Онлайн-торговля продуктами питания: новые вызовы и возможности

Игорь Бахарев

Сегодня совершенно очевидно, что покупатель, хоть раз заказавший доставку еды и оценивший ее удобство, возвращается к этому формату снова и снова. Руководитель отдела аналитики Исследовательской компании NTech Дарья Акимова рассказывает, как производителям адаптировать свою продукцию и ее продвижение к новым условиям, диктующим правила игры на рынке e-grocery.

По разным оценкам, за истекший год объемы онлайн-продаж еды в рублевом выражении выросли от 2 до 2,5 раз за счет развития всех форматов: выхода на этот рынок офлайн-ритейлеров, развития сервисов доставок, появления чистых онлайн-игроков, развития маркетплейсов.

Соответственно, перспективы роста этого сегмента трудно переоценить. Так, по прогнозам Х5 Retail Group ожидается, что к 2023 году объем продуктового рынка онлайн достигнет 704 трлн рублей, а к 2030-му – 2 836 трлн рублей.

Насколько важно производителю переформатировать свою деятельность под онлайн, вопрос достаточно спорный. Однако если продукция уже представлена на полках ритейла, осуществляющего свою деятельность в том числе онлайн, то учитывать специфику продвижения в этом формате производителю необходимо. В ее основе лежат особенности товарной онлайн-полки и восприятия товара онлайн-покупателем.

Акценты и приоритеты покупательского поведения в e-grocery

Одним из основных барьеров приобретения продуктов питания онлайн для покупателя является отсутствие возможности рассмотреть, пощупать и понюхать продукт. Кроме того, при выходе на виртуальную полку у производителя нет возможности воспользоваться услугами мерчандайзера, сделать бренд-выкладку, использовать тактильные ощущения. Он достаточно обезличен на онлайн-витрине, все предложения представлены в одном очень обширном списке, и привлечь внимание своего потребителя можно только маленькой иконкой. А значит, на первое место выходит, во-первых, карточка продукта и, во-вторых, место продукта в выдаче по запросу.

Именно карточка продукта сегодня заменяет покупателю все тактильные ощущения и дает эффект присутствия. А значит, качество контента в продвижении товара должно предполагать не только привлекательное визуальное представление продукта, но также его полное, соответствующее действительности описание и наличие высокого рейтинга и положительных отзывов – именно им сегодня покупатели доверяют гораздо больше, чем рекламе.

Что касается «безграничности» товарной полки интернет-магазина, то это преимущество перед полками традиционного ритейла с их ограничениями по числу SKU и формату упаковки является спорным – если покупатель не ищет конкретный товар, то редко уходит дальше второй страницы выдачи. Значит, если ваш продукт не попал в ТОП-10 по выдаче в своей категории, вы как производитель будете сильно проигрывать по объему продаж. Но есть хорошая новость – зная алгоритм формирования выдачи онлайн-каталога, производитель может влиять на нее через органические факторы, являющиеся прерогативой интернет-маркетологов и SEO-специалистов. А у некоторых ритейлеров размещение товара в топе выдачи является платной услугой.

По состоянию на 2020 год продукты с коротким сроком хранения пользовались у интернет-покупателей меньшим доверием и спросом. Если в традиционной корзине наибольший удельный вес занимала молочная продукция, а наименьший – детское питание, то в онлайне, напротив, детское питание было на первом месте. Однако тенденция постепенно меняется, и категория молочных продуктов показывает наибольший тренд к росту в онлайне наряду с кулинарией, кондитерскими изделиями и снеками. Снижение среднего чека в сочетании с ростом частоты заказов также косвенно подтверждает растущее доверие потребителей к онлайн-покупкам скоропортящихся товаров. И это еще одна хорошая новость.

Также нельзя игнорировать различие в демографии онлайн и офлайн-продаж. По статистике основной объем покупок продуктов питания совершают люди в возрасте от 25 до 34 лет. Однако благодаря персонализации сервисов интернет-торговли тенденция по увеличению среднего возраста онлайн-покупателя имеется. При этом ценовой фактор – по-прежнему главный в списке потребительских предпочтений, в том числе и онлайн. Соответственно, особую роль приобретает возможность для производителя конкурировать в «первой цене».

К чему готовиться производителю при выводе продукта в онлайн?

Нужно готовить бюджеты. Требования онлайн-операторов, консолидаторов и деливеров по коммерческим условиям и оставшейся марже могут быть еще жестче, чем у ведущих игроков ритейла вроде Х5 Retail Group и АО «Тандер». Это закономерно – сокращение сроков доставки сегодня является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Чтобы быть лучшими, онлайн-игроки объективно вынуждены инвестировать в развитие сервисов быстрой сборки и качественной доставки заказов. Кроме этого, им необходимы вложения в создание специальных систем анализа и прогнозирования спроса для минимизации риска перезатаривания или упущенных продаж. Эти затраты отчасти ложатся на плечи партнеров онлайн-операторов. Поэтому готовить бюджеты к новым коммерческим условиям нужно уже сейчас, одновременно с оптимизацией затратной части производства и продвижения.

Из достаточно тревожных знаков: онлайн-операторы будут на порядок быстрее и точнее оценивать эффективность продаж продуктов разных производителей и разных брендов для своего продуктового портфеля за счет развитых инструментов анализа трафика. Это означает, что попадание в категорию СС, которым поставщиков пугают байеры сетей, будет стремительным. То есть если вы вышли в онлайн с продуктом, который недоработан в части вкуса, бренда либо упаковки, либо просто не попал в свою целевую аудиторию, то он будет вымываться с онлайн-витрин очень быстро.

Чтобы этот тренд не смотрелся таким пугающим, его хорошей новостью является то, что мы теперь не ограничены физическим пространством полки и можем пробовать совершенно разные продукты. Обычно рынок способен переварить ограниченное количество новинок в определенный период времени. Но онлайн представляет собой практически безграничное поле, где есть возможность персонализировать продукты, выпускать товар для определенной целевой аудитории (например, молодого и растущего сегмента, уверенно чувствующего себя онлайн, делающего ставку на экологию, ПП и органику). Онлайн-продажи позволяют быть креативными, смелыми и даже дерзкими в своих предложениях, для маркетологов этот тренд можно воспринимать скорее как хороший.

Однако, стремясь к расширению SKU в продуктовом портфеле, необходимо учитывать параметр эффективности каждой дополнительно вводимой продуктовой единицы, чтобы одновременно быть максимально представленным в онлайн-канале и при этом не перетрачивать деньги на производственную пересменку и хранение остатков.

Избыточность ассортимента приводит к сложности работы с продуктовой матрицей, увеличению складских остатков сырья и материалов, проблемам фокусировки для контрагентов и потребителя при продвижении. Это обусловливает рост постоянных издержек производства и реализации, а также снижение объемов продаж в абсолютном выражении.

Какое оптимальное количество SKU по тем или иным категориям нужно держать в портфеле? Чтобы найти «золотую середину», недостаточно опираться только на данные внутренней аналитики. Необходимо сопоставлять их со среднерыночными показателями по количеству SKU, а также оценивать корреляцию SKU с тоннажом продаж, нумерической и взвешенной дистрибуцией. Иными словами, регулярно проводить серьезную аналитическую работу.

Подводя итог, скажем, что растущее потребление онлайн формирует совершенно новый паттерн покупательского поведения, а для новых поколений Интернет и вовсе имеет все шансы стать главным каналом совершения покупок. Основными вопросами здесь становятся развитие ассортимента вкупе с оптимизацией затрат, генерация продающего контента и покупательской обратной связи, использование современных инструментов продвижения SKU в выдаче товаров, а также растущие требования к маркетинговому анализу.

От того, насколько производители преуспеют в искусстве создания и развития продуктов, их продвижения с учетом особенностей e-grocery, зависит, как бы высокопарно это ни звучало, их судьба на этом относительно новом, но очень динамично развивающемся рынке.

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Почти два из трех россиян стали активными пользователями маркетплейсов

Согласно данным, представленным президентом Ассоциации развития интерактивной рекламы Борисом Омельницким на выставке "Реклама-2024", онлайн-торговля в России демонстрирует впечатляющий рост. Омельни...

В ожидании распродаж: чего ждёт рынок от "горячего сезона"?

Российские онлайн-ритейлеры готовятся к ноябрьским распродажам на фоне ожиданий осторожного спроса и ужесточившихся условий кредитования. Традиционно первая волна серьёзных распродаж ожидается 11 ноября, в ...

Законопроект об обязательном страховании курьеров: первая реакция рынка

Госдума готовится рассмотреть законопроект, обязывающий курьеров, особенно тех, кто использует электросамокаты и велосипеды с моторами, страховать свою гражданскую ответственность. Инициаторы уверены, что э...

"Крошка Картошка" запустила собственное мобильное приложение

Сеть кафе "Крошка Картошка" объявила о запуске мобильного приложения. Оно уже доступно для скачивания на устройствах iOS и Android. В приложении пользователи могут оформить самовывоз, сделать заказ с доста...

Эксперты электронной торговли обсудят геймификацию в управлении лояльностью на митапе "Ecom и Вино" в Москве

Пятый митап "Ecom и Вино" пройдет 8 ноября в Москве, в офисе компании AGIMA. Главная тема - геймификация в управлении лояльностью. На встрече Ecom-директора крупных торговых сетей обсудят, как геймифи...

Ozon убирает возможность оплачивать товары при получении

С ноября Ozon отменяет возможность оплаты при получении для большинства товаров в пунктах выдачи, за исключением одежды, обуви и аксессуаров. Решение оставить постоплату только для этих категорий объясняетс...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.