Рост C2C-отправлений и трансформация рынка экспресс-доставки: прогнозы
Игорь Бахарев
В 2023 году объем посылок, отправленных в сегменте C2C, увеличился на 32% по сравнению с 2022 годом. Согласно прогнозам, в 2024-м этот рост замедлится до 26%, но, тем не менее, будет самым высоким среди прочих сегментов экспресс-доставки. Такая тенденция обеспечит C2C-направлению долю более 10,5% в горизонте планирования 2026-года.
Однако львиную долю трафика в структуре рынка экспресс-доставки, в том числе в ПВЗ или постаматы, по-прежнему занимают b2c отправления e-commerce. В 2023 году объём b2c доставки в денежном выражении составил чуть более 92 млрд рублей. В структуре рынка экспресс-доставки логистических операторов сегмент занимает долю в 65%.
Чтобы объективно оценить текущие тенденции развития услуги доставки в ПВЗ или постаматы, доставку для e-commerce можно разделить на два вида:
Первый - перевозка собственными службами интернет-магазинов, в том числе с помощью сервисов маркетплейсов. В последнем случае объём доставок увеличился с 2019 до 2023 года в 8,5 раз и в 2023 году составил 2,8 млрд посылок. При этом более 90% заказов были доставлены через сеть ПВЗ маркетплейсов.
Второй - это услуга логистических операторов в рамках прямых договоров с интернет-магазинами. В прошедшем году объем перевозок для e-commerce оценивался в 220-230 млн. отправлений без учета трафика "Почты России". Однако важно подчеркнуть, что в отличие от доставки собственными силами или маркетплейсами, динамика роста спроса на эту услугу снизилась до 1-3% в год после сильного подъема в 2020 году.
Важно отметить, что при доставке логистическими операторами отсутствует ощутимая динамика роста числа доставок в ПВЗ или постаматы. В отличие от доставки собственными силами и маркетплейсами, доля отправок до ПВЗ и постаматов у логистов практически не меняется последние три постпандемийных года. Более того, ряд исследований свидетельствует о возвращении интереса покупателей именно к услуге курьерской доставки "до двери", предлагаемой логистическими компаниями.
При этом в 2023 году впервые за много лет произошло сокращение количества постаматов. Проблемы сразу двух крупных операторов привели к уменьшению числа доступных устройств примерно на 4%. И в текущем году мы наблюдаем следующую картину: выход на рынок и развитие сервиса новыми игроками пока не перекрывает выбывшие в прошлом году мощности.
Еще одна тенденция - это расширение в 2023-2024 годах крупнейшими маркетплейсами сети пунктов выдачи в малых городах и населенных пунктах. Для них самовывоз из ПВЗ - основной способ доставки.
Среди причин подобной региональной экспансии стоит отметить:
- запрет маркетплейсов на открытие ПВЗ в крупных городах. Это связано с тем, что потенциал развития у крупных игроков здесь был исчерпан, а плотность их сети достигла такого максимума, при котором открытие каждой следующей точки неизбежно приводит к "каннибализации" дохода действующих и, как следствие, "схлопыванию" бизнеса ПВЗ.
- предоставление более интересных тарифных условий владельцам ПВЗ в малых городах и пригородах.
Кроме того, сохраняется тенденция подключения мультибрендовых точек к работе с различными службами доставки как для выдачи, так и для приема отправлений их клиентов.
Развиваются программные решения для владельцев точек выдачи и их посетителей: внедряются агрегаторы пунктов выдачи, показывающие информацию о доступных точках в удобном формате, в том числе с отображением на привычных картах.
Расширяется перечень услуг, оказываемых как в монобрендовых, так и мульти ПВЗ. Привычными стали такие опции как:
- проверка и упаковка заказа при приеме;
- размещение рекламы внутри офисов.
К более редким и даже экзотичным можно отнести:
- услугу проверки личности и выдачу банковских карт (исключительная история для маркетплейсов, например, таких, как OZON, работающих в партнерстве с определенными банками);
- прием техники в формате Trade-in;
- установку вендинговых аппаратов;
- копировальные услуги;
- зарядку гаджетов;
- продажу техники и даже прием вещей для передачи на благотворительные цели.
Прогнозы рынка ПВЗ и постаматов
Развитию доставки в ПВЗ и постаматы будут способствовать растущие затраты на сервис курьерской доставки. Только за 2023 год издержки логистов выросли более чем на 40% по отношению к 2022 году. Основная доля расходов пришлась на индексацию заработной платы персонала и обслуживание автопарка. В 2024 году тенденция сохраняется. Согласно данным платформы "Авито работа", зарплаты в отрасли "Деятельность курьерская" растут минимум на 15% год к году, что быстрее среднего роста зарплат по стране. А, например, в транспортной доставке рост заработных плат достигает 41% год к году.
Темпы развития сети ПВЗ и постаматов в целом замедлятся, а основным драйвером роста будут выступать крупные онлайн-площадки и маркетплейсы.
Также мы ожидаем сохранения вектора на увеличение плотности сети в малых городах и в областях.
Что касается расширения доступных сервисов - далеко не все из них приживутся на практике. За последние три года мы уже видели, как притормаживались планы по трансформации ПВЗ в многофункциональные центры.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте