Как запустить курс miniMBA для сотрудников: кейс "ВсеИнструменты.ру"

Игорь Бахарев

Рост внутри компании - это хорошо, но как развить компетенции сотрудника так, чтобы они закрывали все навыки, которые требуются на новой должности? Отпускать на заочку в университет, или создать свой курс, который закроет потребности компании? Руководитель Корпоративного университета онлайн-гипермаркета "ВсеИнструменты.ру" Алина Плотникова считает, что второй вариант эффективнее: она стоит у истоков курса miniMBA для управленческого состава, который запустили в компании. Как мотивировать сотрудников, сколько длится образовательная программа, как отслеживать прогресс после обучения - рассказываем в этом материале. 

Как мы решили создать внутреннее обучение 

В компании всегда много учились, независимо от должности, но обучение долгое время было разрозненным: маркетологи обучались своим профессиональным навыкам, продажники - своим.

 Такой подход решал бизнес-задачи "здесь и сейчас", но не позволял системно подойти к обучению управленческими качествами сотрудников, которые интенсивно росли вверх по карьерной лестнице. Отследить, сколько руководителей активно учатся, а кому это только предстоит, не было возможности. 

Чтобы исправить ситуацию, в рамках компании создали собственный курс, который активно пропиарили, и люди пошли. Получилось не сразу: первая версия обучения получилась очень насыщенной, но дисциплины были из диаметрально противоположных областей, поэтому было решено переработать его так, чтобы программа была одинаково полезна всем, независимо от должности в компании. 

Я пришла в компанию "ВсеИнструменты.ру" в апреле 2018 года. В мои задачи входило сделать курс максимально привлекательным для управленческого звена, чтобы не компания была инициатором записи, а сами сотрудники выстраивались в очередь. 

Неожиданным препятствием в процессе перезапуска стало то, что часть людей уже пытались пройти обучение, оно им не понравилось, и они забросили учебу. С другой стороны, это было плюсом, поскольку с нами стартовали порядка 40 человек, которые стали идеологами обучения среди работников компании за это время. 

Сотрудничество с ВУЗом и корочка для сотрудников 

Какая мотивация у сотрудников идти на повышение квалификации? Например, "корочка" о прохождении курсов. Мы изучили рынок ВУЗов Москвы, и обнаружили, что заведения, которые работают в нужном компании формате, можно пересчитать по пальцам. Мы остановились на РЭУ имени Г.В. Плеханова. 

Команда договорилась с университетом о том, что для получения диплома желающие должны прослушать ряд дисциплин и сдать итоговый экзамен. Они со своей стороны предоставили преподавательский состав, который читал лекции сначала в очном формате, а с приходом пандемии, и онлайн. 

При подборе преподавателей мы адаптировали университетский курс под свои нужды: разбавляли теорию кейсами, интерактивами, практическими упражнениями. Сейчас курсы проводят не только преподаватели из ВУЗа, но и сторонние эксперты, например, мы сотрудничаем с Moscow Business School, которая проводит различные мастер-классы. 

Из чего состоит курс 

При подготовке программы мы отталкивались от базовых потребностей коллектива. Для этого было запущено два опросника: для сотрудников с темами, которые им интересны, и для руководителей с перечнем навыков, которые они хотят прокачать или сформировать в команде.

Сформировав список собственных тем, мы обратились с ними к руководству университета, который выбрали для сотрудничества, чтобы выяснить, что из предложенного они могут взять на себя. Под остальные запросы мы нашли спикеров самостоятельно. 

Курс miniMBA состоит из 16 тем: восемь на выбор и восемь обязательных (базовые знания об управленческом цикле: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль). Обязательные дисциплины проводит преподавательский состав ВУЗа, без их прослушивания невозможно получить диплом, остальные восемь можно выбрать по желанию.

Длительность обучения 

Базовая программа длится пять месяцев: раз в месяц сотрудники посещают очные тренинги и каждые две недели проходят практикумы - встречи в небольших группах, где отрабатывают полученные навыки. После этого проходит аттестация, если слушатель программы с двух попыток не смог ее пройти, ко второй части обучения он не допускается. 

Если экзамен сдан успешно, сотрудники получают доступ к 8-10-месячной закрытой программе, в которой участвуют сотрудники РЭУ Плеханова и бизнес-тренеры. В программе большее количество тренингов, но график распределён таким образом, чтобы в месяц было не больше двух занятий - большая часть обучения проходит в рабочее время, кроме того, после каждого тренинга нужно выполнить домашнее задание, и пока оно не будет готово, человек дальше не двигается. Поэтому мы решили дозировать информацию, чтобы обучение не сказывалось на рабочем процессе. 

Обратная связь 

После курса мы собираем обратную связь и от сотрудников, которые прошли обучение, и от руководства. Сразу после аттестации студенты получают запрос от внутреннего портала "ВсеИнструменты.ру", где они оценивают курс по нескольким параметрам: общее впечатление, какие инструменты они могут применить на практике прямо сейчас, что нового узнали, и станут ли рекомендовать обучение коллегам. 

Обратная связь от руководства тоже важна, например, HR-директор отправляет на обучение руководителя отдела кадров. А потом мы приходим к нему и спрашиваем, что изменилось в работе сотрудника после тренинга. 

Дополнительный, непрямой способ оценить курсы - полугодичная оценка руководителей. Каждые шесть месяцев наши CEO и топ-менеджеры проходят комплексную оценку, и там мы можем отследить динамику их работы. И, конечно, eNPS помогает оценить рост профессионализма управленцев, потому что с помощью этих метрик мы можем отследить качество обратной связи, постановки задач и планирования. 

На сегодняшний день обучение прошло порядка 500 человек, средний балл по оценке прошедших обучение 4,7 из 5 возможных, где 5 - "превосходит ожидания". Для многих сотрудников MiniMBA дал толчок к более быстрому росту до CEO-1 и CEO-2. 

Подведём итоги: чтобы запустить в компании собственный образовательный курс, вам нужно: 

1.    Собрать ожидания от участников (сотрудников компании) и заказчиков;

2.    Продумать целеполагание: какие конкретно цели ждут заказчики по итогам программы;

3.    Разработать адекватный замер того, насколько курсы соответствуют поставленной задаче, а измерить это можно двумя способами: получая обратную связь от сотрудников и от руководящего состава.


Материал по теме

"ВсеИнструменты.ру" потеснил СТД "Петрович" в рейтинге DIY-площадок

Материал по теме

ВсеИнструменты.ру внедряют проекты на основе обратной связи клиентов

Материал по теме

Декор, товары для авто и хобби: россияне рассказали, что предпочитают покупать онлайн

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Почему опасно делать маркетплейсы единственным источником продаж

Антон Макаров, руководитель компании Creonit, рассказывает, как маркетплейсы завоевали рыночную власть и почему может быть опасно вести торговлю только на этих площадках.   Маркетплейсы покоряют e-commer...

Wildberries вслед за конкурентами запустил продажу автомобилей

С 18 апреля Wildberries запускает продажу автомобилей на своей онлайн-платформе. Первым партнером маркетплейса стал китайский автопроизводитель Chery. На первом этапе автомобили будут доступны для жителей М...

"Кухня на районе" напомнит клиентам об обеде

Сервис доставки еды "Кухня на районе" запустила чат-бота, который напомнит о приеме пищи. Идея очень проста - в череде рабочих и бытовых дел люди часто забывают о самом главном, а именно дать энергию своему...

Авито запускает программу выкупа планшетов у частных продавцов

С помощью сервиса пользователи смогут быстро и безопасно продать свой планшет партнеру Авито, не прикладывая усилий для общения с потенциальными покупателями и самостоятельной продажи товара. После подачи ч...

Крупные банки требуют ужесточить контроль над маркетплейсами

Крупные российские банки - ВТБ и Промсвязьбанк - выразили обеспокоенность отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги на своих платформах. "Для своих эк...

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

По итогам 2023 года количество аптечных организаций в России достигло почти 79 тыс, сообщают эксперты агентства DSM Group. Для сравнения: в 2009 году их было порядка 50-51 тысяч. Год прошел под знаком ужесточен...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.