Логистика в eCommerce: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В первом полугодии 2019 года интернет-магазины и логистические компании суммарно доставили покупателям 218 млн отправлений. Как следует из данных исследования Data Insight "Логистика для интернет-магазинов: Мнения и ожидания 2019". Из их 20% (44 млн посылок) обработала "Почта России".

Срез рынка

12% доставок было проведено курьерами до двери заказчиков. По-прежнему увеличиваются популярность самовывоза и количество пунктов выдачи заказов. Такой способ предпочитает половина опрошенных покупателей. 17% заказов было передано в ПВЗ и постаматы логистических компаний. В первом полугодии 2019 года логисты доставили в пункты выдачи на 40% заказов больше, чем в первом полугодии 2018.

"Самовывоз - это недорогой и комфортный способ доставки. Точки находятся в шаговой доступности. Они предлагают широкий набор услуг (разные типы выдачи заказов, отправка отправлений, прием возвратов и т.п.) и качественный сервис (быстрая выдача, удобный график работы, возможность примерить одежду и обувь и здесь же вернуть то, что не подошло). Стоимость самовывоза из пункта выдачи ниже, чем курьерской доставки. Кроме того, этот способ позволяет клиенту не привязываться ко времени приезда курьера. По этим же причинам растет популярность постаматов", - рассказывает директор службы доставки Boxberry Михаил Бахарев.

Ещё один драйвер популярности постаматов - падение трафика в магазинах. ПВЗ открывается на свободных площадях. В обычной ситуации ПВЗ менее выгоден, чем другое использование торговой площади, но при условии снижения трафика его открытие и интересно финансово, и создает дополнительный поток покупателей, отмечают эксперты.

По оценке Data Insight, к весне 2019 года суммарное количество уникальных пунктов выдачи заказов и постаматов у 27 крупных игроков рынка превысило 35 тысяч. Также как ПВЗ используются офлайн-аптеки - для выдачи заказов из интернет-аптек. К сайту Apteka.ru подключено более 15 тысяч точек. 

Магазины хотят самостоятельности

Важный тренд последнего времени - развитие собственных логистических систем интернет-магазинов, отмечают аналитики. Если три года назад магазины - кроме самых больших и самых маленьких - стремились передать свои процессы на аутсорс, то сейчас многие предпочитают справляться сами. В 2019 году силами самих магазинов было обработано большинство (51%) заказов.

Рост собственных служб интернет-магазинов во многом обусловлен быстрым ростом больших магазинов и маркетплейсов - в первую очередь это Wildberries, Ozon и Apteka.ru. Они растут вдвое быстрее рынка. Wildberries и Apteka.ru используют только собственную логистику.

Чаще всего магазины отдают на аутсорс собственно доставку: последнюю милю и магистраль. Целиком своими силами их выполняют соответственно 11% и 14% опрошенных компаний.

Магазины развивают собственную доставку, так как они не всем удовлетворены в работе со своими логистическими партнёрами. В первую очередь они жалуются на проблемы в коммуникации - некомпетентность менеджеров и их неспособность решить проблемы, плохую обратную связь. Вторая по количеству упоминаний проблема - технические сбои, связанные, как правило, с личными кабинетами логистических компаний. Проблемы непосредственно с доставкой (срывы сроков, переносы, плохая работа курьеров) отодвинулись на второй план.

Большинство магазинов отслеживают такой параметр как процент негативных отзывов из-за некачественной доставки.

Что не нравится клиентам:

  • 40% покупателей отказывались от совершения заказа из-за неудобной доставки.

  • 38% отказов произошли из-за слишком дорогой доставки.

  • 15% отказов - из-за слишком долгого ожидания.

По словам CEO PickPoint Надежды Романовой, интернет-магазины оценивают логистических сервис-провайдеров по 7 основным критериям: доля выкупленных заказов, срок возврата денежных средств, соблюдение заявленных сроков доставки, количество рекламаций на качество сервиса со стороны покупателей, тариф за доставку, имидж логиста, количество утерь и поврежденных заказов. Уровни допустимых показателей устанавливаются интернет-магазином самостоятельно.

"Не нужно забывать, что и логисты сегментируют своих партнеров по объему отгрузок, географии и, в случае с самовывозом, по объему подключенных точек. Эти показатели влияют на перечень возможных тарифных планов. SLA аутсорсингового самовывоза включает в себя срок и скорость получения заказа, график работы точки выдачи - ее доступность, отсутствие очередей и сопутствующие услуги: прием оплаты, наличие услуги по возврату не подошедшего товара", - добавляет Романова. 

Дальнейшее развитие инфраструктры

Основной фактор, который сейчас сдерживает рост eСommerce, - недостаток инфраструктуры, считает директор по логистике Ozon Андрей Павлович.

"Российскому рынку eСommerce не хватает свыше 1 млн кв. метров фулфилмент-площадей - и они должны появиться в ближайшие 1-2 года", - говорит он.

Быстрый рост инфраструктуры можно обеспечить совместными усилиями игроков рынка и при помощи партнерств с логистическими компаниями и омниканальными ритейлерами.

Заместитель Генерального Директора по стратегическому развитию КСЭ Владимир Виноградов рассказывает, что рынок традиционной логистики уже сформирован, компании начинают тянуться к более удаленным точкам.

"Растут продажи на Урале и дальше. Увеличивается количество городов с доставкой next day - сейчас их уже более ста - и городов, где работает интервальная доставка. Интервалы сжимаются. Компании начинают обращать внимание не только на скорость доставки, но и на скорость возвратов, особенно это важно для одежды - где доля возвратов очень большая", - добавляет эксперт.


Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Российский бизнес переходит на CRM-маркетинг

current-theme

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

current-theme

Трамп продолжит прессовать китайские маркетплейсы

current-theme

Где можно и где выгодно строить склады в Московском регионе? И на что рассчитывать их арендаторам?

current-theme

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

current-theme

Число фейковых интернет-магазинов выросло перед сезоном распродаж

current-theme

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

current-theme

Мамы отправились за детской одеждой в онлайн

current-theme

MPSTATS EXPO Трансформация: Как изменится рынок eСommerce в 2025 году?

current-theme

Мегамаркет узнал, какие товары планируют покупать россияне на распродажах

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

Актуальное сейчас

В России растет спрос на работников складов, логистики и ритейла: аналитика

В преддверии масштабных распродаж (11.11, Черная пятница) в ритейле и логистических компаниях кратно увеличился спрос на сотрудников. Согласно данным Авито Работы, в октябре этого года спрос на работников с...

Российский бизнес переходит на CRM-маркетинг

Исследование, проведенное Calltouch совместно с Out of Cloud, выявило существенные изменения в каналах привлечения клиентов у российского бизнеса. Анализ данных 2600 сайтов из 21 отрасли за последние три го...

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Российские производители и продавцы товаров повседневного спроса все активнее осваивают онлайн-торговлю. Согласно исследованию Nielsen, проведенному среди топ-менеджеров FMCG-компаний, почти треть респонден...

Трамп продолжит прессовать китайские маркетплейсы

Дональд Трамп предложил ввести новые тарифы на кросс-бордерную торговлю. Повышение составит на 10-20% для всех товаров, импортируемых в США, а для товаров китайского производства ставка может достигать 60-1...

Где можно и где выгодно строить склады в Московском регионе? И на что рассчитывать их арендаторам?

После пандемии все увидели разворот в сторону складов, строительство новых комплексов для лидеров рынка ecommerce, рост сегмента доставки еды. Вместе с тем, на рынке наблюдается резкий дефицит качественных ...

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Лишь треть онлайн-предпринимателей планирует участвовать в ноябрьских распродажах, говорится в отчёте экспертов ЮKassa. В компании провели опрос более 100 представителей российского бизнеса.  Общие да...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.