Легализация онлайн-продажи алкоголя: поле битвы на начало 2021 года

Игорь Бахарев
Министерство промышленности и торговли России выступило с поддержкой инициативы по легализации дистанционной торговли алкогольной продукцией. Мнения экспертов и ведомств по этому поводу, как обычно, разделились. Разбираем, каких позиций придерживаются разные стороны на начало 2021 года.

"Несмотря на законодательные ограничения, в сети интернет существует постоянный спрос, который на сегодняшний день удовлетворяет нелегальный рынок. В этой связи Минпромторг РФ поддерживает необходимость внесения изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ, направленных на формирование цивилизованного рынка интернет-торговли алкогольной продукцией", - отмечают в министерстве. 

Сейчас документ обсуждается в правительстве. Основным его противником является Минздрав. Там утверждают, что легализация онлайн-продажи алкоголя приведёт к тому, что спиртное массово станут покупать несовершеннолетние, кроме того, алкоголь в принципе будут покупать больше, в том числе и в ночное время.

Общественники, "ратующие за здоровый образ жизни" также против законопроекта. Так, в "Трезвой России" заявляют, что "инициатива ведомства слабо коррелируется с предложениями президента России по сохранению здоровья нации".

"Мы видим, что за 2020 год зафиксирован рост продаж алкоголя. По отдельным позициям он составил более 12%. Это значительная цифра. Вместо того чтобы организовать бесперебойную поставку антисептиков, например, по доступным для граждан ценам, они занимаются тем, что предлагают купить алкоголь онлайн. Вопрос, зачем это делается, стоит, наверное, задать и правоохранителям", - возмущается член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев.

Профильные эксперты, между тем, подтверждают, что опасения общественников ни на чём не основываются.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин рассказывает, что от того, что закрывают сайты, а их владельцев наказывают, меньше алкоголя в интернете не становится, причем алкоголя, зачастую опасного для здоровья, особенно если речь идет о крепких напитках. Интернет-торговля алкоголем легализована в Соединенных Штатах, в Великобритании, в других европейских странах, - напоминает он.

Вадим Дробиз из Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя уверен, что легализовать онлайн-продажу алкоголя нужно было ещё лет десять назад.

"В принципе вообще не надо было отменять ее в 2007 году. После отмены торговля стала нелегальной. Сегодня в интернете продается 90% нелегальной, суррогатной алкогольной продукции. Побороть это не получилось. Хотя, что только не делали. Закон отличный, согласован был со всеми и даже с Минздравом. Но в последний момент Минздрав все-таки отказался от согласования. Понятно почему — с чем он тогда будет бороться", - возмущается эксперт.

По его мнению, в 2021-2022 г вряд ли легализуют онлайн-торговлю спиртным. В лучшем случае интернет-продажи начнутся в 2023 году.

В АКИТ убеждены, что при принятии этого законопроекта на заказы через интернет перешли бы до 20% потребителей, что снизило бы поток покупателей в обычных магазинах.

По данным Group-IB, оборот "теневого" рынка продажи алкоголя в интернете в 2020 году составил 2,5 млрд рублей. Это практически столько же, сколько и годом раньше. Хотя до этого с 2017 года онлайн-продажи алкоголя уверенно росли. Причина в самоизоляции - не было заказов на корпоративы и крупные застолья. Кроме того, сократилось, благодаря блокировке, количество интернет-ресурсов, продающих алкоголь - с 2,5 тыс. в прошлом году до 2 тыс. 

Ранее в Минпромторге заявили о том, что не ждут скорого решения по вопросу легализации онлайн-продаж алкоголя. Неактуальным законопроект об интернет-торговле алкоголем в России считают и в Минфине. МВД также подготовило отрицательный отзыв на предложенный Минфином законопроект, разрешающий торговлю спиртным через интернет. 

Материал по теме

Закон о платформенной экономике: традиционный ритейл требует регулирования маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Продавцы маркетплейсов получат право запрещать скидки на свои товары

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Технобудущее российского бизнеса 2025: большой форум о технологиях, подходах и стратегиях, которые станут реальностью завтра

17 апреля в Москве на площадке Цифрового делового пространства состоится ежегодный форум "Технобудущее российского бизнеса". ИТ-лидеры заглянут за горизонт событий и обсудят стратегии и приоритетные техноло...

79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой

Покупатели на маркетплейсах чаще ориентируются на отзывы, чем на цену. Согласно исследованию центра "RWB Исследования" (Wildberries & Russ), 79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой, тогда как стоим...

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Каждый четвертый россиянин (25%) отправляется за покупками, чтобы поднять настроение. По данным исследования сети магазинов Familia, 62% опрошенных признались, что шопинг приносит им положительные эмоции, а 45%...

Программы лояльности — главный козырь ритейл-приложений

ИТ-компания AWG изучила поведение пользователей мобильных приложений торговых сетей. Оказалось, что большинство респондентов (22%) используют приложения только при необходимости покупок. Еще 21% пользовател...

Британский Lidl привлечет клиентов в магазины с помощью услуги онлайн-резервирования

Британское подразделение Lidl, входящее в розничную группу Schwarz, начинает тестирование нового сервиса Click, Reserve & Collect, который позволит клиентам заранее резервировать товары через приложение Lid...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.