Рост C2C-отправлений и трансформация рынка экспресс-доставки: прогнозы

Игорь Бахарев
Рынок экспресс-доставки демонстрирует устойчивый рост сегмента C2C. Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования компании "Курьер Сервис Экспресс" рассказывает, как эта тенденция влияет на рынок ПВЗ и постаматов и даёт прогнозы на развитие сегмента.

В 2023 году объем посылок, отправленных в сегменте C2C, увеличился на 32% по сравнению с 2022 годом. Согласно прогнозам, в 2024-м этот рост замедлится до 26%, но, тем не менее, будет самым высоким среди прочих сегментов экспресс-доставки. Такая тенденция обеспечит C2C-направлению долю более 10,5% в горизонте планирования 2026-года.

Однако львиную долю трафика в структуре рынка экспресс-доставки, в том числе в ПВЗ или постаматы, по-прежнему занимают b2c отправления e-commerce. В 2023 году объём b2c доставки в денежном выражении составил чуть более 92 млрд рублей. В структуре рынка экспресс-доставки логистических операторов сегмент занимает долю в 65%.

Чтобы объективно оценить текущие тенденции развития услуги доставки в ПВЗ или постаматы, доставку для e-commerce можно разделить на два вида:

Первый - перевозка собственными службами интернет-магазинов, в том числе с помощью сервисов маркетплейсов. В последнем случае объём доставок увеличился с 2019 до 2023 года в 8,5 раз и в 2023 году составил 2,8 млрд посылок. При этом более 90% заказов были доставлены через сеть ПВЗ маркетплейсов.

Второй - это услуга логистических операторов в рамках прямых договоров с интернет-магазинами. В прошедшем году объем перевозок для e-commerce оценивался в 220-230 млн. отправлений без учета трафика "Почты России". Однако важно подчеркнуть, что в отличие от доставки собственными силами или маркетплейсами, динамика роста спроса на эту услугу снизилась до 1-3% в год после сильного подъема в 2020 году.

Важно отметить, что при доставке логистическими операторами отсутствует ощутимая динамика роста числа доставок в ПВЗ или постаматы. В отличие от доставки собственными силами и маркетплейсами, доля отправок до ПВЗ и постаматов у логистов практически не меняется последние три постпандемийных года. Более того, ряд исследований свидетельствует о возвращении интереса покупателей именно к услуге курьерской доставки "до двери", предлагаемой логистическими компаниями.

При этом в 2023 году впервые за много лет произошло сокращение количества постаматов. Проблемы сразу двух крупных операторов привели к уменьшению числа доступных устройств примерно на 4%. И в текущем году мы наблюдаем следующую картину: выход на рынок и развитие сервиса новыми игроками пока не перекрывает выбывшие в прошлом году мощности.

Еще одна тенденция - это расширение в 2023-2024 годах крупнейшими маркетплейсами сети пунктов выдачи в малых городах и населенных пунктах. Для них самовывоз из ПВЗ - основной способ доставки.

Среди причин подобной региональной экспансии стоит отметить:

- запрет маркетплейсов на открытие ПВЗ в крупных городах. Это связано с тем, что потенциал развития у крупных игроков здесь был исчерпан, а плотность их сети достигла такого максимума, при котором открытие каждой следующей точки неизбежно приводит к "каннибализации" дохода действующих и, как следствие, "схлопыванию" бизнеса ПВЗ.

- предоставление более интересных тарифных условий владельцам ПВЗ в малых городах и пригородах.

Кроме того, сохраняется тенденция подключения мультибрендовых точек к работе с различными службами доставки как для выдачи, так и для приема отправлений их клиентов.

Развиваются программные решения для владельцев точек выдачи и их посетителей: внедряются агрегаторы пунктов выдачи, показывающие информацию о доступных точках в удобном формате, в том числе с отображением на привычных картах.

Расширяется перечень услуг, оказываемых как в монобрендовых, так и мульти ПВЗ. Привычными стали такие опции как:

-          проверка и упаковка заказа при приеме;

-          размещение рекламы внутри офисов.

К более редким и даже экзотичным можно отнести:

-          услугу проверки личности и выдачу банковских карт (исключительная история для маркетплейсов, например, таких, как OZON, работающих в партнерстве с определенными банками);

-          прием техники в формате Trade-in;

-          установку вендинговых аппаратов;

-          копировальные услуги;

-          зарядку гаджетов;

-          продажу техники и даже прием вещей для передачи на благотворительные цели.

Прогнозы рынка ПВЗ и постаматов

Развитию доставки в ПВЗ и постаматы будут способствовать растущие затраты на сервис курьерской доставки. Только за 2023 год издержки логистов выросли более чем на 40% по отношению к 2022 году. Основная доля расходов пришлась на индексацию заработной платы персонала и обслуживание автопарка. В 2024 году тенденция сохраняется. Согласно данным платформы "Авито работа", зарплаты в отрасли "Деятельность курьерская" растут минимум на 15% год к году, что быстрее среднего роста зарплат по стране. А, например, в транспортной доставке рост заработных плат достигает 41% год к году.

Темпы развития сети ПВЗ и постаматов в целом замедлятся, а основным драйвером роста будут выступать крупные онлайн-площадки и маркетплейсы.

Также мы ожидаем сохранения вектора на увеличение плотности сети в малых городах и в областях.

Что касается расширения доступных сервисов - далеко не все из них приживутся на практике. За последние три года мы уже видели, как притормаживались планы по трансформации ПВЗ в многофункциональные центры.

Материал по теме

Прогноз MAR CONSULT: К 2035 году eСommerce будет продавать качество цифровой связи с потребителем

Материал по теме

Онлайн-чеки в супермаркетах вдвое превысили офлайн

Материал по теме

Недостоверные описания, брак и подделки: что раздражает россиян в интернет-магазинах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Стоимость трафика в eСommerce растёт: как маркетплейсы борются за клиентов и оптимизируют рекламу

Стоимость привлечения клиентов в российском eCommerce снова растёт: за третий квартал 2025 года средняя цена трафика увеличилась на 6,5%. Аналитики E-Promo Group связывают это с усилившейся конкуренцией за вним...

Прогноз MAR CONSULT: К 2035 году eСommerce будет продавать качество цифровой связи с потребителем

Аналитическая компания MAR CONSULT и её основатель Дмитрий Шиманов спрогнозировали, как технологии и ИИ изменят онлайн-торговлю и потребительское поведение в ближайшие десять лет. Цифровой аватар ...

Онлайн-чеки в супермаркетах вдвое превысили офлайн

Российский рынок электронной торговли демонстрирует рост средних чеков. Это следует из данных анализа операций по картам банка Русский Стандарт за три квартала 2025 года. Покупатели в онлайн-сегменте суперм...

СДЭК вывел первых клиентов на маркетплейс Fatio в ОАЭ

СДЭК Фулфилмент организовал первую поставку клиентских товаров на маркетплейс Fatio в ОАЭ. Компания выстроила полный цикл услуг: приемку, хранение, сборку, упаковку и доставку до площадки. Такой формат дал ...

Недостоверные описания, брак и подделки: что раздражает россиян в интернет-магазинах

Опрос Центра изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества показал, с какими проблемами чаще всего сталкиваются россияне при онлайн-покупках. Чаще всего покупатели жалуются, что товар не соответств...

Онлайн-присутствие становится условием доверия покупателей

Онлайн-присутствие становится для покупателей неотъемлемой частью продукта. Свежие данные коммуникационного агентства PR Perfect показывают, что 74% россиян не готовы доверять компаниям, о которых невозможн...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.