенном месте, единицы измерения — только те, которые переваривает программа, а вкусы у них бывают специфическими.
- Фиксированные тарифы. С агрегатором уже не договоришься по-братски и не выторгуешь скидку, как это можно сделать с менеджером службы доставки.
А теперь пройдёмся по каждому отдельно.
Sheepla
Службы доставки: 8.
Единый договор: нет.
Стоимость работы: 600–10000 рублей в месяц.
Отправление из регионов: да.
Этот польский барашек прискакал в Россию в 2012 году. Умеет интегрироваться с Битриксом, InSales, Prestashop, Magento, OpenCart и Readyscript. На сайте Шиплы есть подробные инструкции и даже видео, как это делать. Имеются модули для CMS, API и PHP-библиотека — о работе с ними написано в большой «
Но если вам нужно нестандартное решение и требуется помощь людей, которые писали программу для агрегатора или хотя бы умеют в ней ковыряться — извольте подождать. Техподдержка будет долго думать, что вам ответить. Проверили на
Шипла облегчает работу с транспортными компаниями — создаёт и печатает транспортные документы, налаживает связь с ИТ-системами служб доставки, организует забор товара. Но не избавляет интернет-магазин от проблем вроде пропавших отправлений. А всё потому, что договор со службами доставки заключает сам клиент. Шипла не берёт на себя эту ответственность.
Формально это делает Шиплу интегратором служб доставки. Потому что агрегаторы сами заключают договор с почтовыми компаниями. А интеграторы только облегчают коммуникацию между отправителем, подрядчиком и получателем. Но эта сфера бизнеса пока молодая, у сервисов бывают проблемы с самоидентификацией. Простим им и всё равно включим в список.
Шипла сотрудничает с 8 службами доставки: ImL, CDEK, PickPoint, Qiwi Post, DPD, Logsis, Boxberry и Logibox. И работает с отправителями из регионов, что далеко не все агрегаторы умеют. Отправляет SMS и e-mail оповещения о статусе каждого заказа менеджеру магазина и получателю. Отследить посылку, зная её номер, можно с помощью формы на сайте.
Шипла облегчает работу с транспортными компаниями — создаёт и печатает транспортные документы, налаживает связь с ИТ-системами служб доставки, организует забор товара. Но не избавляет интернет-магазин от проблем вроде пропавших отправлений. А всё потому, что договор со службами доставки заключает сам клиент. Шипла не берёт на себя эту ответственность.
Формально это делает Шиплу интегратором служб доставки. Потому что агрегаторы сами заключают договор с почтовыми компаниями. А интеграторы только облегчают коммуникацию между отправителем, подрядчиком и получателем. Но эта сфера бизнеса пока молодая, у сервисов бывают проблемы с самоидентификацией. Простим им и всё равно включим в список.
Потрогать Шиплу можно в интернет-магазине
ApiShip
Службы доставки: 11.
Единый договор: нет.
Стоимость работы: бесплатно.
Отправление из регионов: да.
Раз уж речь зашла про интеграторы, сразу рассмотрим АпиШип. В отличие от Шиплы, им можно пользоваться бесплатно. Ничего подозрительного: бесплатные сервисы получают скидку от служб доставки за большой объем заказов. Интернет-магазины оплачивают полную стоимость, а на получившуюся разницу в цене агрегаторы-интеграторы доставки и существуют.
АпиШип сотрудничает с DPD, SPSR Express, CDEK, ImL, Boxberry, PickPoint, InPost, b2cpl, Maxipost, A1, Today Delivery. Интегрируется с Битриксом и InSales. Но всю эту информацию держит за занавесой тайны. На их сайте — полное ничего и форма для обратной связи. Но, если спросить, на всё ответят и даже
DDelivery
Службы доставки: 10.
Единый договор: да.
Стоимость работы: бесплатно.
Отправление из регионов: да.
Чистокровный агрегатор, бесплатный, 2012 года выпуска. Доставку организовывает с помощью служб ImL, CDEK, PickPoint, Qiwi Post, DPD, Logsis, Boxberry, Logibox, «Почта России», ShopLogistic. Чтобы клиент не испугался лавины предложений от 10 компаний сразу, интернет-магазин может выбрать, какие службы показывать, а какие — нет.
ДДеливери обещает безболезненную интеграцию: есть API и готовые решения для Битрикса, InSales, Prestashop, Joomla, Opencart, UMI.CMS, VamShop и PHPShop.
А ещё, что редкость для агрегаторов служб доставки, он работает с отправителями из регионов.
Посмотреть на ДДеливери можно на сайтах
CheckOut
Службы доставки: 9.
Единый договор: да.
Стоимость работы: 3000 рублей.
Отправление из регионов: нет, только из Москвы.
Агрегатор служб доставки с 2013 года. Для подключения к нему нужно единовременно оплатить 3000 рублей. В остальном, если грамотно обходить допуслуги вроде платного забора или настройки виджетов, сервисом можно пользоваться бесплатно. Пока работает только с отправителями из Москвы, но в течение года обещает начать сотрудничество с интернет-магазинами в регионах.
ЧекАут сотрудничает с компаниями Hermes, ImL, CDEK, PickPoint, DPD, «Почта России», b2cpl, ShopLogistic и Boxberry. Две последние службы требуют к себе особенного отношения и за забор берут дополнительные 250 руб. Но ЧекАут утверждает, что даже с учётом этих затрат и комиссии агрегатору стоимость доставки всё равно получается меньше, чем при сотрудничестве с компаниями напрямую.
Интегрируется с Битриксом, PrestaShop, Opencart, Shop-Script, InSales, AdvantShop, Drupal7, WooCommerce, CS.Cart, E-trade shop и Netcat. Не приживается на конструкторах сайтов Wix, LPgenerator, Nethouse и маркетплейсах, написан на Perl, Python, ASP.X и Java. Есть единый виджет для отслеживания заказов.
При обращению в поддержку вам вышлют целую миникнижку по использованию внешнего API. А ещё инструкцию по работе с личным кабинетом, типовое соглашение и ответы на ЧАВО. Даже если вопрос у вас был о том, в какую сторону закручивать гайки. Такая забота, пусть немного навязчива, но приятна. Ещё они активно общаются на
Потестить ЧекАут можно в интернет-магазинах
Яндекс.Доставка
Службы доставки: 6.
Единый договор: да.
Стоимость работы: бесплатно.
Отправление из регионов: нет, только из Москвы.
Яндекс давно почувствовал, что агрегаторы служб доставки — дело полезное. В 2014 году он начал сотрудничать с логистическим сервисом MultiShip. История этого союза закончилась печально — разрывом. MultiShip прекратил деятельность как агрегатор служб доставки, но Яндекс продолжил развивать выкупленную у него программную платформу.
В итоге теперь у нас есть Яндекс.Доставка. Сервис бесплатный и интернет-магазинам нужно оплачивать только работу перевозчиков. Но, как всегда, есть
Яндекс.Доставка работает с компаниями Axiomus, Boxberry, DPD, Стриж, «Почта России» и InPost. Доставляет по всей России, но сотрудничает только с московскими отправителями и складами.
Для интеграции есть API и
Что выбрать?
Буков получилось много, поэтому самое важное по всем агрегаторам служб доставки — в таблице:
Не все системы допилены до конца. Периодически встречаются ощутимые баги. И, например, внезапные регрессии при обновлении API. На более-менее типовых проектах можно поставить модуль с минимумом приключений. Но если что-то сложнее табуретки — его нужно брать, ковырять внутри и что-то дописывать. Из нашего опыта с Шиплой и
Владимир Завертайлов, руководитель студии:
"Главный минус агрегаторов в том, что на глюки API систем доставки наслаивается глюки системы агрегатора. Когда в какой-то момент доставка на сайте перестаёт работать или ведет себя не так – раскопать, на чьей стороне проблема и обосновать это – крайне сложно. Для нашего клиента это выглядит как: «Что-то на сайте не работает». Для нас: «Опять этот агрегатор гонит». Для агератора: «Опять эта служба доставки чудит». Для службы доставки это: «Мы обновили API на более новое и более хорошее». Наиболее близкая аналогия – это постоянная смена форматов кабелей (например, для зарядки телефонов или ноутов): вроде делает то же самое, но каждый норовит свой несовместимый разъем придумать и каждые пол года к нему новую несовместимую модель изобрести".
Но не всё так печально. Кроме интеграторов и агрегаторов, есть ещё системы фулфилмента — они делают грязную работу интернет-магазинов: хранят товары, обрабатывают заказы, отвечают за доставку и работают с возвратами. С ними
Если интернет-магазин сотрудничает с 1-2 транспортными компаниями и отлично себя чувствует – нечего морочиться и переходить на агрегаторы. В другом случае – почему бы и нет, но будьте готовы к приключениям. Зато менеджеры чуть больше покурят на перерыве :)
Оригинальная версия материала размещена на
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте