Как предиктивная аналитика помогает магазинам предугадывать спрос

Игорь Бахарев

Автоматизированные системы, построенные на методах математического моделирования, могут существенно улучшить функционирование ритейла и повысить маржинальность онлайн-магазина. Руководитель направления систем бизнес-аналитики BIA Technologies Станислав Воронин рассказывает, как предсказать спрос с точностью до единицы товара и времени оформления заказа.

Зачем прогнозировать спрос?

Чтобы ритейл-бизнес был эффективным и приносил прибыль, у компании должны быть отлажены закупки, складская логистика и доставка товара конечному потребителю. Всё это упирается в точное предсказание спроса: если мы знаем, какое количество конкретного товара будет куплено в определённый момент времени, мы сможем оценить необходимый объём предложения, не будем занимать складские площади горами невостребованной продукции, оптимизируем расписание поставок и ускорим исполнение всех заказов.

В сфере электронной коммерции сбалансировать спрос и предложение будет несколько проще, чем в офлайн-ритейле: компании не нужно обеспечивать наличие товара на полках всех торговых точек сети — достаточно лишь иметь нужное его количество на едином локальном складе.

Предиктивная аналитика

Конечно, определенные тенденции в колебаниях покупательского спроса можно предсказать интуитивно. Например, в преддверии Нового года заведомо возрастёт количество заказов на елочные игрушки, шампанское и продукты для приготовления оливье. А вот как спрогнозировать спрос на все другие группы товаров в остальное время года? Можете ли вы, например, сходу сказать, сколько наборов Lego или пакетов молока будет заказано в онлайн-магазине в следующую пятницу?

Чтобы у компании был ответ на этот вопрос, она должна внедрить инструменты предиктивной аналитики. Для решения задачи прогнозирования спроса используются две основные группы методов: классические методы на основе статистических функций и методы машинного обучения. Последние вышли сейчас на первый план и стали всё чаще применяться в ритейле. Их преимущество — в возможности заложить в модель сотни разнообразных факторов, помимо исторических данных об объёме продаж: например, фактор сезонности, уровень цен, данные о скидках, промоакциях, погоде, величине остатков, текущей рекламной активности, наличии или отсутствии товара у конкурентов. В процессе тестирования алгоритма специалист по машинному обучению анализирует влияние каждого фактора на выдаваемый компьютером результат и принимает решение о том, какие показатели стоит включить в модель.

Далее математическая модель обрабатывает все вводные данные и прогнозирует вероятность продажи с точностью до часа в разрезе каждой отдельной номенклатуры, информирует при выявлении отклонений и рассчитывает на основании спроса заказы на пополнение склада. В случае онлайн-магазина, модель может также анализировать влияние на продажи сроков доставки — то есть определять, какие категории товаров покупатели готовы ждать неделю, а какие — максимум день. Исходя из этого анализа, менеджеры будут продумывать логистику и необходимость увеличения числа распределительных центров.

Будущее eСommerce

Прогнозные модели уже широко применяются в крупных федеральных сетях офлайн-ритейла. Предиктивная аналитика помогает рассчитать оптимальное количество товара, чтобы он не залёживался, а у бизнеса всегда была выручка. Опыт показывает, что при грамотном использовании математических моделей, компании могут сократить средний объём замороженных оборотных средств аж на 30%.

Однако именно в онлайн-ритейле предиктивная аналитика может совершить качественную революцию — просто потому, что в интернете гораздо проще собирать детальную статистику о пользовательских предпочтениях. Если офлайн-магазины могут лишь предсказать суммарный спрос на определенный товар на основе чековой аналитики, онлайн-магазин может спрогнозировать потенциальный спрос каждого отдельного клиента на основе его цифрового следа.

Зная индивидуальный спрос, магазин может настроить таргетированную рекламу, сформировать эффективное ценностное предложение, предоставить покупателю персональные скидки на его любимые товары и рекомендовать ему купить товары из смежных категорий. Такой подход существенно повысит вероятность покупки, увеличит лояльность человека к ритейлеру и поможет магазину грамотно спланировать свои нагрузки.

Внедрение предиктивных моделей имеет реальный эффект, выраженный в цифрах. Возьмём для примера знаменитую американскую розничную сеть Macy’s. Компания ощутила на себе все преимущества предиктивной аналитики ещё в 2014 году: точное прогнозирование помогло Macy’s формировать более эффективные маркетинговые кампании на сайте, а также индивидуальные email-рассылки покупателям. В результате этих изменений онлайн-продажи выросли на 4%. Для сети такого масштаба это по-настоящему гигантская цифра.

И это ещё не всё — предиктивная аналитика также может лечь в основу динамического ценообразования в e-commerce. На основе тех же факторов (время года, активность конкурентов, индивидуальный цифровой след и т. д.), математическая модель предскажет не только уровень спроса, но и цену, по которой потребитель готов купить тот или иной товар в определенный момент времени.

Можно с уверенностью сказать, что распространение предиктивных систем в ближайшем будущем совершенно изменит не только розничный бизнес, но и наш опыт как обычных покупателей.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

63% потребителей не верят в реальность скидок в дни больших распродаж. Отразилось ли это на эффективности их проведения? Самое напряженное время в мире электронной коммерции — марафон скидок. И в этом году T...

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Ozon fresh запустил сервис продаж кулинарной продукции для бизнеса

Маркетплейс Ozon расширяет свое предложение и запускает новый сервис – Ozon Вкус. Теперь не только розничные покупатели, но и бизнес-клиенты смогут заказывать свежую выпечку и кондитерские изделия собственн...

Джефф Безос продолжает продавать акции Amazon

Основатель Amazon Джефф Безос продолжает последовательно реализовывать свой план по продаже акций маркетплейса, одновременно сохраняя значительный пакет в компании. Согласно данным, представленным в Комисси...

"Кофемания" запустила приложение для поваров

Сеть "Кофемания" внедрила новое цифровое решение для повышения эффективности работы своих кухонь и ускорения обучения персонала. На базе платформы Naumen была разработана система, которая позволяет сотрудникам ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.