Как "Яндекс" и Mail.ru начали конкурировать на рынке eGrocery с розничными компаниями

Игорь Бахарев
Рынок eGrocery формируют две ключевых покупательских миссии - закупка впрок (в этом случае интернет-магазины розничных сетей и онлайновые ритейлеры забирают покупателей у стремительно пустеющих гипермаркетов) и "купить здесь и сейчас (экспресс-доставка)" (при этом службы доставки активно забирают покупателей у сетевых супермаркетов и магазинов у дома). Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский рассказывает, как с 2019 года эти миссии начинали конкурировать между собой.

Начавшийся в 2018 году взрывной рост российского рынка eGrocery заставил активизироваться агрегаторов такси Яндекс.Такси и Ситимобиль. С 2019 года каждый покупатель имеет возможность одновременно заказать такси и продукты питания с доставкой на дом. Например, в приложении Яндекс.Такси появился баннер, позволяющий пользователям заказать продукты питания на дом. В компании обещают, что товары будут доставлены за 15-30 минут.

Clip2net_200124005811.png

При этом рынок экспресс-доставки готовой еды, т.н. foodtech, на котором с 2016 года доминируют Яндекс и Mail.ru, растёт не меньшими темпами уже несколько лет подряд. В сентябре 2019 года Delivery Club установил новый рекорд, доставив за месяц более 3 млн заказов.

Ещё в 2014 году директор интернет-магазина "Азбука вкуса" Егор Ланько отмечал, что ускорение доставки на сутки (переход от модели доставки "заказ сегодня - доставка завтра" на модель "доставка день-в-день") удваивает выручку. Учитывая имеющийся запрос со стороны покупателей на ускорение доставки, а также факт покупки Сбербанком (владелец Delivery Club) одного из посредников на рынке eGrocery-компании Instamart, можно сделать вывод, что крупнейшие онлайновые платформы приняли решение вести самостоятельную деятельность на рынке eGrocery, конкурируя с традиционными игроками - интернет-магазинами розничных сетей таких "Ашан", "Лента", "Перекрёсток", "Азбука Вкуса" и др.

Еще одним свидетельством данного факта являются озвученные в конце 2019 года Яндекс.Лавкой планы об открытии более 200 dark stores в Москве в 2020 году (сейчас Яндекс обладает 30 точками в Москве). В некоторых из них кол-во заказов в день превысило 650, а лидер рынка "Утконос" за 20 лет работы достиг всего 5 тыс. заказов в день.

Агрегаторы Яндекс.Еда и Delivery Club, отобрав большую часть маржи у ресторанов в foodtech, пока не могут в точности повторить уникальные рецепты и многообразие кухонь всех контрагентов с которыми работают, и поэтому вряд ли в полной мере смогут когда-либо составить конкуренцию KFC или McDonalds. Для менее известных брендов ресторанные агрегаторы представляют серьёзную угрозу. Например, Яндекс открывает свои dark kitchen в районах с наибольшим спросом и понятно, что в первую очередь эти кухни воссоздают рецепты наиболее востребованных у клиентов блюд.

С розничными сетями похожая ситуация. В определенный момент времени агрегатор накопит достаточно знаний о наиболее востребованных позициях, предпочтениях покупателей и может уже больше не захотеть довольствоваться 10%, предлагаемыми розничным сетям в виде комиссии за свои услуги. При наличии инвестиций повторить неуникальный ассортимент, состоящий из "Кока-колы" и стирального порошка "Хенкель", открыть необходимое количество dark stores в каждом районе или городе не так уж и сложно. Найти достаточное количество клиентов таким компаниям как Яндекс, Mail.ru или Сбербанк нет никаких проблем. Клиенту же по большому счету неважно, где приобретать такую продукцию, и он сделает выбор в пользу более удобного сервиса, широкого ассортимента, низкой цены и/или быстрой доставки.

Бывший руководитель мирового лидера онлайн-торговли продуктами питания интернет-магазина английской розничной сети Tesco Кен Тауэл, в 2018 году принимавший участие в разработке стратегии развития "Утконос", считает, что именно реализация собственной eGrocery-стратегии позволила Tesco добиться выдающихся результатов на высококонкуретном рынке Великобритании. Его компания доставляет ежедневно более 100 тыс. заказов со средним чеком около 100 фунтов, количество клиентов несколько миллионов человек, годовая выручка онлайн-магазина превысила 3,5 млрд фунтов.

Сохранив связь с собственными клиентами, заложив фундамент для лидерства в долгосрочной перспективе, Tesco планирует удвоить и без того уже огромную онлайновую выручку за период до 2022 года, для чего в плане развития предусмотрено открытие 25 новых dark stores по всей стране в дополнение к нескольким десятков уже имеющихся.

Как показывает практика работы интернет-магазина "Перекресток" в 2018-19 г.г. добиться аналогичных с западными коллегами результатов может любая российская розничная сеть, сформулировавшая и реализующая собственную eGrocery-стратегию, опираясь на команду опытных специалистов при поддержке руководства.
В ближайшие несколько лет на рынке eGrocery произойдут серьёзные изменения и в борьбе за него примут участие не только традиционные игроки - интернет-магазины розничных сетей, крупнейшие онлайн площадки и агрегаторы, но и игроки рынка foodtech - ведущие сервисы по доставке еды и IT-компании. Победитель пока не известен.

Для подведения итогов 2019 года и обсуждения планов на 2020 год на полях "Продэкспо-2020" 12 февраля соберутся представители компаний лидеров eGrocery- и foodtech-рынков - руководители интернет-магазинов "Магнит", "Перекресток", "Ашан", "Окей", "Азбука вкуса", "Гиперглобус", "Озон", Яндекс.Лавка, Delivery Club, Сбермаркет, iGooods, Вкус Вилл, Dodo Pizza, "Шефмаркет", "Тануки" и др. Организаторы мероприятия КВК "Империя", East-West Digital News и консалтинговое агентство "Директфуд". Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно по ссылке http://retail.prodforum.ru/ . Количество мест ограничено.
Материал по теме

Mail.ru отчиталась об оборотах eCommerce-активов

Материал по теме

Оборот еСommerce-бизнеса "Яндекса" за квартал достиг почти половины показателя прошлого года

Материал по теме

Как модернизировали Burger King: кейс создания нового канала продаж

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Калининград может остаться без онлайн-торговли

Калининградская область может стать первым регионом в России, который лишится интернет-торговли, если будет принят законопроект, регулирующий правила торговли на территории Особой экономической зоны. ...

В России появится новый сервис аренды детской одежды

Concept Group запустила сервис подписки на детскую одежду бренда Acoola. Сервис Acoola Box будет предлагать по 6 предметов одежды, которые подбираются как профессиональными стилистами, так и алгоритмами, об...

Онлайн-продажи лекарств продолжили расти в 1 квартале

Число онлайн-продаж в медицинском секторе (лекарства и услуги) России за год выросло на 46%. При этом, по данным партнерской сети Admitad, в 1 квартале 2021 динамика ещё более серьёзная - рост на 240% в чис...

Delivery Club обучит велокурьеров

Сервис доставки еды Delivery Club совместно с консалтинговой компанией КБ Стрелка подготовили программу обучения велокурьеров. Программа находится в открытом доступе на сайте velo.delivery-club.ru и доступн...

Сеть "Верный" ускорится в онлайне

"Верный" планирует ускорить развитие, увеличить количество розничных точек в два раза в течение ближайших 4-5 лет и выйти на третье место на рынке среди продуктовых сетей. В планах компании довести долю онлайн-...

Пицца на колёсах и с неба: как дроны помогают пиццериям

Domino’s Pizza вместе со стартапом-разработчиком беспилотников Nurо вскоре запустит доставку пиццы в американском Хьюстоне. Робот Nuro, получивший имя R2, - первый полностью автономный автомобиль для достав...