Розничный онлайн-импорт в России в 2023 году: аналитика
Игорь Бахарев
В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей. Доля от объема продаж внутрироссийской онлайн-торговли резко снизилась: с 10,03% в 2021 году до 3,96% в 2023 году. Число заказов достигло 174 миллионов штук, что составляет 3.38% от общего числа посылок в российской электронной коммерции. Это тоже существенное снижение.
Ключевые категории в импорте:
· Одежда и обувь - 42%
· Смартфоны, планшеты, компьютеры и прочее - 33%
· Сумки, ремни, аксессуары - 29%
· Электроника (видео, фото, аудиотехника) - 28%
Безусловным лидером по поставкам товаров в Россию остается Китай. На его долю приходится 98% от общего числа заказов онлайн-импорта. В рублях доля китайских заказов достигла 282 миллиардов рублей, что составляет около 90% от всей суммы заказов онлайн-импорта.
Потребители, совершающие покупки в зарубежных интернет-магазинах, в первую очередь ценят доступность товаров, которые не представлены на российском рынке, а также более низкие цены.
Опрос Data Insight показал, что основной проблемой для тех, кто сократил свои кроссбордерные покупки, являются сложности с доставкой, включая более длительные сроки ожидания и более высокую стоимость доставки. Такой ответ дали 31% респондентов.
Драйверы и тормоза рынка
Среди основных стимулирующих факторов импорта можно выделить:
· Дефицит товаров: Уход некоторых брендов из России подталкивает покупателей к поиску альтернатив, увеличивая спрос на услуги мейлфорвардеров и посредников.
· Развитие логистики: Логистические компании активно создают собственные платформы для онлайн-импорта, предлагая клиентам удобные сервисы.
· Рост издержек на доставку: Российские интернет-магазины, столкнувшись с ростом цен на логистику, все чаще обращаются к услугам мейлфорвардеров для оптимизации затрат.
В то же время, ряд факторов сдерживает рост рынка:
· Конкуренцию со стороны российских маркетплейсов: За последние несколько лет российские онлайн-площадки значительно улучшили свои услуги, ассортимент и скорость доставки, что привело к оттоку покупателей от зарубежных платформ, особенно китайских.
· Санкции: Ограничения на проведение платежей и логистику из-за санкций негативно влияют на рынок. Снизилось количество банков, работающих с Россией, выросли сроки и частота отклонения платежей.
· Уход западных ритейлеров: Прекращение работы в России таких гигантов, как Amazon, ASOS, eBay, привело к сокращению объема рынка и переориентации покупателей на китайские товары.
· Государственное регулирование: Изменения в таможенных правилах и пошлинах могут сделать более дорогие товары менее доступными, что негативно скажется на некоторых сегментах рынка.
"Сегодня российские потребители особенно требовательны к срокам доставки и к цене, соответствующей этим срокам. Раньше многие товары покупались на онлайн-площадках Китая, доставка с которых выполнялась до 2–3 недель. Теперь же, при разнице в цене около 20–30%, можно приобрести товар внутри страны и получить его уже на следующий день или хотя бы в течение недели. Этот факт привёл к изменению покупательского поведения: товары, которые потребители ранее предпочитали заказывать из-за рубежа, теперь в большей степени заказывают на российских площадках, а ввоз товаров на территорию России происходит через разные каналы", - рассказывает руководитель департамента международных продаж Почты России
Денис Глизнуца.
Основные игроки рынка
Рынок розничного онлайн-импорта в России представлен широким спектром игроков. К ним относятся:
· Интернет-ритейлеры и маркетплейсы с кроссбордерной полкой: AliExpress, Ozon Global, Joom.
· Мейлфорвардеры с витриной: Cdek.Shopping, Brandly, Shopotam, Usmall.
· Мейлфорвардеры без витрины: BXB, Qwintry (Бандеролька), Litemf.com.
· Брокеры и серые посредники: группы в соцсетях, чаты, перепродавцы на Авито.
· Сервисы по созданию кроссбордерной полки и таможенные брокеры: GBS, Юнитрейд, Танаис Экспресс.
· Логистические компании и транспортные операторы: Почта России, GBS, СДЭК, Цайняо (Cainiao), Boxberry, 5Post, Деловые Линии, ПЭК, КИТ.
Перспективы
Прогноз на 2024 отличается многовариантностью, считают в Data Insight. Важнейшее влияние на рынок в "базовом" сценарии развития окажет свершившееся снижение порога беспошлинной торговли с 1000 до 200 евро. Эта мера затормозит темпы развития российских онлайн-ритейлеров, запустивших или запускающих «кроссбордерную» полку, и многих мейлфорвардеров – у них высокий средний чек.
Есть ещё более пессимистические сценарии, при реализации которых изменится сама таможенная категория отправлений и «товары электронной торговли» могут быть обложены пошлиной от 5 до 15% без порога – данная мера приведёт к ещё более сильному падению числа заказов трансграничных онлайн-ритейлеров.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте