Не заработало: четыре проблемы при автоматизации доставки

Игорь Бахарев

Масштабирование бизнеса неизбежно влечет за собой потребность в автоматизации многих привычных процессов. Так, с ростом спроса на доставку все больше онлайн-ритейлеров отказывается от ручного планирования доставки в пользу автоматического построения маршрутов. Но не все пилотные проекты получают дальнейшее развитие.

Эксперты логистической платформы Яндекс.Маршрутизация проанализировали самые распространенные проблемы, которые мешают бизнесу автоматизировать доставку, и предложили пути их решения. 

Проблемы с организацией проекта

Многие компании допускают ошибку, когда не выделяют автоматизацию доставки в отдельный проект. Для этого нужно:

  • Сформулировать метрики, изменение которых и является целью проекта;

  • Составить план из взаимосвязанных задач с конкретными сроками;

  • Сформировать проектную команду и назначить ответственного за проект;

  • Выделить бюджет. 

Из-за того, что автоматизация воспринимается как фоновый процесс, ее завершение сильно затягивается. Перестают быть понятными конечные сроки и следующие действия, которые должны привести к цели. К примеру, в компании есть директор, который хочет внедрить автоматизацию, но не может погрузиться в детали. В результате нехватки времени у него, а также у логистов и программистов, которые заняты текущими вопросами, процесс автоматизации начинает буксовать и может привести не к прибыли, а убыткам. 

Решение: выделить автоматизацию в проект, назначив за него ответственного менеджера. Он сможет координировать разноплановые задачи: организовать подготовку исходных данных, работать с IT-специалистами над доработками и тестированием системы. При этом, когда заранее сформулированы основные этапы и задачи проекта, контроль проекта становится более прозрачным. 

Проблемы с исходными данными 

Данные - это топливо для алгоритма, который строит автоматические маршруты. Для корректной работы ему требуется информация по заказам, которая накладывается на имеющиеся ресурсы, с учетом внутренних и внешних ограничений. Если этих данных нет, или они оформлены некорректно - система даст сбой. 

Существует три группы проблем с данными: 

1) Данные отсутствуют. Информация о клиентах может храниться в головах у логистов или держаться в разрозненном виде и в разных форматах, включая рукописные пометки в тетрадях. Помимо этого, не ведется важная информация о собственном автопарке - габаритах машин и их грузоподъемности, о торговых точках - времени приема заказов и данных контактных лиц. 

2) Данные есть, но не полностью. К примеру, часть информации содержится в голове у ответственных лиц - в системе есть информация о том, что клиент принимает машины только до трех часов, но только водитель знает о том, что в магазине есть перерыв на прием товара с 11 до 12. При этом, эти данные не внесены в единую систему. 

3) Данные не структурированы. Если человек способен понять адрес “Ленина 2, подъезд за углом, позвонить три раза”, то для алгоритма это становится бессмысленным набором фраз.

Рекомендация: если данных нет, то нужно начать их собирать, продумав место и формат их хранения, а также процесс их обновления и верификации. К примеру, автоматизировать этот процесс, внедрив сервис проверки адресов при заказе на сайте. Тогда клиент будет сам вводить правильный адрес, который без корректировок будет обрабатываться любой логистической системой. 

Если данные хранятся в разрозненном виде, то нужно привести их к единой структуре. Помимо этого, необходимо составлять справочники с учетом всех требований клиента к доставке, информации об автопарке и данных о совместимости грузов между собой. 

Проблемы с IT

На скорость и эффективность автоматизации влияет существующая IT-инфрастуктура в компании. Одни онлайн-ритейлеры используют единую систему для автоматизации всех процессов, а другие выбирают специализированные решения для каждой задачи и затем связывают их между собой. 

От гибкости IT-инфрастуктуры и возможности ее доработки зависит скорость внедрения проектов. Иногда для автоматизации доставки нужно всего лишь наладить обмен данными между разными алгоритмами, но для некоторых систем настроить такие протоколы взаимодействия оказывается сложно и долго. Для этого требуется и наличие квалифицированных IT-специалистов, которые не всегда есть в штате компании. 

Рекомендация: выбрать для себя оптимальную схему взаимодействия с IT. Для тех, у кого есть собственные IT-службы - заранее запланировать время работы специалиста, четко обозначив требуемые задачи. Для тех, у кого собственных IT-ресурсов нет - обратиться к вендору систем автоматизации или интеграторам. Очень часто существуют уже готовые модули интеграции с самыми популярными системами или проверенные специалисты, которые неоднократно проходили процессы интеграции. 

Проблемы с изменением внутренних бизнес-процессов

После того, как все нужные доработки реализованы, а IT-системы интегрированы - начинается пилотный период, во время которого компании предстоит перестроить свои привычные бизнес-процессы. Так, менеджеры по продажам должны по новому вносить данные о клиентах, логисты иначе работать с маршрутами, а курьеры - стараться соблюдать их и пользоваться новыми технологиями трекинга. 

Сначала логист будет работать в режиме условного автопилота - с базовыми настройками, с которыми можно начинать работу. Но в дальнейшем ему предстоит разобраться с тем, как работает алгоритм, научиться не просто получать конечный результат, но и управлять им. В свою очередь водителям и курьерам предстоит довериться тем маршрутам, которые будет предлагать им система. 

Помимо новых маршрутов курьеры начинают пользоваться трекинговыми системами - специальными мобильными приложениями, которые помогают им выполнять маршрут и показывают клиенту расчетное время прибытия курьера. При этом, отклонившийся от маршрута водитель не только нарушает обещание для одного клиента, но и рискует нарушить время прибытия по всем точкам маршрута. 

Рекомендация: при изменении процессов не нужно забывать о необходимости переходного периода. Особого внимания требует адаптация персонала - важно помогать им разобраться в работе системы и мотивировать на изменения. Чем больше внимания будет уделено выстраиванию нового взаимодействия, тем быстрее бизнес начнет чувствовать ощутимы результаты от автоматизации доставки.

Рекомендации по автоматизации доставки:

Для того, чтобы автоматизация доставки прошла быстро и эффективно, нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Определите цели изменения процесса. Важно ответить на вопрос - что должно поменяться?

  2. Определите ключевые метрики и их значения до начала автоматизации, чтобы понять, как они изменились после.

  3. Внедрение автоматического планирования требует проектного подхода: план работ, сроки, ресурсы, бюджет и ответственного за его реализацию.

  4. Разберитесь с данными и схемой IT-реализации. Подумайте как и какие системы должны взаимодействовать между собой. Выделите данные, которые будут участвовать в этом обмене и обеспечьте смежные процессы их заполнения в необходимом объеме.

  5. После первичной интеграции предусмотрите переходный период, в ходе которого уделите особое внимание к изменениям в работе людей, связанных с проектом.

Материал по теме

Спрос на экспресс-доставку среди селлеров в 2024 году вырос более чем в полтора раза

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

"Селлеры и маркетплейсы - 2025": регистрация открыта

Команда Оборот.ру запускает конференцию для селлеров, которые уже имеют опыт торговли на площадках и находятся в поисках новых путей и механик для масштабирования.  ● В программе СиМ-2025 - три п...

Как россияне оплачивают онлайн-покупки: аналитика

Международный оператор экспресс-доставки СДЭК провел опрос и выяснил, какие способы оплаты в онлайне выбирают россияне. Оказалось, что большинство опрошенных респондентов предпочитают безналичные методы расчета...

Спрос на экспресс-доставку среди селлеров в 2024 году вырос более чем в полтора раза

Спрос среди селлеров на экспресс-доставку в России в 2024 году вырос более чем в полтора раза, свидетельствуют результаты опроса, проведенного службой внутригородской доставки и сети складов «Даркстор у дома...

Простуда и аллергия подстегнули онлайн-аптеки: спрос на лекарства вырос на десятки процентов

Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма", совместно с сервисом доставки "Купер" и аналитиками Сбер ЕАПТЕКИ, зафиксировала значительный рост спроса на доставку лекарственных препаратов в третьем квартале 2...

Яндекс Маркет запустил новую бизнес-модель

Яндекс Маркет запустил новые витрины продавцов - персональные страницы внутри маркетплейса, где размещена вся информация о них, рейтинг и ассортимент. Завести такую витрину на площадке может бесплатно любой...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.