Как предиктивная аналитика помогает магазинам предугадывать спрос

Игорь Бахарев

Автоматизированные системы, построенные на методах математического моделирования, могут существенно улучшить функционирование ритейла и повысить маржинальность онлайн-магазина. Руководитель направления систем бизнес-аналитики BIA Technologies Станислав Воронин рассказывает, как предсказать спрос с точностью до единицы товара и времени оформления заказа.

Зачем прогнозировать спрос?

Чтобы ритейл-бизнес был эффективным и приносил прибыль, у компании должны быть отлажены закупки, складская логистика и доставка товара конечному потребителю. Всё это упирается в точное предсказание спроса: если мы знаем, какое количество конкретного товара будет куплено в определённый момент времени, мы сможем оценить необходимый объём предложения, не будем занимать складские площади горами невостребованной продукции, оптимизируем расписание поставок и ускорим исполнение всех заказов.

В сфере электронной коммерции сбалансировать спрос и предложение будет несколько проще, чем в офлайн-ритейле: компании не нужно обеспечивать наличие товара на полках всех торговых точек сети — достаточно лишь иметь нужное его количество на едином локальном складе.

Предиктивная аналитика

Конечно, определенные тенденции в колебаниях покупательского спроса можно предсказать интуитивно. Например, в преддверии Нового года заведомо возрастёт количество заказов на елочные игрушки, шампанское и продукты для приготовления оливье. А вот как спрогнозировать спрос на все другие группы товаров в остальное время года? Можете ли вы, например, сходу сказать, сколько наборов Lego или пакетов молока будет заказано в онлайн-магазине в следующую пятницу?

Чтобы у компании был ответ на этот вопрос, она должна внедрить инструменты предиктивной аналитики. Для решения задачи прогнозирования спроса используются две основные группы методов: классические методы на основе статистических функций и методы машинного обучения. Последние вышли сейчас на первый план и стали всё чаще применяться в ритейле. Их преимущество — в возможности заложить в модель сотни разнообразных факторов, помимо исторических данных об объёме продаж: например, фактор сезонности, уровень цен, данные о скидках, промоакциях, погоде, величине остатков, текущей рекламной активности, наличии или отсутствии товара у конкурентов. В процессе тестирования алгоритма специалист по машинному обучению анализирует влияние каждого фактора на выдаваемый компьютером результат и принимает решение о том, какие показатели стоит включить в модель.

Далее математическая модель обрабатывает все вводные данные и прогнозирует вероятность продажи с точностью до часа в разрезе каждой отдельной номенклатуры, информирует при выявлении отклонений и рассчитывает на основании спроса заказы на пополнение склада. В случае онлайн-магазина, модель может также анализировать влияние на продажи сроков доставки — то есть определять, какие категории товаров покупатели готовы ждать неделю, а какие — максимум день. Исходя из этого анализа, менеджеры будут продумывать логистику и необходимость увеличения числа распределительных центров.

Будущее eСommerce

Прогнозные модели уже широко применяются в крупных федеральных сетях офлайн-ритейла. Предиктивная аналитика помогает рассчитать оптимальное количество товара, чтобы он не залёживался, а у бизнеса всегда была выручка. Опыт показывает, что при грамотном использовании математических моделей, компании могут сократить средний объём замороженных оборотных средств аж на 30%.

Однако именно в онлайн-ритейле предиктивная аналитика может совершить качественную революцию — просто потому, что в интернете гораздо проще собирать детальную статистику о пользовательских предпочтениях. Если офлайн-магазины могут лишь предсказать суммарный спрос на определенный товар на основе чековой аналитики, онлайн-магазин может спрогнозировать потенциальный спрос каждого отдельного клиента на основе его цифрового следа.

Зная индивидуальный спрос, магазин может настроить таргетированную рекламу, сформировать эффективное ценностное предложение, предоставить покупателю персональные скидки на его любимые товары и рекомендовать ему купить товары из смежных категорий. Такой подход существенно повысит вероятность покупки, увеличит лояльность человека к ритейлеру и поможет магазину грамотно спланировать свои нагрузки.

Внедрение предиктивных моделей имеет реальный эффект, выраженный в цифрах. Возьмём для примера знаменитую американскую розничную сеть Macy’s. Компания ощутила на себе все преимущества предиктивной аналитики ещё в 2014 году: точное прогнозирование помогло Macy’s формировать более эффективные маркетинговые кампании на сайте, а также индивидуальные email-рассылки покупателям. В результате этих изменений онлайн-продажи выросли на 4%. Для сети такого масштаба это по-настоящему гигантская цифра.

И это ещё не всё — предиктивная аналитика также может лечь в основу динамического ценообразования в e-commerce. На основе тех же факторов (время года, активность конкурентов, индивидуальный цифровой след и т. д.), математическая модель предскажет не только уровень спроса, но и цену, по которой потребитель готов купить тот или иной товар в определенный момент времени.

Можно с уверенностью сказать, что распространение предиктивных систем в ближайшем будущем совершенно изменит не только розничный бизнес, но и наш опыт как обычных покупателей.

Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Материал по теме

Цена “партнерского” клика для продавцов маркетплейсов оказалась вдвое дешевле прямой закупки трафика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.