Легален ли предраспродажный "разогрев" Aliexpress: мнение экспертов и юристов

Игорь Бахарев
Китайский интернет-магазин AliExpress перед началом "Черной пятницы" проводит рекламную акцию по так называемому "разогреву" покупателей. В ходе этой акции на главной странице сайта появляется приглашение пользователям зайти в раздел распродажи. Нажав на баннер, клиент магазина попадает на страницу, которая внешне выглядит следующим образом:

0635a-clip-546kb.jpg

На странице перечислены товары с ценами на них и призыв "Успей купить до воскресенья". Когда покупатель кликает по товару, то сайт посылает его на страницу товара. Вот пример страницы товара, которую бы вы увидели, перейдя по ссылке в четверг 23 ноября:


Обратите внимание: на рекламной странице цена за товар была существенно ниже, чем в реальности. Это связано с тем, что акция еще не началась, поэтому промо-цена не действует.

Директор по развитию AliExpress в России и СНГ AliExpress Марк Завадский заявляет, что это стандартная практика распродаж. Мы решили поинтересоваться у юристов и экспертов, справедливо ли это утверждение.

Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов полагает, что даже если называть такую акцию "разогревом", но это "не отменяет ее недобросовестный характер".
"Фактически потребители вводятся в заблуждение, так как актуальность скидок именно с определенного момента совсем не очевидна. Что касается практики распродаж на AliExpress в целом, то сервис уже неоднократно был замечен в преднамеренном завышении цен накануне и предоставлении фактически фиктивных скидок. Поэтому потребителям следует с осторожностью относится к маркетинговым уловкам данной площадки", - говорит он.
"Ситуация с расхождением цен на сайте и на странице товара - не подлог, но это трактуется как введение потребителя в заблуждение", - согласна управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин. Юрист напоминает, что российское законодательство о защите прав потребителей всегда исходит из того, что до потребителя максимально ясно и прозрачно должна быть доведена информация о цене, акциях и их условиях. В данном случае такой очевидной информации нет.

Гин ссылается на закон "О защите прав потребителя", где в статье 26.1 описано, что при дистанционном способе продажи товара предусмотрено информирование потребителя о цене и условиях его приобретения.

Адвокат и партнер Московской коллегии адвокатов "ГРАД" Сергей Яшенко сообщает, что в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
"С точки зрения потребителя - информация о цене является существенной, и ее отсутствие приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потенциальных потребителей, то несомненно является нарушением", - говорит юрист. Такие обстоятельства могут стать предметом рассмотрения антимонопольным органом, но не автоматически, а при наличии жалоб со стороны потребителей.
Впрочем, добавляет юрист "Зарцын, Янковский и партнеры" Елена Буянтуева, хотя на первый взгляд в такой акции есть элемент недобросовестности, при детальном рассмотрении пользовательского соглашения на сайте можно найти положение с оговоркой типа "Цена на сайте может отличаться от финальной цены".
"Например, в пункте 7.1 Пользовательского соглашения мы находим следующую формулировку: "Alibaba.com не контролирует и не несет ответственность за качество, безопасность, законность или доступность продуктов или услуг, предлагаемых для продажи на Сайтах или способность продавцов завершить продажу или способность покупателей завершить покупку"". Такой пункт формально защищает Aliexpress, ведь в случае чего ответственность может быть возложена на конкретного продавца, а не площадку.
"При желании этот пункт можно оспорить используя закон "О защите прав потребителей", но это будет не так легко", - добавляет Буянтуева.

Юрист КА "Юков и партнеры" Екатерина Баглаева, в свою очередь, обращает внимание на то, что на главной странице акции появляется не только список товаров с распродажными ценами и призывом "Успей купить до воскресенья", но также и информация о начале распродажи в левом углу. Это имеет решающее значение для определения достоверная реклама или нет, уверена юрист.
"Если бы не было информации о начале акции, то есть о начале действия указанной в рекламе цены, то такая реклама могла бы быть признана недостоверной", - добавляет она. А так рекламораспространитель не может нести ответственность за невнимательность покупателя.
Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов говорит, что традиционно покупатель должен смотреть на цену товара там, где с ним заключают какой-никакой, пусть предварительный "о намерениях", но договор о купле-продаже. "Если цена товара расходится потом с указанной в этом месте, то это грубое нарушение этики и нужно за такое наказывать", - добавляет он.

Однако, уточняет эксперт, конкретно в российской практике принято, чтобы и в рекламе, в т.ч. на маркетплейсах, указывалась та цена, по которой будет заключаться договор. Если цену в рекламе сознательно занижают, то это с точки зрения конкурентной борьбы некорректно. "Но, на самом деле, палка о двух концах - если это заметят потребители, то популярность такого продавца снизится", - говорит Кургузов.

По мнению Леонида Довладбегяна (LEDagency.ru, один из организаторов распродажи в "Черную пятницу") российская аудитория давно пользуется Aliexpress и знает, что акционные цены всегда анонсируются заранее - задолго до того, когда они вступают в силу, но купить именно по такой цене заранее нельзя.

"Чтобы избежать любых сомнений и снять все возможные вопросы, мы бы все же рекомендовали коллегам более явно прописывать этапы распродажи и условия акции при анонсирования цен на сторонних ресурсах, которыми могут пользоваться не знакомые с механикой проведения акций на алиэкспресс люди. Например, писать: «Старт акции - 24/11, цена 24/11 - 100 рублей, старая цена - 300 рублей. Купить прямо сейчас - 200 рублей»", - советует эксперт.

В Федеральной антимонопольной службе нам пока не ответили. Но мы ждём.
Материал по теме

AliExpress запустит новый формат магазинов

Материал по теме

Старейший российский производитель микрофонов вышел на AliExpress

Материал по теме

AliExpress откроет новое модное пространство

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Директор "Яндекс.Маркет" Татьяна Умряева о том, как будет происходить трансформация компании

Уже 1 октября бренд "Беру" перестанет существовать. Основные функции маркетплейса возьмёт на себя площадка "Яндекс.Маркет". Директор сервиса Татьяна Умряева рассказала о том, как будет происходить трансформа...

"Магнит" начал онлайн-продажу лекарств

"Магнит" в тестовом режиме запустил интернет-ресурс "Магнит Аптека", который позволяет заказывать товары более чем из 100 аптек Москвы и Московской области. Пользователям доступны два вида сервиса: 1. Они ...

Почему пандемия для дистрибьюторов в eCommerce — не проблема, а возможности

Пандемия дала новый импульс не только розничной онлайн-торговле, но и b2b eСommerce. Из-за карантина привычная схема продаж через торговых представителей дала сбой: бизнес многих оптовых покупателей приостан...

Bonprix предложил клиентам доставку с примеркой

Бренд bonprix, ключевой проект Otto Group Russia в сфере онлайн-ритейла, открыл для клиентов сервис примерки. Важная особенность сервиса: получая вещи клиенты bonprix смогут возвращать неподошедшие вещи обра...

Победившие и проигравшие в пандемию: аналитика "Эвотор" и ЮKassa

По данным "Эвотор" и платежного сервиса ЮKassa (прежнее название - Яндекс.Касса), оборот и количество платежей в офлайне в апреле упали во всех отраслях, но с мая начали восстанавливаться. Онлайн же продолжает ...

eBay запускает кешбэк-сервис в России

eBay запускает в рабочем режиме кешбэк-сервис eBay Bonus для пользователей из России. Он позволяет покупателям копить средства до 50% при приобретении товаров на eBay.com и в более чем 600 популярных магазин...