Логистика в eCommerce: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В первом полугодии 2019 года интернет-магазины и логистические компании суммарно доставили покупателям 218 млн отправлений. Как следует из данных исследования Data Insight "Логистика для интернет-магазинов: Мнения и ожидания 2019". Из их 20% (44 млн посылок) обработала "Почта России".

Срез рынка

12% доставок было проведено курьерами до двери заказчиков. По-прежнему увеличиваются популярность самовывоза и количество пунктов выдачи заказов. Такой способ предпочитает половина опрошенных покупателей. 17% заказов было передано в ПВЗ и постаматы логистических компаний. В первом полугодии 2019 года логисты доставили в пункты выдачи на 40% заказов больше, чем в первом полугодии 2018.

"Самовывоз - это недорогой и комфортный способ доставки. Точки находятся в шаговой доступности. Они предлагают широкий набор услуг (разные типы выдачи заказов, отправка отправлений, прием возвратов и т.п.) и качественный сервис (быстрая выдача, удобный график работы, возможность примерить одежду и обувь и здесь же вернуть то, что не подошло). Стоимость самовывоза из пункта выдачи ниже, чем курьерской доставки. Кроме того, этот способ позволяет клиенту не привязываться ко времени приезда курьера. По этим же причинам растет популярность постаматов", - рассказывает директор службы доставки Boxberry Михаил Бахарев.

Ещё один драйвер популярности постаматов - падение трафика в магазинах. ПВЗ открывается на свободных площадях. В обычной ситуации ПВЗ менее выгоден, чем другое использование торговой площади, но при условии снижения трафика его открытие и интересно финансово, и создает дополнительный поток покупателей, отмечают эксперты.

По оценке Data Insight, к весне 2019 года суммарное количество уникальных пунктов выдачи заказов и постаматов у 27 крупных игроков рынка превысило 35 тысяч. Также как ПВЗ используются офлайн-аптеки - для выдачи заказов из интернет-аптек. К сайту Apteka.ru подключено более 15 тысяч точек. 

Магазины хотят самостоятельности

Важный тренд последнего времени - развитие собственных логистических систем интернет-магазинов, отмечают аналитики. Если три года назад магазины - кроме самых больших и самых маленьких - стремились передать свои процессы на аутсорс, то сейчас многие предпочитают справляться сами. В 2019 году силами самих магазинов было обработано большинство (51%) заказов.

Рост собственных служб интернет-магазинов во многом обусловлен быстрым ростом больших магазинов и маркетплейсов - в первую очередь это Wildberries, Ozon и Apteka.ru. Они растут вдвое быстрее рынка. Wildberries и Apteka.ru используют только собственную логистику.

Чаще всего магазины отдают на аутсорс собственно доставку: последнюю милю и магистраль. Целиком своими силами их выполняют соответственно 11% и 14% опрошенных компаний.

Магазины развивают собственную доставку, так как они не всем удовлетворены в работе со своими логистическими партнёрами. В первую очередь они жалуются на проблемы в коммуникации - некомпетентность менеджеров и их неспособность решить проблемы, плохую обратную связь. Вторая по количеству упоминаний проблема - технические сбои, связанные, как правило, с личными кабинетами логистических компаний. Проблемы непосредственно с доставкой (срывы сроков, переносы, плохая работа курьеров) отодвинулись на второй план.

Большинство магазинов отслеживают такой параметр как процент негативных отзывов из-за некачественной доставки.

Что не нравится клиентам:

  • 40% покупателей отказывались от совершения заказа из-за неудобной доставки.

  • 38% отказов произошли из-за слишком дорогой доставки.

  • 15% отказов - из-за слишком долгого ожидания.

По словам CEO PickPoint Надежды Романовой, интернет-магазины оценивают логистических сервис-провайдеров по 7 основным критериям: доля выкупленных заказов, срок возврата денежных средств, соблюдение заявленных сроков доставки, количество рекламаций на качество сервиса со стороны покупателей, тариф за доставку, имидж логиста, количество утерь и поврежденных заказов. Уровни допустимых показателей устанавливаются интернет-магазином самостоятельно.

"Не нужно забывать, что и логисты сегментируют своих партнеров по объему отгрузок, географии и, в случае с самовывозом, по объему подключенных точек. Эти показатели влияют на перечень возможных тарифных планов. SLA аутсорсингового самовывоза включает в себя срок и скорость получения заказа, график работы точки выдачи - ее доступность, отсутствие очередей и сопутствующие услуги: прием оплаты, наличие услуги по возврату не подошедшего товара", - добавляет Романова. 

Дальнейшее развитие инфраструктры

Основной фактор, который сейчас сдерживает рост eСommerce, - недостаток инфраструктуры, считает директор по логистике Ozon Андрей Павлович.

"Российскому рынку eСommerce не хватает свыше 1 млн кв. метров фулфилмент-площадей - и они должны появиться в ближайшие 1-2 года", - говорит он.

Быстрый рост инфраструктуры можно обеспечить совместными усилиями игроков рынка и при помощи партнерств с логистическими компаниями и омниканальными ритейлерами.

Заместитель Генерального Директора по стратегическому развитию КСЭ Владимир Виноградов рассказывает, что рынок традиционной логистики уже сформирован, компании начинают тянуться к более удаленным точкам.

"Растут продажи на Урале и дальше. Увеличивается количество городов с доставкой next day - сейчас их уже более ста - и городов, где работает интервальная доставка. Интервалы сжимаются. Компании начинают обращать внимание не только на скорость доставки, но и на скорость возвратов, особенно это важно для одежды - где доля возвратов очень большая", - добавляет эксперт.


Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Крупные банки требуют ужесточить контроль над маркетплейсами

Крупные российские банки - ВТБ и Промсвязьбанк - выразили обеспокоенность отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги на своих платформах. "Для своих эк...

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

По итогам 2023 года количество аптечных организаций в России достигло почти 79 тыс, сообщают эксперты агентства DSM Group. Для сравнения: в 2009 году их было порядка 50-51 тысяч. Год прошел под знаком ужесточен...

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Средний чек в интернет-магазинах в 2023 году почти вдвое превысил аналогичный показатель в традиционной рознице. Это следует из исследования СберАналитики, изучившего расходы россиян в офлайн- и онлайн-сегм...

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Онлайн-сервис здорового питания Level Kitchen запускает сеть фирменных мобильных кафе. Первое кафе уже отправилось в Ростов-на-Дону, где пройдет этап Russian Drift Series (RDS). В дальнейшем сеть планируетс...

Мегамаркет начал продажу золотых слитков

Мегамаркет, один из крупнейших онлайн-ритейлеров России, рад представить своим покупателям эксклюзивную коллекцию золотых сувенирных слитков. Коллекция, ограниченная 160 экземплярами, включает в себя...

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Уход с российского рынка западных IT-гигантов обнажил острую проблему импортозамещения ПО в области управления данными. Сегодня бесперебойная работа бизнес-процессов и независимость от иностранных поставщико...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.