Рост C2C-отправлений и трансформация рынка экспресс-доставки: прогнозы

Игорь Бахарев
Рынок экспресс-доставки демонстрирует устойчивый рост сегмента C2C. Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования компании "Курьер Сервис Экспресс" рассказывает, как эта тенденция влияет на рынок ПВЗ и постаматов и даёт прогнозы на развитие сегмента.

В 2023 году объем посылок, отправленных в сегменте C2C, увеличился на 32% по сравнению с 2022 годом. Согласно прогнозам, в 2024-м этот рост замедлится до 26%, но, тем не менее, будет самым высоким среди прочих сегментов экспресс-доставки. Такая тенденция обеспечит C2C-направлению долю более 10,5% в горизонте планирования 2026-года.

Однако львиную долю трафика в структуре рынка экспресс-доставки, в том числе в ПВЗ или постаматы, по-прежнему занимают b2c отправления e-commerce. В 2023 году объём b2c доставки в денежном выражении составил чуть более 92 млрд рублей. В структуре рынка экспресс-доставки логистических операторов сегмент занимает долю в 65%.

Чтобы объективно оценить текущие тенденции развития услуги доставки в ПВЗ или постаматы, доставку для e-commerce можно разделить на два вида:

Первый - перевозка собственными службами интернет-магазинов, в том числе с помощью сервисов маркетплейсов. В последнем случае объём доставок увеличился с 2019 до 2023 года в 8,5 раз и в 2023 году составил 2,8 млрд посылок. При этом более 90% заказов были доставлены через сеть ПВЗ маркетплейсов.

Второй - это услуга логистических операторов в рамках прямых договоров с интернет-магазинами. В прошедшем году объем перевозок для e-commerce оценивался в 220-230 млн. отправлений без учета трафика "Почты России". Однако важно подчеркнуть, что в отличие от доставки собственными силами или маркетплейсами, динамика роста спроса на эту услугу снизилась до 1-3% в год после сильного подъема в 2020 году.

Важно отметить, что при доставке логистическими операторами отсутствует ощутимая динамика роста числа доставок в ПВЗ или постаматы. В отличие от доставки собственными силами и маркетплейсами, доля отправок до ПВЗ и постаматов у логистов практически не меняется последние три постпандемийных года. Более того, ряд исследований свидетельствует о возвращении интереса покупателей именно к услуге курьерской доставки "до двери", предлагаемой логистическими компаниями.

При этом в 2023 году впервые за много лет произошло сокращение количества постаматов. Проблемы сразу двух крупных операторов привели к уменьшению числа доступных устройств примерно на 4%. И в текущем году мы наблюдаем следующую картину: выход на рынок и развитие сервиса новыми игроками пока не перекрывает выбывшие в прошлом году мощности.

Еще одна тенденция - это расширение в 2023-2024 годах крупнейшими маркетплейсами сети пунктов выдачи в малых городах и населенных пунктах. Для них самовывоз из ПВЗ - основной способ доставки.

Среди причин подобной региональной экспансии стоит отметить:

- запрет маркетплейсов на открытие ПВЗ в крупных городах. Это связано с тем, что потенциал развития у крупных игроков здесь был исчерпан, а плотность их сети достигла такого максимума, при котором открытие каждой следующей точки неизбежно приводит к "каннибализации" дохода действующих и, как следствие, "схлопыванию" бизнеса ПВЗ.

- предоставление более интересных тарифных условий владельцам ПВЗ в малых городах и пригородах.

Кроме того, сохраняется тенденция подключения мультибрендовых точек к работе с различными службами доставки как для выдачи, так и для приема отправлений их клиентов.

Развиваются программные решения для владельцев точек выдачи и их посетителей: внедряются агрегаторы пунктов выдачи, показывающие информацию о доступных точках в удобном формате, в том числе с отображением на привычных картах.

Расширяется перечень услуг, оказываемых как в монобрендовых, так и мульти ПВЗ. Привычными стали такие опции как:

-          проверка и упаковка заказа при приеме;

-          размещение рекламы внутри офисов.

К более редким и даже экзотичным можно отнести:

-          услугу проверки личности и выдачу банковских карт (исключительная история для маркетплейсов, например, таких, как OZON, работающих в партнерстве с определенными банками);

-          прием техники в формате Trade-in;

-          установку вендинговых аппаратов;

-          копировальные услуги;

-          зарядку гаджетов;

-          продажу техники и даже прием вещей для передачи на благотворительные цели.

Прогнозы рынка ПВЗ и постаматов

Развитию доставки в ПВЗ и постаматы будут способствовать растущие затраты на сервис курьерской доставки. Только за 2023 год издержки логистов выросли более чем на 40% по отношению к 2022 году. Основная доля расходов пришлась на индексацию заработной платы персонала и обслуживание автопарка. В 2024 году тенденция сохраняется. Согласно данным платформы "Авито работа", зарплаты в отрасли "Деятельность курьерская" растут минимум на 15% год к году, что быстрее среднего роста зарплат по стране. А, например, в транспортной доставке рост заработных плат достигает 41% год к году.

Темпы развития сети ПВЗ и постаматов в целом замедлятся, а основным драйвером роста будут выступать крупные онлайн-площадки и маркетплейсы.

Также мы ожидаем сохранения вектора на увеличение плотности сети в малых городах и в областях.

Что касается расширения доступных сервисов - далеко не все из них приживутся на практике. За последние три года мы уже видели, как притормаживались планы по трансформации ПВЗ в многофункциональные центры.

Материал по теме

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Материал по теме

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

Материал по теме

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

current-theme

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

current-theme

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

current-theme

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

current-theme

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

current-theme

Электроточилки и умные подушки: Мегамаркет выяснил, какие необычные товары покупают россияне

current-theme

Новые способы оплаты как драйвер роста продаж: аналитика

current-theme

Lamoda персонализировала главную страницу

current-theme

Продавцы маркетплейсов пожаловались на навязывание акций

current-theme

Как eСommerce-бренды могут выделиться на фоне конкуренции: стратегии для успеха в 2024-2025 году

current-theme

Инфраструктура не успевает за бизнесом: ключевые вызовы eСommerce в России

Актуальное сейчас

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Согласно исследованию Авито Рекламы и Авито Товаров, проведенному среди 10 000 россиян, средний россиянин планирует потратить на ноябрьские распродажи 22 тысячи рублей. При этом, молодые люди в возрасте от ...

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

3 декабря 2024 года на Красном Октябре состоится уникальное событие - форум-выставка CX FINTECH DAY. Мероприятие посвящено самым актуальным темам в области клиентского опыта в финансовых технологиях.  ...

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

В преддверии Дня холостяка (11.11) и Чёрной пятницы аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) совместно с крупными ритейлерами проанализировали тенденции последни...

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

Рост числа предпринимателей, продающих товары на онлайн-площадках, замедлился до 17% за последний год. К такому выводу пришли аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы», проанализировав базу селлеров за январь-с...

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

Государственная Дума выступила с инициативой запретить размещение дарксторов в жилых домах. Законопроект направлен в Минстрой. Депутаты обосновывают свою позицию постоянным шумом, нарушением санитарных норм...

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

Российский рынок недвижимости демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению активности в офлайн-сегменте. По данным Focus Technologies, в конце октября посещаемость торговых центров сократилась на 4% год к ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.