Перспективы транснациональной доставки товаров: Кыргызстан как ключевой транспортный узел между Китаем и Россией

Игорь Бахарев
У Кыргызстана очень удачное географическое расположение - он находится на стратегическом перекрестке торговых путей между Китаем, Россией и Европой. Поэтому, когда Кыргызстан первым из всех бывших советских государств присоединился к ВТО (Всемирная торговая организация), то сразу стал региональным центром импортируемых товаров в страны Центральной Азии и России. Так что этот сухопутный коридор сложился давно и опыт у первого постсоветского игрока на этом рынке большой - сейчас Кыргызстан находится в центре реэкспорта китайских товаров в Россию и другие соседние страны.
А в ситуации новой реальности, когда начались дополнительные санкции по отношению к России в 2022 году, глобальные торговые потоки начали меняться. Доставка товаров из Китая через территорию Кыргызстана предоставляет новый, стратегически важный и перспективный коридор. Страна переживает логистический бум - общий объем внешней и взаимной торговли Кыргызстана за 2024 год составил $16 млрд. И понятно, что это такие объемы потребляют не жители страны. Они проходят транзитом в основном в Россию. Так что недаром это значительное увеличение импортно-экспортных операций между Кыргызстаном и Россией после начала стало вызывать беспокойство на Западе.
Конечно, Кыргызстан сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны Казахстана, который тоже имеет развитые транспортные коридоры и оптимизированные маршруты. При этом им не приходится идти транзитом через другую страну, чтобы добраться до России. Но и на этот вызов Кыргызстан готов ответить, чтобы продолжить удерживать значимые позиции на этом рынке.
Во-первых, конкурировать позволяют прямые автомобильные дороги с Китаем. Да и от Бишкека до Москвы фура доезжает в среднем за 5 суток, в зависимости от погодных условий. А во-вторых – 3 сентября 2024 года в Иссык-Кульской области открылись новая автодорога и пропускной пункт Бедель.
Необходимость в нем назрела, потому что два предыдущих КПП (Торугарт и Иркештам) очевидно перестали справляться с возросшим уровнем товаропотока. Пока Бедель действует по упрощенному порядку и с временной инфраструктурой, но уже построена временная дорога, проведено электричество, возведены мосты. Так что к 2027 году пункт должен заработать в полную силу, что значительно увеличит возможности транспортного потока.
Но, конечно, только автотранспорт не сможет удовлетворить запросы перевозчиков. Самые серьезные изменения в логистике– впереди. Они произойдут по окончании строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. При этом большая часть «Железного шелкового пути» пройдет по территории Кыргызстана. Магистраль ускорит на 7-8 суток доставку грузов и изменит их характер. Если сейчас у автомобильных фур есть ограничение – не более 18 тонн груза, (соответственно, очень невыгодно возить тяжелый, но недорогой товар), то у железнодорожных перевозок совсем другие возможности. Предполагаемый объем будущих грузоперевозок – до 15 млн тонн в год.
Строительство уже запущено в конце декабря прошлого года в Джалал-Абаде. В дальнейшем планируется организовать и регулярное пассажирское сообщение.
В ближайшие годы Кыргызстан может стать одним из ключевых звеньев транснациональной логистики, обеспечивая стабильный и эффективный коридор для товаров между Азией и Европой. Успех будет зависеть от скорости реализации инфраструктурных проектов и способности страны адаптироваться к растущему спросу на транзитные перевозки.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте