Легализация онлайн-продажи алкоголя: поле битвы на начало 2021 года

Игорь Бахарев
Министерство промышленности и торговли России выступило с поддержкой инициативы по легализации дистанционной торговли алкогольной продукцией. Мнения экспертов и ведомств по этому поводу, как обычно, разделились. Разбираем, каких позиций придерживаются разные стороны на начало 2021 года.

"Несмотря на законодательные ограничения, в сети интернет существует постоянный спрос, который на сегодняшний день удовлетворяет нелегальный рынок. В этой связи Минпромторг РФ поддерживает необходимость внесения изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ, направленных на формирование цивилизованного рынка интернет-торговли алкогольной продукцией", - отмечают в министерстве. 

Сейчас документ обсуждается в правительстве. Основным его противником является Минздрав. Там утверждают, что легализация онлайн-продажи алкоголя приведёт к тому, что спиртное массово станут покупать несовершеннолетние, кроме того, алкоголь в принципе будут покупать больше, в том числе и в ночное время.

Общественники, "ратующие за здоровый образ жизни" также против законопроекта. Так, в "Трезвой России" заявляют, что "инициатива ведомства слабо коррелируется с предложениями президента России по сохранению здоровья нации".

"Мы видим, что за 2020 год зафиксирован рост продаж алкоголя. По отдельным позициям он составил более 12%. Это значительная цифра. Вместо того чтобы организовать бесперебойную поставку антисептиков, например, по доступным для граждан ценам, они занимаются тем, что предлагают купить алкоголь онлайн. Вопрос, зачем это делается, стоит, наверное, задать и правоохранителям", - возмущается член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев.

Профильные эксперты, между тем, подтверждают, что опасения общественников ни на чём не основываются.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин рассказывает, что от того, что закрывают сайты, а их владельцев наказывают, меньше алкоголя в интернете не становится, причем алкоголя, зачастую опасного для здоровья, особенно если речь идет о крепких напитках. Интернет-торговля алкоголем легализована в Соединенных Штатах, в Великобритании, в других европейских странах, - напоминает он.

Вадим Дробиз из Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя уверен, что легализовать онлайн-продажу алкоголя нужно было ещё лет десять назад.

"В принципе вообще не надо было отменять ее в 2007 году. После отмены торговля стала нелегальной. Сегодня в интернете продается 90% нелегальной, суррогатной алкогольной продукции. Побороть это не получилось. Хотя, что только не делали. Закон отличный, согласован был со всеми и даже с Минздравом. Но в последний момент Минздрав все-таки отказался от согласования. Понятно почему — с чем он тогда будет бороться", - возмущается эксперт.

По его мнению, в 2021-2022 г вряд ли легализуют онлайн-торговлю спиртным. В лучшем случае интернет-продажи начнутся в 2023 году.

В АКИТ убеждены, что при принятии этого законопроекта на заказы через интернет перешли бы до 20% потребителей, что снизило бы поток покупателей в обычных магазинах.

По данным Group-IB, оборот "теневого" рынка продажи алкоголя в интернете в 2020 году составил 2,5 млрд рублей. Это практически столько же, сколько и годом раньше. Хотя до этого с 2017 года онлайн-продажи алкоголя уверенно росли. Причина в самоизоляции - не было заказов на корпоративы и крупные застолья. Кроме того, сократилось, благодаря блокировке, количество интернет-ресурсов, продающих алкоголь - с 2,5 тыс. в прошлом году до 2 тыс. 

Ранее в Минпромторге заявили о том, что не ждут скорого решения по вопросу легализации онлайн-продаж алкоголя. Неактуальным законопроект об интернет-торговле алкоголем в России считают и в Минфине. МВД также подготовило отрицательный отзыв на предложенный Минфином законопроект, разрешающий торговлю спиртным через интернет. 

Материал по теме

Главные итоги "Дня платформенной экономики"

Материал по теме

Совет Федерации предложил запретить маркетплейсам давать скидки при оплате своими картами

Материал по теме

Маркетплейс vs бренд: "Детский мир" проиграл суд Московскому метрополитену

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Треть россиян раздражают очереди в пунктах выдачи, а каждый пятый хочет ночной график работы

Логистический оператор DPD в России провел опрос клиентов своих пунктов выдачи, чтобы понять, какие факторы влияют на их впечатления от сервиса. 30,8% респондентов пожаловались на очереди, а неудобная п...

Собственный сайт vs маркетплейс: что выгоднее для бизнеса в 2025 году

По данным отраслевых аналитиков, в 2025 году число продавцов на маркетплейсах впервые сократилось. При этом в первом полугодии 2025 года количество малых и средних компаний, которые продают через собственные...

Finn Flare выходит в онлайн: как бренд 60-летней истории осваивает цифровую торговлю

В интервью стилисту Алексею Сухареву CEO Finn Flare Ксения Рясова рассказала о том, как легендарный российский бренд, которому в этом году исполняется 60 лет, адаптируется к современным условиям онлайн-торговли...

Открыта регистрация на конференцию "Селлеры и маркетплейсы - 2026"

Команда Оборот.ру анонсировала третью конференцию для опытных селлеров, производителей и брендов на маркетплейсах. Она пройдёт 26 и 27 февраля в кластере "Ломоносов" в Москве. Организаторы обе...

Роботы Яндекса начали доставлять заказы в Казани

На улицах Казани начали работать роботизированные доставщики Яндекса. Они уже принимают заказы из Лавки в центре города, в Вахитовском районе, и доступны как способ доставки прямо в приложении сервиса. Прое...

ЦБ смягчает риторику относительно маркетплейсов

Конфликт между маркетплейсами и крупнейшими банками вокруг скидок, привязанных к способу оплаты, получил новое развитие. Похоже, ЦБ начинает менять тон дискуссии. 1 декабря первый зампред ЦБ Владимир...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.