Розничный онлайн-импорт в России в 2023 году: аналитика

Игорь Бахарев

В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей. Доля от объема продаж внутрироссийской онлайн-торговли резко снизилась: с 10,03% в 2021 году до 3,96% в 2023 году. Число заказов достигло 174 миллионов штук, что составляет 3.38% от общего числа посылок в российской электронной коммерции​. Это тоже существенное снижение.

001.jpeg

Ключевые категории в импорте:

·         Одежда и обувь - 42%

·         Смартфоны, планшеты, компьютеры и прочее - 33%

·         Сумки, ремни, аксессуары - 29%

·         Электроника (видео, фото, аудиотехника) - 28%

Безусловным лидером по поставкам товаров в Россию остается Китай. На его долю приходится 98% от общего числа заказов онлайн-импорта. В рублях доля китайских заказов достигла 282 миллиардов рублей, что составляет около 90% от всей суммы заказов онлайн-импорта.

002.jpeg

Потребители, совершающие покупки в зарубежных интернет-магазинах, в первую очередь ценят доступность товаров, которые не представлены на российском рынке, а также более низкие цены.

Опрос Data Insight показал, что основной проблемой для тех, кто сократил свои кроссбордерные покупки, являются сложности с доставкой, включая более длительные сроки ожидания и более высокую стоимость доставки. Такой ответ дали 31% респондентов.

Драйверы и тормоза рынка

Среди основных стимулирующих факторов импорта можно выделить:

·         Дефицит товаров: Уход некоторых брендов из России подталкивает покупателей к поиску альтернатив, увеличивая спрос на услуги мейлфорвардеров и посредников.

·         Развитие логистики: Логистические компании активно создают собственные платформы для онлайн-импорта, предлагая клиентам удобные сервисы.

·         Рост издержек на доставку: Российские интернет-магазины, столкнувшись с ростом цен на логистику, все чаще обращаются к услугам мейлфорвардеров для оптимизации затрат.

В то же время, ряд факторов сдерживает рост рынка:

·         Конкуренцию со стороны российских маркетплейсов: За последние несколько лет российские онлайн-площадки значительно улучшили свои услуги, ассортимент и скорость доставки, что привело к оттоку покупателей от зарубежных платформ, особенно китайских.

·         Санкции: Ограничения на проведение платежей и логистику из-за санкций негативно влияют на рынок. Снизилось количество банков, работающих с Россией, выросли сроки и частота отклонения платежей.

·         Уход западных ритейлеров: Прекращение работы в России таких гигантов, как Amazon, ASOS, eBay, привело к сокращению объема рынка и переориентации покупателей на китайские товары.

·         Государственное регулирование: Изменения в таможенных правилах и пошлинах могут сделать более дорогие товары менее доступными, что негативно скажется на некоторых сегментах рынка.

"Сегодня российские потребители особенно требовательны к срокам доставки и к цене, соответствующей этим срокам. Раньше многие товары покупались на онлайн-площадках Китая, доставка с которых выполнялась до 2–3 недель. Теперь же, при разнице в цене около 20–30%, можно приобрести товар внутри страны и получить его уже на следующий день или хотя бы в течение недели. Этот факт привёл к изменению покупательского поведения: товары, которые потребители ранее предпочитали заказывать из-за рубежа, теперь в большей степени заказывают на российских площадках, а ввоз товаров на территорию России происходит через разные каналы", - рассказывает руководитель департамента международных продаж Почты России

Денис Глизнуца.

Основные игроки рынка

Рынок розничного онлайн-импорта в России представлен широким спектром игроков. К ним относятся:

·         Интернет-ритейлеры и маркетплейсы с кроссбордерной полкой: AliExpress, Ozon Global, Joom.

·         Мейлфорвардеры с витриной: Cdek.Shopping, Brandly, Shopotam, Usmall.

·         Мейлфорвардеры без витрины: BXB, Qwintry (Бандеролька), Litemf.com.

·         Брокеры и серые посредники: группы в соцсетях, чаты, перепродавцы на Авито.

·         Сервисы по созданию кроссбордерной полки и таможенные брокеры: GBS, Юнитрейд, Танаис Экспресс.

·         Логистические компании и транспортные операторы: Почта России, GBS, СДЭК, Цайняо (Cainiao), Boxberry, 5Post, Деловые Линии, ПЭК, КИТ.

Перспективы

Прогноз на 2024 отличается многовариантностью, считают в Data Insight. Важнейшее влияние на рынок в "базовом" сценарии развития окажет свершившееся снижение порога беспошлинной торговли с 1000 до 200 евро. Эта мера затормозит темпы развития российских онлайн-ритейлеров, запустивших или запускающих «кроссбордерную» полку, и многих мейлфорвардеров – у них высокий средний чек.

Есть ещё более пессимистические сценарии, при реализации которых изменится сама таможенная категория отправлений и «товары электронной торговли» могут быть обложены пошлиной от 5 до 15% без порога – данная мера приведёт к ещё более сильному падению числа заказов трансграничных онлайн-ритейлеров.

 



Материал по теме

Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Материал по теме

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Материал по теме

Рынок eCommerce в городах-миллионниках: аналитика Tinkoff

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Uber Eats меняет концепцию общения курьеров с клиентом

Сервис доставки Uber Eats внедряет услугу "Courier Pick and Pack" при которой обычные курьеры будут не только доставлять, но и собирать заказы самостоятельно. Сервис позволит клиентам напрямую взаимо...

Fix Price: 78% интернет-покупателей предпочитают самовывоз

Самовывоз остается лидером среди способов доставки Fix Price. 78% интернет-покупателей Fix Price предпочитают забирать заказы самостоятельно из магазинов сети. Это самый быстрый и дешевый способ получения т...

Россияне всё легче платят курьерам

Весной текущего года россияне стали чаще пользоваться услугами курьеров. По данным Банка Русский Стандарт, общее число платежей за заказы с курьерской доставкой с марта по май 2024 года выросло на 18% по ср...

HENDERSON нарастила выручку за счет онлайна

Fashion-cеть HENDERSON сообщила о том, что выручка компании за 5 месяцев 2024 года выросла на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В мае 2024 года рост составил 22,1%. При этом онлайн-продаж...

Селлеры переходят из самозанятых в ИП

Аналитики Data Insight отмечают замедление темпов роста самозанятых продавцов на Wildberries и Ozon. В то же время, наблюдается активный переход селлеров из категории самозанятых в индивидуальные предприним...

Революция для Alexa: Amazon делает ставку на платный ИИ-ассистент

Amazon планирует серьезную модернизацию своего голосового помощника Alexa, которому уже десять лет, сообщает Reuters. Компания намерена внедрить разговорный генеративный ИИ и предложить пользователям два ур...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.