Рост C2C-отправлений и трансформация рынка экспресс-доставки: прогнозы

Игорь Бахарев
Рынок экспресс-доставки демонстрирует устойчивый рост сегмента C2C. Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования компании "Курьер Сервис Экспресс" рассказывает, как эта тенденция влияет на рынок ПВЗ и постаматов и даёт прогнозы на развитие сегмента.

В 2023 году объем посылок, отправленных в сегменте C2C, увеличился на 32% по сравнению с 2022 годом. Согласно прогнозам, в 2024-м этот рост замедлится до 26%, но, тем не менее, будет самым высоким среди прочих сегментов экспресс-доставки. Такая тенденция обеспечит C2C-направлению долю более 10,5% в горизонте планирования 2026-года.

Однако львиную долю трафика в структуре рынка экспресс-доставки, в том числе в ПВЗ или постаматы, по-прежнему занимают b2c отправления e-commerce. В 2023 году объём b2c доставки в денежном выражении составил чуть более 92 млрд рублей. В структуре рынка экспресс-доставки логистических операторов сегмент занимает долю в 65%.

Чтобы объективно оценить текущие тенденции развития услуги доставки в ПВЗ или постаматы, доставку для e-commerce можно разделить на два вида:

Первый - перевозка собственными службами интернет-магазинов, в том числе с помощью сервисов маркетплейсов. В последнем случае объём доставок увеличился с 2019 до 2023 года в 8,5 раз и в 2023 году составил 2,8 млрд посылок. При этом более 90% заказов были доставлены через сеть ПВЗ маркетплейсов.

Второй - это услуга логистических операторов в рамках прямых договоров с интернет-магазинами. В прошедшем году объем перевозок для e-commerce оценивался в 220-230 млн. отправлений без учета трафика "Почты России". Однако важно подчеркнуть, что в отличие от доставки собственными силами или маркетплейсами, динамика роста спроса на эту услугу снизилась до 1-3% в год после сильного подъема в 2020 году.

Важно отметить, что при доставке логистическими операторами отсутствует ощутимая динамика роста числа доставок в ПВЗ или постаматы. В отличие от доставки собственными силами и маркетплейсами, доля отправок до ПВЗ и постаматов у логистов практически не меняется последние три постпандемийных года. Более того, ряд исследований свидетельствует о возвращении интереса покупателей именно к услуге курьерской доставки "до двери", предлагаемой логистическими компаниями.

При этом в 2023 году впервые за много лет произошло сокращение количества постаматов. Проблемы сразу двух крупных операторов привели к уменьшению числа доступных устройств примерно на 4%. И в текущем году мы наблюдаем следующую картину: выход на рынок и развитие сервиса новыми игроками пока не перекрывает выбывшие в прошлом году мощности.

Еще одна тенденция - это расширение в 2023-2024 годах крупнейшими маркетплейсами сети пунктов выдачи в малых городах и населенных пунктах. Для них самовывоз из ПВЗ - основной способ доставки.

Среди причин подобной региональной экспансии стоит отметить:

- запрет маркетплейсов на открытие ПВЗ в крупных городах. Это связано с тем, что потенциал развития у крупных игроков здесь был исчерпан, а плотность их сети достигла такого максимума, при котором открытие каждой следующей точки неизбежно приводит к "каннибализации" дохода действующих и, как следствие, "схлопыванию" бизнеса ПВЗ.

- предоставление более интересных тарифных условий владельцам ПВЗ в малых городах и пригородах.

Кроме того, сохраняется тенденция подключения мультибрендовых точек к работе с различными службами доставки как для выдачи, так и для приема отправлений их клиентов.

Развиваются программные решения для владельцев точек выдачи и их посетителей: внедряются агрегаторы пунктов выдачи, показывающие информацию о доступных точках в удобном формате, в том числе с отображением на привычных картах.

Расширяется перечень услуг, оказываемых как в монобрендовых, так и мульти ПВЗ. Привычными стали такие опции как:

-          проверка и упаковка заказа при приеме;

-          размещение рекламы внутри офисов.

К более редким и даже экзотичным можно отнести:

-          услугу проверки личности и выдачу банковских карт (исключительная история для маркетплейсов, например, таких, как OZON, работающих в партнерстве с определенными банками);

-          прием техники в формате Trade-in;

-          установку вендинговых аппаратов;

-          копировальные услуги;

-          зарядку гаджетов;

-          продажу техники и даже прием вещей для передачи на благотворительные цели.

Прогнозы рынка ПВЗ и постаматов

Развитию доставки в ПВЗ и постаматы будут способствовать растущие затраты на сервис курьерской доставки. Только за 2023 год издержки логистов выросли более чем на 40% по отношению к 2022 году. Основная доля расходов пришлась на индексацию заработной платы персонала и обслуживание автопарка. В 2024 году тенденция сохраняется. Согласно данным платформы "Авито работа", зарплаты в отрасли "Деятельность курьерская" растут минимум на 15% год к году, что быстрее среднего роста зарплат по стране. А, например, в транспортной доставке рост заработных плат достигает 41% год к году.

Темпы развития сети ПВЗ и постаматов в целом замедлятся, а основным драйвером роста будут выступать крупные онлайн-площадки и маркетплейсы.

Также мы ожидаем сохранения вектора на увеличение плотности сети в малых городах и в областях.

Что касается расширения доступных сервисов - далеко не все из них приживутся на практике. За последние три года мы уже видели, как притормаживались планы по трансформации ПВЗ в многофункциональные центры.

Материал по теме

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Материал по теме

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Материал по теме

Ozon расширяет доставку "по клику" для непищевых товаров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Wildberries и Ozon вновь повышают комиссии для продавцов

Два крупнейших российских маркетплейса, Wildberries и Ozon, практически синхронно объявили о повышении тарифов для продавцов, которое вступит в силу в конце сентября – начале октября 2025 года.  Wildberr...

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Сеть "Золотое Яблоко" представила на своей цифровой платформе раздел "Бренды из России", объединивший около 100 тысяч товаров от 2400 отечественных производителей. Ассортимент будет постоянно пополнятьс...

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Яндекс Еда запустила по всей России функцию "Мультизаказ", позволяющую объединять в одном заказе товары из двух разных точек - будь то два ресторана, два магазина или их комбинация. Ранее пилотный проект тестир...

Ozon расширяет доставку "по клику" для непищевых товаров

 Ozon расширил на регионы сервис доставки товаров "по клику курьером". Услуга, ранее доступная в Москве, стала работать во всех городах присутствия сервиса Ozon Fresh. Новый формат позволяет покупате...

Как создать интернет-магазин в Telegram Mini App: инструкции и кейсы

Если раньше Telegram воспринимался как альтернатива WhatsApp, то сейчас это платформа с большим набором функций. Одна из них — Mini Apps, которая позволяет создать магазин внутри мессенджера, где пользователи м...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.