Правительство предлагает зарегулировать российский eCommerce
Игорь Бахарев
Федеральная таможенная служба (ФТС) планирует регулировать онлайн-торговлю в России. Таможнники совместно с Минфином и другими ведомствами разработали и выдвинули на рассмотрение Евразийской экономической комиссии концепцию регулирования электронной торговли, в рамках которой предлагается выделить товары онлайн-торговли в отдельную категорию и ввести в России институт "операторов интернет-торговли".
Первый заместитель главы ФТС Руслан Давыдов рассказал, что такими "операторами" станут уполномоченные компании, которые от имени и по поручению граждан должны обеспечивать всю цепочку поставок начиная с покупки на интернет-площадке до доставки конечному покупателю - предположительно, "Почта России", DHL, UPS, FedEx и TNT. "Есть еще около 15 российских компаний", - добавил он.
"Мы предлагаем сделать для операторов отдельную декларацию электронной торговли, особый порядок соблюдения мер технического регулирования - заявительный или упрощенный. Наша работа с уполномоченным оператором электронной торговли для граждан должна быть незаметной", - отметил Давыдов.
В эксперименте уже задействованы Alibaba, Joom и другие крупные игроки.
В июле идею института оператора трансграничной торговли начали обсуждать на уровне Евразийского экономического союза ещё в начале года. Сейчас объем товаров, покупаемых в интернет-магазинах в ЕАЭС, достигает $8,8 млрд. С учетом пандемии он может вырасти еще на 6-10%, полагают аналитики."Мы считаем, что подход ко всем должен быть абсолютно одинаковым. Хочешь работать прозрачно - получай регистрационный ID, который является частью системы: идентификатор товара, идентификатор посылки, идентификатор площадки и данные на покупателя. Это все должно "зашиваться" в единый информационный поток вместе с кодом товара и его стоимостью", - заключил он.
Эксперты ЕАЭС говорят, что создание института оператора поможет ускорить развитие рынка. Развить трансграничную интернет-торговлю смогут и таможенные склады. Как полагают в ЕЭК, там можно хранить и далее реализовывать товары с иностранных интернет-площадок.
eCommerce-эксперт Александр Иванов считает, что новая инициатива - это попытка зарабатывать деньги там, где, на самом деле, денег не зарабатывается - на кроссбордере."Надо создать коридор для осуществления интернет-торговли через институт оператора – чтобы это было быстро, удобно, чтобы были гарантии по уплате необходимых платежей и соблюдению вопросов технического регулирования. Необходимы прозрачность и четкость взаимодействия, когда оператор обеспечит выполнение всех правил и ограничений, предложив потребителю удобную услугу по оформлению", – отметил в этой связи министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
"Есть идея о том, что наличие единственного (единого) оператора поможет сделать администрирование сборов пошлин рентабельным. По сути, у нас и так один оператор - ФТС, и один канал - "Почта России". Но совсем не факт, что если вдруг появится какой-то там "единый оператор", "одно окно" и прочее, то процесс станет как-то лучше", - говорит он.Административные расходы не снизятся, ни одна операция и ни одна процедура не меняется и не исчезает, просто появится ещё одна административная прослойка, полагает Иванов. Эффективнее этот механизм работать не станет. При этом проверить расчеты чиновников невозможно, никто на рынке выкладок не видел.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте