Новые условия развития eСommerce: как предпринимателю быть максимально эффективным на маркетплейсах

Игорь Бахарев
Представителям российского онлайн-ритейла перед летним сезоном удалось обсудить наиболее острую для бизнеса проблему: сокращение затрат на складские операции и доставку.  Актуальные вопросы о выборе схем сотрудничества с маркетплейсами, а также сложности в реализации логистических услуг той или иной - раскрыли спикеры на площадке COM.E ON FORUM 2022.

Изменение потребительского поведения россиян и ажиотажный спрос на продукты питания, одежду, обувь, электронику в январе-апреле 2022 года увеличили долю рынка e-commerce до рекордных 11,8% от общего объема розничных продаж. Объем интернет-торговли на внутреннем рынке также вырос: "+" 50% относительно прошлогодних показателей, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли. Аномальный рост электронной коммерции в России эксперты связывают с турбулентностью рынка и отсутствием возможности у граждан покупать товары на зарубежных площадках.  Так, по словам Надежды Романовой генерального директора PICKPOINT, изменения, которые произошли за последние два месяца напоминают некие американские горки: в начале ажиотажный спрос, затем дефицит товара, а позже уход некоторых брендов и замена их другими компаниями.

Интерес внутреннего потребителя к онлайн-торговле, стал драйвером роста численности ритейлеров, размещающих товары на маркетплейсах, как наиболее удобном канале взаимодействия с клиентами. Согласно данным по рынку, численность юридических лиц, занятых в сегменте электронной торговли, выросла на 2700 "ИП" и на 1149 "ООО" и продолжает увеличиваться. В условиях повышенного спроса покупатели выбирают товары с наиболее быстрой и дешевой доставкой. А задача производителя - выиграть конкурентную борьбу и обеспечить максимально комфортные для покупателя условия без потери маржинальности бизнеса. Однако, повышающиеся тарифы грузоперевозки, делают выполнение этой задачи крайне сложной. По словам экспертов, доставляющих крупногабаритный груз, расходы на логистику подобных товаров в среднем увеличились на 10%.

Маркетплейсы упрощают логистику для предпринимателей, забирая на себя бОльшую часть операционных процессов. Например, Ozon анонсировал запуск поставок через виртуальный распределительный центр. Алгоритм поставки будет определять, какое количество товаров на каких региональных складах товар предпринимателя будет востребован и пользоваться популярностью у покупателей. Таким образом, продавцу не нужно самостоятельно анализировать спрос в каждом регионе и освободить время.

Ozon также реализовал новый подход для расчета стоимости логистики. Она будет зависеть только от габаритов и цены товара: её быстро можно будет определить по матрице, а в личном кабинете всегда будет точный прогноз затрат.

Директор по продукту FBS и realFBS Ozon Анастасия Трошина комментирует ситуацию следующим образом: "Ozon продолжает инвестировать в развитие инфраструктуры. За этот год мы планируем рост складских площадей в 2 раза. Это позволит обеспечить продавцам дальнейший рост продаж, так как знаем, что при открытии каждого нового склада, средний рост продаж составляет 11%. При этом алгоритм виртуального распределительного центра спрогнозирует спрос и распределит товары по складам".

Кроме этого, благодаря внедрению готовых логистических решений (схем FBO, FBS и realFBS) и сотрудничеству с маркетплейсом, у предпринимателя появляются новые возможности к масштабированию бизнеса и более быстрой доставке товаров по всей стране. Но использовать вариативность методов работы с онлайн-площадкой решается только 30% ритейлеров, отмечает Надежда Романова. В первую очередь, отказ от широких возможностей по выведению оптимальной формулы логистики для конкретного бизнеса связан с низкой информированностью предпринимателей о преимуществах того или иного типа сотрудничества.

К примеру, FBO позволяет хранить товары на складе маркетплейса с использованием логистики фулфилмент-центра, поэтому будет выгоден для реализации товаров массового спроса - затраты на логистику собственными силами в этом случае будут куда выше, чем расходы на услуги маркетплейса. FBS выгодно применять компаниям с большим количеством каналов сбыта. Осуществляя хранение на собственных складах, производитель может отгружать товар только тем площадкам, откуда приходит заказ, без "заморозки" товара на складе одной платформы. А realFBS подходит компаниям, у которых создана собственная служба логистики либо заключена специальная договоренность с конкретным грузоперевозчиком.

При этом необходимо осознавать, что вопросы предварительной подготовки груза, ответственность за сроки поставки и страховка товара лежит на продавце. В особенности это касается поставки разноформатных грузов, предполагающей особый учет рисков товарного соседства и понимание их предотвращения.   Более того, схемы можно комбинировать. Например, для домашних регионов использование собственной курьерской службы будет выгодно с точки зрения экономии и скорости поставки товара, на дальние расстояния от подобного варианта сотрудничества, возможно, необходимо отказаться для оптимизации затрат.

Кирилл Кочанов, директор по развитию продуктов ГК "Деловые Линии" отмечает: "Сотрудничая с маркетплейсами и реализуя ежемесячно несколько десятков тысяч отправок по данному направлению мы, во-первых, понимаем особенности перевозки габаритных и негабаритных товаров и предлагаем продавцам либо самостоятельно подготовить груз, либо берем эту задачу на себя. Во-вторых, в компании разработан годами проверенный график поставок груза. Мы понимаем сколько по времени займет доставка, например, от Санкт-Петербурга до Новосибирска, четко транслируем данные представителям платформы, а они в свою очередь - селлеру. В-третьих, необходимо обозначить финансовую ответственность, которую наша компания несет перед всеми участниками цепочки доставки. Все грузы проходят обязательную процедуру страхования, а в случае возникновения трудностей, используется ускоренных механизм компенсации".

Таким образом, проверка упаковки и маркировки груза, корректное оформление документов и соблюдение даты и времени доставки - ключевые факторы успеха эффективных поставок продукции в маркетплейсы. Целесообразным с этой точки зрения видится выбор службы доставки, которая может гарантировать качество и надежность отправки груза. А модель сотрудничества с маркетплейсами следует определять исходя из специфики бизнеса и особенностей товара, а также финансовых и технических возможностей компании.

Материал по теме

Селлеры пожаловались на экстремистов

Материал по теме

Спрос на экспресс-доставку среди селлеров в 2024 году вырос более чем в полтора раза

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.