Ритейл в метавселенных: все по-взрослому

Игорь Бахарев

Конец прошлого и начало нынешнего года ознаменовались взрывным ростом популярности невзаимозаменяемых токенов. eCommerce-эксперт Ия Малгаладзе рассказывает, как компании и бренды с помощью игровых реальностей не только привлекают молодое поколение потребителей, но и получают дополнительную прибыль.

По мере своего развития интернет становится не только средством коммуникации, но и "средой обитания" - как для потребителей, так и для ритейлеров. И речь сейчас не о компаниях, которые торгуют только онлайн. В игровых метавселенных молодое поколение ожидает найти все то, что стало привычным в обычной жизни. Дать ему это - значит получить лояльного покупателя на многие годы вперед.

Одним из ярких примеров привлечения молодежи к бренду можно считать акцию "Ленты". В сентябре прошлого года отечественный ритейлер запустил собственный сервер в Minecraft. Локации и квесты в нем были ориентированы на детей и подростков. При этом в них присутствовали торговые точки сети всех форматов, включая интернет-магазин.

maxresdefault.jpg

Гипермаркет "Лента" в метавселенной Minecraft

"Создание сервера станет одним из инструментов повышения лояльности. Этот шаг логично вписывается в стратегию роста компании до 2025 года, один из приоритетов которой - великолепный клиентский опыт. Сегодня его сложно представить без элементов геймификации", - отмечал тогда директор по коммерции и маркетингу "Ленты" Дмитрий Богод.

Впрочем, начиналось все еще раньше - с эксклюзивных скинов для игровых персонажей. От них оставался всего один шаг до виртуальной одежды для аватаров. В современном мире социальные сети и другие интернет-сообщества стали аналогом ежевечерних посиделок, а отдельные события в них воспринимаются практически так же, как праздники и вечеринки. А кому не хочется на вечеринку приодеться?

Летом 2021 года на международном гибридном фэшн-проекте Global Talents Digital при поддержке Mercedes-Benz Fashion Week Russia в онлайн-формате была представлена коллекция цифровой одежды от российского инфлюенсера и дизайнера Алионы Пол. Позднее четыре лука появились на "AliExpress Россия". Следует отметить, что продажи цифровых туалетов были ограничены, да и стоили "костюмы для аватаров" не дешево.

И вот здесь мы подходим к тому, что такое non-fungible token (NFT) или невзвимозаменяемый токен. По сути своей токены - эквивалент ценных бумаг в цифровом мире. А вот NFT, если продолжить аналогию, - это уже не ценная бумага, это материальный актив. Подобно тому, как Ван Гог написал одиннадцать картин с подсолнухами, разработчик может создать несколько похожих и даже идентичных NFT. Но, как и "Подсолнухи", все они будут авторскими. Любую ценную бумагу можно безболезненно заменить на другую с таким же номиналом, но, разумеется, тот, кто имеет в своей коллекции оригинал Ван Гога, едва ли захочет поменять его на репродукцию просто так.

В современных индустриях, ориентированных на потребителя, юридически авторство, как правило, принадлежит не художнику или разработчику, а производителю или бренду. Поэтому неудивительно, что компании стремяться монетизировать этот актив всеми возможными способами. В том числе и цифровыми. Ну и не следует забывать о привлечении молодежи.

2021 год ознаменовался выходом в метавселенные многих мировых брендов. Японская Fast Retailing еще в марте заключила с Minecraft соглашение, согласно которому бренд Uniqlo не только выпустил мерч игры, но и представил в ее реальности одежду для аватаров. В июле Ferrari выпустила копию своей новой модели в метавселенной Fortnite. В реальности такой автомобиль появится лишь в этом году, но поклонники бренда получили возможность управлять им в игре.

Clip2net_220125140733.png

Ferrari 296 GTB в игровом мире Fortnite

В начале ноября прошлого года стало известно, что Nike зарегистрировал несколько торговых марок, указывающих на то, что компания собирается заняться цифровой одеждой. Локация Nikeland появилась в метавселенной Roblox. В компании утверждали, что цифровой выставочный зал будет использоваться как лаборатория для испытания новых моделей и выявления тех, которые обещают стать популярными. Однако в декабре спортивный гигант поглотил студию цифрового дизайна RTFKT, специализирующцюся на кроссовках и других предметах коллекционирования. Аналитики уверены, что Nike решил пойти дальше и начать торговать NFT.

Один из основных конкурентов Nike, немецкая компания adidas вышла в метавселенные Bored Ape Yacht Club и Punks Comic в декабре. Уже через несколько дней первые NFT Adidas Original, созданные в коллаборации с дизайнерами этих игр, а также агентством Gmoney, были распроданы. Они принесли компании 5924 ETH или $2З,5 млн. Сейчас Adidas на своем сайте сообщает, что можно записаться в очередь на покупку новых невзвимозаменяемых токенов и обещает до 30 тысяч новых цифровых моделей. Однако пока в продаже их нет.

Первая коллекция NFT-толстовок от Gap появилась в продаже четые дня тназад. Все они уже распроданы. В течение получаса были проданы и 60 эксклюзтвных цифровых курток от люксового бренда ASRV, впервые выставившего NFT.

Люкс вообще по достоинству оценил возможности метавселенных. В начале декабря в Roblox вышел Ralph Lauren с ретро-коллекцией 1990-х годов. Впрочем, у бренда уже был опыт подобной работы. В августе нью-йоркская компания одела в свою коллекцию персонажей в Zepeto, виртуальном мире, поддерживаемом южнокорейским интернет-гигантом Naver Corp. "Одна из наших стратегий состоит в том, чтобы завоевать новое поколение, а оно обитает в метавселенных. Поэтому и мы должны там быть. На самом деле между метавселенной и видением Ralph Lauren есть много параллелей, потому что мы не компания, делающая моду. Мы - компания, делающая мечту", - заявил недавно генеральный директор Ralph Lauren Патрис Луве.

Screen-Shot-2021-08-29-at-4.59.56-PM-1280x822.png

Модели из коллекции Ralph Lauren в метавселенной Zepeto

Cartier, Gucci и Valentino начинали с метавселенной Drest, словно специально созданной для компаний, работающих в сегменте fashion, - игра именно о моде. Valentino с его ретро-коллекцией "Римские каникулы" стал одним из последних мировых модных брендов, заявивших о себе в цифровой реальности. Gucci же не остановился на достигнутом и представил свои коллекции сначала в Zepeto, а затем и в Roblox.

Не отстают и мировые бренды среднеценового сегмента. Опять же в декабре выпустил свою первую цифровую коллекцию принадлежащий Inditex бренд Zara. И тоже начал с Zepeto. Более того, Zara открыл в этой метавселенной магазин, где можно приобрести виртуальные модели. Первой коллекцией испанской компании стала коллаборация с корейским брендом Ader Error.

Не обошлось и без курьезов. В соцсетях разошлась информация о том, что H&M открыл первый виртуальный магазин - в метавселенной CEEK Citу. Однако, как заявили обе компании, то, что пользователи приняли за уже действующую в игре площадку, было всего лишь возможным дизайном такого магазина, предложенным программистами CEEK. Тем не менее, для конкурса, запущенного совместно с актрисой Майси Уильямс, шведская компания создала десять цифровых образов, ставших призами победителям.

hm-metaversedeki-ilk-magazasini-acti-844x475.jpg

Макет виртуального магазина H&M, разработанный компанией CEEK

Незадолго до Нового года свой первый магазин в метавселенной открыла компания Lee Jeans. Но дальше всех пошла Forever 21: она не только организовала магазин в Roblox, но и запустила франшизу. Теперь любой игрок также может открыть торговую точку бренда в метавселенной и продавать за игровые бонусы цифровую одежду.

Самое оригинальное решение для торговли невзвимозаменяемыми токенами нашли в сети британских люксовых универмагов Selfridges. Правда, NFT предлагает только один из них - лондонский Corner Shop. Точнее, не сами NFT, а сертификаты на них, с помощью которых затем онлайн можно получить саму покупку. В Selfridges не стали мелочиться: на продажу выставлены невзвимозаменяемые токены с работами пионера оп-арта Виктора Вазарели и 12 культовых платьев Пако Рабанна из коллекции Unwearables. Всего ритейлер планирует продать 1800 NFT по цене от £2 000 до £100 000.

Selfridges_Photo-Jason-Alden_Vasarely-Exhibition-Launch-1.jpg

Инсталляции произведений Виктора Вазарели в магазине Corner Shop

Пожалуй, ни одна крупная компания в мире не осталась равнодушной к тренду. Samsung создал в игровой реальности Decentraland, магазин, копирующий флагман компании в Нью-Йорке. Alibaba Group организовала отдельное подразделение для исследования возможностей метавселенных. Также поступила и корпорация GameStop, причем скандально известная компания планирует не только запустить собственную криптовалюту, но и открыть NFT-маркетплейс.

А буквально на днях стало известно, что о собственной цифровой валюте и выходе в метавселенную задумалась корпорация Walmart. Не афишируя планов, крупнейший ритейлер США подал заявку на регистрацию нескольких товарных знаков, свидетельствующих о намерении компании продавать невзаимозаменяемые токены. И, наконец, Meta зарегистрировала недавно ряд патентов, свидетельствующих о том, что компания планирует создать собственную метавселенную и заранее готовится предлагать брендам открывать в ней магазины.

Как и любая другая индустрия, ритейл не существует в вакууме. Там, где есть торговля, будет и реклама. В сентябре 2021 года компания Admix, специализирующаяся на помощи брендам в выходе в метавселенные, заключила соглашение о партнерстве с ведущим британским агентством цифровой наружной рекламы Ocean Outdoor. Согласно договоренности, Admix станет размещать в игровых реальностях билборды Ocean Outdoor с рекламой брендов. По сути, это тоже NFT, котрые рекламодатели станут покупать у агентства.

Ocean-Admix-Image1-1024x498.jpg

Цифровые билборды Ocean Outdoor в метавселенной Roblox

Российская компания Bidease и внутриигровая рекламная платформа Anzu.io сотрудничают непосредственно с создателями самых популярных в Roblox миров. С их помощью рекламодатели могут совершать прямые сделки на размещение динамических внутриигровых баннеров.

"Поколение Z и подрастающее поколение Alpha предпочитают проводить праздники, посещать музыкальные концерты, встречаться с друзьями и даже переписываться в мирах Roblox. Для молодых людей диджитал мир становится ближе, чем реальный. Очевидно, что рекламодатели хотят быть там, где их аудитория", - говорит вице-президент по маркетингу Anzu Наталья Васильева.

Но, реклама - рекламой, а там, где есть громкие бренды, будет и контрафакт. А где есть контрафакт, правообладатели станут добиваться неприкосновенности своей собственности. Все началось с того, что двое поклонников сети итальянских ресторанов Olive Garden стали продавать в виде NFT фоторгафии любимых заведений. Причем по смещной цене - $19,99. Olive Garden это не понравилось, компания добилась удаления этих токенов из Интернета. Чем вызвала возмущение не только среди поклонников тех самых фотографов, но и среди своих собственных, а значит, начала терять клиентов.

Hermès тоже потребовал от NFT-платформы удалить невзаимозаменяемые токены сумочек Birkin, созданные дизайнером Мейсоном Ротшильдом.

"Hermès не санкционировал и не давал согласия на коммерциализацию или создание нашей сумки Birkin Мейсоном Ротшильдом в метавселенной. Эти поддельные NFT нарушают интеллектуальную собственность и права на товарный знак Hermès", - заявили в компании. Ротшильд предпочел не связываться и в открытом письме сообщил, что все Birkin с платформы удалены.

Однако Hermès на этом не успокоился и подал в суд на дизайнера. Ротшильд успел неплохо заработать на своих NFT, и это, похоже, не дает покоя французскому модному дому.

digital-clothes-and-nfts-voguebus-mason-Rothschild-fabiola-kassin-hypnotique2.png

Так выглядят в метавселенной NFT Birkins Мейсона Ротшильда

Кэл Раустиала, исследователь интеллектуальной собственности и профессор юридического факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, отмечает, что закон традиционно отдает предпочтение художникам и создателям, таким как Ротшильд. Но при этом эксперт предупреждает, что судебное разбирательство может породить прецедент, котрый изменит отношения в торговле в принципе, не только в метавселенных.

Популярность невзаимозаменяемых токенов растет день ото дня. На сегодняшний день NFT-рынки открываются уже даже не на частном - на государственном уровне.

Важной движущей силой метавселенных, на данный момент, как ни странно, является то, что государства и регулирующие органы почти никак не вмешиваются в этот процесс. Лучше всего позицию официальных властей России, например, изложил Глава Сбербанка Герман Греф. "Если экосистемы - это уже существующая реальность, практически по всему миру, то метавселенная - это, наверное, тот тренд, который пока просматривается. Но нет ни одной метавселенной в силу того, что пока технически никто еще не сумел совершить этого перехода", заявил он, добавив, что не верит в Meta и в то, что кто-то будет проводить там много времени.

А вот бизнес уже почувствовал золотую жилу. Выходят в метавселенные fashion-бренды, авиакомпании находят дополнительные способы заработать в условиях кризиса, а Мелания Трамп продает с аукциона NFT собственной шляпки. И пусть теретики до сих пор спорят, можно ли считать невзаимозаменяемые токены искусством, пусть Человечество передумает и не уйдет в матрицу, где NFT могут быть единственными достойными предметами коллекционирования, как для компаний, так и для частных лиц они становятся вложением капитала.

Материал по теме

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Материал по теме

ROSTIC'S открывает виртуальный мир в Roblox

Материал по теме

Кейс: как продать устаревший товар на Wildberries

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Российский рынок ноутбуков: рост онлайн-продаж и укрепление отечественных брендов

За первые десять месяцев 2024 года россияне приобрели на маркетплейсах Ozon и Wildberries ноутбуков на общую сумму 10,3 млрд рублей, что на впечатляющие 3,2 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.