Рост C2C-отправлений и трансформация рынка экспресс-доставки: прогнозы

Игорь Бахарев
Рынок экспресс-доставки демонстрирует устойчивый рост сегмента C2C. Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования компании "Курьер Сервис Экспресс" рассказывает, как эта тенденция влияет на рынок ПВЗ и постаматов и даёт прогнозы на развитие сегмента.

В 2023 году объем посылок, отправленных в сегменте C2C, увеличился на 32% по сравнению с 2022 годом. Согласно прогнозам, в 2024-м этот рост замедлится до 26%, но, тем не менее, будет самым высоким среди прочих сегментов экспресс-доставки. Такая тенденция обеспечит C2C-направлению долю более 10,5% в горизонте планирования 2026-года.

Однако львиную долю трафика в структуре рынка экспресс-доставки, в том числе в ПВЗ или постаматы, по-прежнему занимают b2c отправления e-commerce. В 2023 году объём b2c доставки в денежном выражении составил чуть более 92 млрд рублей. В структуре рынка экспресс-доставки логистических операторов сегмент занимает долю в 65%.

Чтобы объективно оценить текущие тенденции развития услуги доставки в ПВЗ или постаматы, доставку для e-commerce можно разделить на два вида:

Первый - перевозка собственными службами интернет-магазинов, в том числе с помощью сервисов маркетплейсов. В последнем случае объём доставок увеличился с 2019 до 2023 года в 8,5 раз и в 2023 году составил 2,8 млрд посылок. При этом более 90% заказов были доставлены через сеть ПВЗ маркетплейсов.

Второй - это услуга логистических операторов в рамках прямых договоров с интернет-магазинами. В прошедшем году объем перевозок для e-commerce оценивался в 220-230 млн. отправлений без учета трафика "Почты России". Однако важно подчеркнуть, что в отличие от доставки собственными силами или маркетплейсами, динамика роста спроса на эту услугу снизилась до 1-3% в год после сильного подъема в 2020 году.

Важно отметить, что при доставке логистическими операторами отсутствует ощутимая динамика роста числа доставок в ПВЗ или постаматы. В отличие от доставки собственными силами и маркетплейсами, доля отправок до ПВЗ и постаматов у логистов практически не меняется последние три постпандемийных года. Более того, ряд исследований свидетельствует о возвращении интереса покупателей именно к услуге курьерской доставки "до двери", предлагаемой логистическими компаниями.

При этом в 2023 году впервые за много лет произошло сокращение количества постаматов. Проблемы сразу двух крупных операторов привели к уменьшению числа доступных устройств примерно на 4%. И в текущем году мы наблюдаем следующую картину: выход на рынок и развитие сервиса новыми игроками пока не перекрывает выбывшие в прошлом году мощности.

Еще одна тенденция - это расширение в 2023-2024 годах крупнейшими маркетплейсами сети пунктов выдачи в малых городах и населенных пунктах. Для них самовывоз из ПВЗ - основной способ доставки.

Среди причин подобной региональной экспансии стоит отметить:

- запрет маркетплейсов на открытие ПВЗ в крупных городах. Это связано с тем, что потенциал развития у крупных игроков здесь был исчерпан, а плотность их сети достигла такого максимума, при котором открытие каждой следующей точки неизбежно приводит к "каннибализации" дохода действующих и, как следствие, "схлопыванию" бизнеса ПВЗ.

- предоставление более интересных тарифных условий владельцам ПВЗ в малых городах и пригородах.

Кроме того, сохраняется тенденция подключения мультибрендовых точек к работе с различными службами доставки как для выдачи, так и для приема отправлений их клиентов.

Развиваются программные решения для владельцев точек выдачи и их посетителей: внедряются агрегаторы пунктов выдачи, показывающие информацию о доступных точках в удобном формате, в том числе с отображением на привычных картах.

Расширяется перечень услуг, оказываемых как в монобрендовых, так и мульти ПВЗ. Привычными стали такие опции как:

-          проверка и упаковка заказа при приеме;

-          размещение рекламы внутри офисов.

К более редким и даже экзотичным можно отнести:

-          услугу проверки личности и выдачу банковских карт (исключительная история для маркетплейсов, например, таких, как OZON, работающих в партнерстве с определенными банками);

-          прием техники в формате Trade-in;

-          установку вендинговых аппаратов;

-          копировальные услуги;

-          зарядку гаджетов;

-          продажу техники и даже прием вещей для передачи на благотворительные цели.

Прогнозы рынка ПВЗ и постаматов

Развитию доставки в ПВЗ и постаматы будут способствовать растущие затраты на сервис курьерской доставки. Только за 2023 год издержки логистов выросли более чем на 40% по отношению к 2022 году. Основная доля расходов пришлась на индексацию заработной платы персонала и обслуживание автопарка. В 2024 году тенденция сохраняется. Согласно данным платформы "Авито работа", зарплаты в отрасли "Деятельность курьерская" растут минимум на 15% год к году, что быстрее среднего роста зарплат по стране. А, например, в транспортной доставке рост заработных плат достигает 41% год к году.

Темпы развития сети ПВЗ и постаматов в целом замедлятся, а основным драйвером роста будут выступать крупные онлайн-площадки и маркетплейсы.

Также мы ожидаем сохранения вектора на увеличение плотности сети в малых городах и в областях.

Что касается расширения доступных сервисов - далеко не все из них приживутся на практике. За последние три года мы уже видели, как притормаживались планы по трансформации ПВЗ в многофункциональные центры.

Материал по теме

5post.market приостановил работу

Материал по теме

Стоимость привлечения клиентов в fashion-сегменте выросла, но конверсия упала: анализ рынка

Материал по теме

АВТОРУСЬ запустила собственное retail media

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

5post.market приостановил работу

Логистическая компания 5Post, принадлежащая X5 Group ("Перекресток", "Пятерочка", "Чижик"), приостановила работу своего сервиса 5post.market, который занимался доставкой товаров из-за рубежа. На сайте платф...

Стоимость привлечения клиентов в fashion-сегменте выросла, но конверсия упала: анализ рынка

Согласно исследованию E-Promo Group, в третьем квартале 2024 года стоимость привлечения клиентов в сфере моды заметно выросла. Особенно это касается поисковой рекламы в Яндексе, где цена клика (поиск небрендовы...

АВТОРУСЬ запустила собственное retail media

Группа компаний АВТОРУСЬ, один из крупнейших автодилеров и ритейлеров автотоваров, запустила рекламную платформу для поставщиков на своей розничной онлайн-площадке в сотрудничестве с Retail Rocket Group. Те...

"Лента" запустила доставку из "Зоомаркетов"

Сеть "Лента" запустила доставку товаров из магазинов "Зоомаркет". Партнёрами выступают "Купер" и Яндекс Еда.  Товары магазинов "Зоомаркет" появились на витринах "Купер", Яндекс Еда и Деливери. Пользо...

"Яндекс Лавка" вышла на рынок Казахстана

Сервис быстрой доставки продуктов и товаров для дома "Яндекс Лавка" расширяет свое географическое присутствие. С 29 ноября жители Алматы получили возможность заказывать товары через эту платформу. Это уже в...

Массовый сбой в сервисах доставки еды: виноват облачный сервис Яндекса

В четверг вечером россияне столкнулись с массовыми сбоями в работе популярных сервисов доставки еды. Среди пострадавших – «Вкусно – и точка», KFC, «Бургер Кинг», «Додо Пицца», «Купер», а также сервисы доста...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.