Обмеление трансграничного потока: данные АКИТ, НАДТ, МинЭк, "Почты"

Игорь Бахарев

После ухода многочисленных зарубежных компаний с российского рынка и отказа иностранных платёжных систем обслуживать онлайн-платежи россиян поток кроссбордерных заказов в нашу страну резко упал. И даже увеличение порога беспошлинного ввоза импортных товаров с €500 до €1 тысяч делу не помогло. Впрочем, разные эксперты оценивают размеры катастрофы по-разному.

АКИТ

Объёмы закупок россиян в трансграничных онлайн-магазинах за год (апрель к апрелю) упали более чем на 50%, до 11,7 млрд рублей. При этом в общем объеме онлайн-продаж доля этого направления составила 3%, хотя по итогам 2021 достигала 13%.

Провал наблюдается по всем категориям. Самый большой в сегменте "одежда и обувь" - минус 92%, "красота и здоровье" - 39%, "мебель и товары для дома" - 31%, "автозапчасти" - 25%. Даже традиционно успешная категория "цифровая и бытовая техника" показала спад в 19%. При этом в 2021 году на неё приходился самый большой объем продаж в трансграничной интернет-торговле - чуть более 6 млрд рублей.

Минэкономразвития:

Данные АКИТ завышены, в реальности падение трансграничной электронной торговли могло составить 30-35% год к году. На падение повлияли колебания курса рубля и проблемы с оплатой из-за санкций.

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ):

Ситуация ещё хуже. Падение в пике могло достигать 80%.

"Я не понимаю, как считают в АКИТ и Минэке. Возможно, это ещё не точные данные, а только прогноз по апрелю и дальше они увидят более негативные цифры. По моей оценке, с февраля по начало мая рынок трансграна просел как минимум на 60%-80%", - говорит глава НАДТ Александр Иванов. 

Впрочем, сейчас "главный трансгран-игрок" (от редакции: Иванов не назвал, кто, но, видимо, это AliExpress) решил, вроде бы, вопрос с оплатой россиянами покупок.

"Поэтому есть шанс, что всё-таки к июню стоит говорить о некоем наверстывании глубокого мартовского падения. Не исключено, что его активность позволит выйти на "минус 50" по рынку, считая год к году", - заключает Иванов. 

Институт исследований интернета:

Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова предупреждает, что скоро ситуация может стать ещё хуже. Всё дело в новой инициативе по "защите персональных данных", которая включает требование уведомлять Роскомнадзор об их передаче в другие страны.

Эта инициатива может негативно сказаться на трансграничной торговле. Если зарубежный продавец работает в стране, которая, по мнению Роскомнадзора, не обеспечивает надлежащую защиту прав субъектов персональных данных (например, Китай), то уведомительный порядок передачи данных становится разрешительным. То есть без согласования со службой (на это отводится 30 дней) нельзя будет доставлять товары такого продавца в Россию.

По словам Левовой, сейчас на Китай приходится 90% продаж иностранных товаров, и принятие законопроекта как минимум на 30 дней увеличит все таможенные процедуры, которые сейчас занимают не более одного дня. Это приведет к удорожанию товаров, падению предложения, переориентации товарных потоков на другие рынки.

Почта России:

Оператор также зафиксировал снижение объемов как входящей, так и исходящей международной почты. При этом в трансграничном трафике ещё больше увеличилась доля отправлений из китайских маркетплейсов. Например, оформленных через платформы Mail Forwarding, которые доставляют товары не напрямую в Россию, а с использованием посредников.

Возможность почтового обмена есть почти со всеми странами, но сроки доставки увеличились, говорят на "Почте". Например, в феврале EMS посылки (доставляемые курьером) и мелкие пакеты шли из РФ до страны назначения 8-10 дней, а в апреле - 15-16.

Консенсус-прогноз экспертов

Опрос на канале независимого еком-эксперта Петровского Алексея  показал, что игроки рынка оценивают падение трансграна примерно в 54% (январь-май) 62% (май 2022 к маю 2021).

photo_2022-06-07_23-36-16.jpg

Материал по теме

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Материал по теме

Почти половина россиян не готова полностью перейти на онлайн-покупки

Материал по теме

Как россияне относятся к чаевым: аналитика Wildberries

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

В прошлом году доходы блогеров серьёзно упали из-за блокировок популярных платформ и сокращения рекламных бюджетов. Однако те, кто перешел на партнерский маркетинг, увеличили прибыль. Эксперты компании Такпр...

Продавцы предложили переложить расходы на возврат товаров на покупателей

Представители малого и среднего бизнеса предложили изменить правила возврата товаров, купленных на маркетплейсах. Сейчас, если покупатель отказывается от заказа надлежащего качества, расходы на обратную дос...

METRO наращивает онлайн-продажи

В 2024 году оптовый ритейлер METRO зафиксировал значительный рост онлайн-активности клиентов. Общее число посещений сайта и мобильного приложения превысило 150 млн, а количество заказов увеличилось на 19% п...

Предприниматели стали быстрее выходить на маркетплейсы

Опрос Яндекс Маркета показал, что бизнесмены теперь принимают решение о старте продаж на площадках за три месяца вместо шести. Согласно исследованию, в 2021 году почти 30% предпринимателей раздумывал...

Яндекс Маркет расширяет складскую сеть в Подмосковье

Яндекс Маркет арендовал 19 тыс. кв. м складских площадей в подмосковном Домодедове у компании Desport, правопреемника французской сети Decathlon в России. Сделка заключена в два этапа: в конце 2024 года мар...

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.