Как развиваются технологии страхования электронной коммерции в мире?

Игорь Бахарев

По итогам 2024 года глобальный рынок электронной коммерции достиг $6,09 трлн, а к 2030 году может превысить $8 трлн. Онлайн-торговля — одна из самых динамично развивающихся и технологичных отраслей. Однако бурный рост электронной коммерции привнес не только новые возможности, но и риски. В ответ на это технологии страхования постепенно проникают в e-commerce, предлагая ощутимые преимущества селлерам, курьерам и покупателям. В этом материале — обзор зарубежного опыта внедрения ИТ-технологий в страхование e-commerce от генерального директора страхового брокера «Цунами» Андрея Сабитова.

Встроенное страхование

Встроенное страхование помогает компаниям сделать страховки удобными и по-настоящему полезными: ИТ-технологии позволяют предлагать страхование вместе с продуктами и услугами партнеров, например, ретейлеров, продавцов недвижимости и производителей автомобилей. Согласно исследованию Forrester, 66,5% покупателей приобретут товар онлайн с большей вероятностью, если при оформлении заказа им предложат оформить на него страховку. 

С помощью данных, которыми делятся партнеры, страховые компании могут персонализировать продуктовую линейку, предоставлять оригинальные решения для узких сегментов и даже индивидуальные страховые продукты для конкретного покупателя. По оценкам Deloitte, встроенное страхование будет одним из главных трендов развития страхового рынка, и к 2030 году объем собранной премии в этом секторе вырастет до $722 млрд. 

Европейский сервис Moonshot Insurance предлагает покупателям оформить страховку при онлайн-заказе прямо на сайте маркетплейса. Сервис собирает данные о товаре и его маршруте в режиме реального времени. В случае обнаружения задержки или повреждения товара автоматически предлагает клиенту компенсацию: осуществить возврат денежных средств или обеспечить отправку нового товара. Такой подход позволяет снизить финансовые риски и повысить доверие к покупкам в интернете. Более 30 крупных e-commerce платформ, включая ритейлеров и маркетплейсы, интегрировали продукты Moonshot для защиты своих клиентов. 

Британский сервис Laka предлагает страховые решения для e-commerce и ретейла, специализируясь на защите велотоваров и их покупателей. Его модель страхования уникальна тем, что взносы рассчитываются в зависимости от общего числа страховых случаев среди участников. Клиенты платят меньше, если количество претензий не превышает определенного значения, что делает систему более справедливой и прозрачной. Такой подход позволяет бизнесу повысить лояльность клиентов и снизить риски, связанные с использованием спортивной продукции.

Доставка последней мили

Рост электронной коммерции создал огромный спрос на доставку последней мили. Такой вид доставки подвержен колебаниям спроса, поэтому в более загруженные периоды компаниям важно иметь в своем штате достаточное количество водителей-курьеров, чтобы соблюдать сроки доставки онлайн-заказов. В таких условиях традиционное страхование, которое предполагает покупку полисов на длительный период, становится невыгодным в связи с высокими первоначальными затратами на оформление страховки.

Для решения этой проблемы британский стартап Zego предлагает страховые продукты, ориентированные на гибкие потребности курьеров и водителей, работающих в сфере доставки e-commerce. Основное решение — страхование для владельцев фургонов, которое учитывает фактическое использование транспортного средства. Продукт позволяет курьерам оплачивать только те часы или дни, когда они фактически осуществляют доставки, что делает страховку экономически более эффективной и гибкой. С 2016 года Zego уже застраховал свыше 17 млн часов поездок. Его модель страхования на основе данных позволяет курьерам и владельцам фургонов экономить до 30% на страховых премиях, обеспечивая при этом полную защиту на дороге.

Прозрачность и удобство для селлеров

Большинство традиционных видов страхования не учитывает специфические риски электронной коммерции. Премии, основанные на годовых прогнозах, не отражают сезонные колебания спроса или рост продаж, что делает продавцов маркетплейсов уязвимыми перед недостаточным страховым покрытием или влечет потерю прибыли в случае перестрахования. Американский стартап Assureful предлагает страховку селлеров, ориентированную на минимизацию рисков, связанных с ответственностью за продукцию и логистикой. Платформа автоматически рассчитывает и обновляет страховые покрытия на основе данных о продажах и отгрузках, что позволяет клиентам экономить время и избегать переплат. Это помогает онлайн-продавцам точно рассчитывать расходы на страхование в зависимости от объема продаж.

InsurTech компания Embroker также выпустила специализированные решения для страхования онлайн-ретейла. Embroker использует цифровую платформу, которая упрощает страхование для селлеров: автоматизирует ключевые процессы, настройку и получение полисов, а также снижает расходы клиентов за счет анализа данных и индивидуализации полисов. Embroker предлагает комплексные продукты, такие как киберстрахование, страхование ответственности за продукцию и профессиональной ответственности, обеспечивая защиту от ключевых рисков в e-commerce. Использование машинного обучения и ИИ для точного расчета премий позволяет селлерам экономить до 20% на страховых расходах.

Ситуация в российской электронной коммерции

В 2023 году Россия возглавила список стран по темпам роста розничных онлайн-продаж. По предварительной оценке Data Insight и Zunami Брокер, объем российского рынка e-commerce в 2024 году увеличился на 36% и достиг 10,7 трлн рублей. На 43% ожидаемо вырастет и количество выполненных заказов — до 7,4 млрд. В прошлом году сразу два российских маркетплейса вошли в топ-10 мировых лидеров по объему продаж. 

Большая часть онлайн-заказов совершается на маркетплейсах – в 2024 году доля таких заказов от общего объема составила 89%, всего на маркетплейсах работает около 620 тыс. бизнесов. В исследованииt участвовало 797 респондентов, которые продают на маркетплейсах более 3 месяцев и имеют ежемесячный оборот с продаж более 300 тыс. рублей. В результате было выявлено: мощный рост рынка электронной коммерции вкупе с глобальной перестройкой экономики становится серьезным испытанием для российских цепочек поставок в сегменте e-commerce. Селлеры неизбежно сталкиваются с возрастающим уровнем рисков, которые серьезно влияют на эффективность работы на площадке. 

Среди рисков и ограничений большинство селлеров сталкиваются с нестабильными и невыгодными условиями работы маркетплейсов (46%), логистическими рисками, связанными в том числе с динамично растущим объемом возвратов. 

29% селлеров регулярно сталкиваются с возвратами товаров, которые приводят к значительным потерям, особенно в сезон после новогодних праздников, 23 февраля и 8 марта. 26% игроков рынка указали на повреждения товаров в ходе транспортировки в качестве ключевого ограничения. Каждый случай — это не просто потерянная выручка, но и дополнительные расходы. Например, по подсчетам экспертов, обработка одного возврата с учетом всех расходов на логистику и возможную уценку товара может обойтись продавцу в сумму от 50 до 500 рублей. Если покупатель не забрал заказ, маркетплейс может наложить штраф в среднем 200 рублей. При этом высокий процент возвратов влияет на рейтинг товаров и повышение цен – их повышают на 5-10% при росте возвратов на 10%, чтобы компенсировать издержки. 

Страхование логистических рисков может стать способом защитить бизнес продавца: оформляя страховку на товары, он может обезопасить себя от трат на обратную логистику и дополнительную обработку товаров. Тем не менее, страхованием сейчас пользуются в основном крупные игроки рынка. 35% селлеров не пользуются страховыми услугами для защиты своих товаров во время работы на маркетплейсах, чаще всего это маленькие или только начинающие бизнесы. 

Тенденции на рынке показывают, что страхование может стать распространенной практикой среди всех онлайн селлеров. Как отмечают в федеральном обществе сетевой торговли (ФОСТ), ретейлеры на Wildberries высоко оценили возможность страхования товаров, внедренную маркетплейсом. Эта мера помогает бизнесу снизить финансовые потери из-за растущего числа возвратов и предотвратить риски повреждения товара или его полной гибели. 

Современные технологии страхования могут стать ответом на новые вызовы в российском онлайн-ретейле, поэтому в ближайшее время мы сможем увидеть отечественные разработки, которые помогут проникновению страхования в e-commerce и сделают его по-настоящему удобным, выгодным и прозрачным для селлеров и покупателей.

Материал по теме

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Материал по теме

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Материал по теме

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.