Онлайн-торговля алкоголем растёт в "серой" зоне
Игорь Бахарев
Оборот нелегальной онлайн-торговли алкоголем в 2021 году составил 2,75 млрд рублей, что на 266 млн рублей больше, чем за 2020 год. В этом бизнесе задействовано около 3 тысяч интернет-ресурсов: сайтов, групп в социальных сетях и каналов в мессенджерах, говорится в аналитике Group-IB.
На сегодняшний день в социальных сетях существует около 300 групп и аккаунтов, специализирующихся на нелегальной доставке алкогольной продукции. Число их подписчиков увеличилось за год в 3,8 раза.
Эксперты отмечают, что главным "маркетом" стал Telegram. В Telegram число подобных каналов увеличилось с 50 до 130, а количество подписчиков - со 160 до 750 тысяч.
Сюда же входят различные чат-боты — их обнаружено не менее 15 — по доставке алкогольной продукции и каналы, продающие комплектующие для кустарного изготовления алкоголя — спирт, тару, крышки, пробки и этикетки
Все эти цифры могут быть лишь верхушкой айсберга по причине латентности теневого бизнеса, отмечает заместитель гендиректора Group-IB Андрей Бусаргин.
"Подпольная интернет-торговля алкоголем влечет за собой высокие риски для покупателей: нет никакой гарантии того, что товар будет оригинальным, а не опасной для здоровья подделкой", - говорит он.
По данным ВЦИОМа, 88% жителей России знают о существовании в стране проблемы с нелегальным алкоголем. Каждый четвертый участник исследования думает, что сейчас на рынке больше нелегального алкоголя, чем легального. Половина россиян уверены в обратном.
Минфин подготовил законопроект, согласно которому 31 марта 2022 года в столичном регионе начнется эксперимент по онлайн-продаже отечественного вина. Он продлится до конца 2024-го. К торговле должны допустить самих производителей напитков, которые представят их на специализированном сайте "Почты России", затем компания доставит товар покупателю.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте