Российский eCommerce: рост на фоне торможения

Игорь Бахарев
Российский рынок онлайн-торговли за период с 2019 по 2024 год увеличился почти в 7,5 раза. Согласно исследованию компании "Яков и партнеры", он вырос до 12,6 трлн рублей с 1,7 трлн рублей. Доля электронной коммерции в общем объеме розничных продаж возросла с 5% до 23%.
Основным драйвером роста стали универсальные маркетплейсы, чей суммарный оборот увеличился в 20 раз, а доля рынка достигла 64%, что в 2,8 раза больше, чем в 2019 году. Однако, по данным аналитиков, темпы роста универсальных маркетплейсов замедляются. Если ранее годовой прирост оборота превышал 100%, то в 2024 году этот показатель составил 54%.
Среди факторов, сдерживающих дальнейший рост, эксперты выделяют эффект высокой базы, расширение географии продаж в небольшие населенные пункты, логистические трудности и ограничения потребительского кредитования.
Независимые каналы онлайн-торговли демонстрируют более умеренный рост, составляющий в среднем 28% в год. Наиболее устойчивыми в этом сегменте оказались нишевые маркетплейсы и крупные интернет-магазины, специализирующиеся на продаже бытовой техники, товаров для ремонта (DIY), автотоваров, а также премиальной одежды и обуви.
В 2024 году более 50% онлайн-продаж пришлось на сегменты моды (fashion), бытовой техники и электроники. Наиболее динамично развивались сегменты товаров повседневного спроса (FMCG), автотоваров и фармацевтики.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте