Как "Яндекс" и Mail.ru начали конкурировать на рынке eGrocery с розничными компаниями

Игорь Бахарев
Рынок eGrocery формируют две ключевых покупательских миссии - закупка впрок (в этом случае интернет-магазины розничных сетей и онлайновые ритейлеры забирают покупателей у стремительно пустеющих гипермаркетов) и "купить здесь и сейчас (экспресс-доставка)" (при этом службы доставки активно забирают покупателей у сетевых супермаркетов и магазинов у дома). Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский рассказывает, как с 2019 года эти миссии начинали конкурировать между собой.

Начавшийся в 2018 году взрывной рост российского рынка eGrocery заставил активизироваться агрегаторов такси Яндекс.Такси и Ситимобиль. С 2019 года каждый покупатель имеет возможность одновременно заказать такси и продукты питания с доставкой на дом. Например, в приложении Яндекс.Такси появился баннер, позволяющий пользователям заказать продукты питания на дом. В компании обещают, что товары будут доставлены за 15-30 минут.

Clip2net_200124005811.png

При этом рынок экспресс-доставки готовой еды, т.н. foodtech, на котором с 2016 года доминируют Яндекс и Mail.ru, растёт не меньшими темпами уже несколько лет подряд. В сентябре 2019 года Delivery Club установил новый рекорд, доставив за месяц более 3 млн заказов.

Ещё в 2014 году директор интернет-магазина "Азбука вкуса" Егор Ланько отмечал, что ускорение доставки на сутки (переход от модели доставки "заказ сегодня - доставка завтра" на модель "доставка день-в-день") удваивает выручку. Учитывая имеющийся запрос со стороны покупателей на ускорение доставки, а также факт покупки Сбербанком (владелец Delivery Club) одного из посредников на рынке eGrocery-компании Instamart, можно сделать вывод, что крупнейшие онлайновые платформы приняли решение вести самостоятельную деятельность на рынке eGrocery, конкурируя с традиционными игроками - интернет-магазинами розничных сетей таких "Ашан", "Лента", "Перекрёсток", "Азбука Вкуса" и др.

Еще одним свидетельством данного факта являются озвученные в конце 2019 года Яндекс.Лавкой планы об открытии более 200 dark stores в Москве в 2020 году (сейчас Яндекс обладает 30 точками в Москве). В некоторых из них кол-во заказов в день превысило 650, а лидер рынка "Утконос" за 20 лет работы достиг всего 5 тыс. заказов в день.

Агрегаторы Яндекс.Еда и Delivery Club, отобрав большую часть маржи у ресторанов в foodtech, пока не могут в точности повторить уникальные рецепты и многообразие кухонь всех контрагентов с которыми работают, и поэтому вряд ли в полной мере смогут когда-либо составить конкуренцию KFC или McDonalds. Для менее известных брендов ресторанные агрегаторы представляют серьёзную угрозу. Например, Яндекс открывает свои dark kitchen в районах с наибольшим спросом и понятно, что в первую очередь эти кухни воссоздают рецепты наиболее востребованных у клиентов блюд.

С розничными сетями похожая ситуация. В определенный момент времени агрегатор накопит достаточно знаний о наиболее востребованных позициях, предпочтениях покупателей и может уже больше не захотеть довольствоваться 10%, предлагаемыми розничным сетям в виде комиссии за свои услуги. При наличии инвестиций повторить неуникальный ассортимент, состоящий из "Кока-колы" и стирального порошка "Хенкель", открыть необходимое количество dark stores в каждом районе или городе не так уж и сложно. Найти достаточное количество клиентов таким компаниям как Яндекс, Mail.ru или Сбербанк нет никаких проблем. Клиенту же по большому счету неважно, где приобретать такую продукцию, и он сделает выбор в пользу более удобного сервиса, широкого ассортимента, низкой цены и/или быстрой доставки.

Бывший руководитель мирового лидера онлайн-торговли продуктами питания интернет-магазина английской розничной сети Tesco Кен Тауэл, в 2018 году принимавший участие в разработке стратегии развития "Утконос", считает, что именно реализация собственной eGrocery-стратегии позволила Tesco добиться выдающихся результатов на высококонкуретном рынке Великобритании. Его компания доставляет ежедневно более 100 тыс. заказов со средним чеком около 100 фунтов, количество клиентов несколько миллионов человек, годовая выручка онлайн-магазина превысила 3,5 млрд фунтов.

Сохранив связь с собственными клиентами, заложив фундамент для лидерства в долгосрочной перспективе, Tesco планирует удвоить и без того уже огромную онлайновую выручку за период до 2022 года, для чего в плане развития предусмотрено открытие 25 новых dark stores по всей стране в дополнение к нескольким десятков уже имеющихся.

Как показывает практика работы интернет-магазина "Перекресток" в 2018-19 г.г. добиться аналогичных с западными коллегами результатов может любая российская розничная сеть, сформулировавшая и реализующая собственную eGrocery-стратегию, опираясь на команду опытных специалистов при поддержке руководства.
В ближайшие несколько лет на рынке eGrocery произойдут серьёзные изменения и в борьбе за него примут участие не только традиционные игроки - интернет-магазины розничных сетей, крупнейшие онлайн площадки и агрегаторы, но и игроки рынка foodtech - ведущие сервисы по доставке еды и IT-компании. Победитель пока не известен.

Для подведения итогов 2019 года и обсуждения планов на 2020 год на полях "Продэкспо-2020" 12 февраля соберутся представители компаний лидеров eGrocery- и foodtech-рынков - руководители интернет-магазинов "Магнит", "Перекресток", "Ашан", "Окей", "Азбука вкуса", "Гиперглобус", "Озон", Яндекс.Лавка, Delivery Club, Сбермаркет, iGooods, Вкус Вилл, Dodo Pizza, "Шефмаркет", "Тануки" и др. Организаторы мероприятия КВК "Империя", East-West Digital News и консалтинговое агентство "Директфуд". Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно по ссылке http://retail.prodforum.ru/ . Количество мест ограничено.
Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Материал по теме

С начала 2023 года закупка трафика в eСommerce подорожала на 26%, стоимость конверсии - на 33%: аналитика

Материал по теме

Рынок eGrocery в 2024 году: исследование Go Mobile

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

63% потребителей не верят в реальность скидок в дни больших распродаж. Отразилось ли это на эффективности их проведения? Самое напряженное время в мире электронной коммерции — марафон скидок. И в этом году T...

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Ozon fresh запустил сервис продаж кулинарной продукции для бизнеса

Маркетплейс Ozon расширяет свое предложение и запускает новый сервис – Ozon Вкус. Теперь не только розничные покупатели, но и бизнес-клиенты смогут заказывать свежую выпечку и кондитерские изделия собственн...

Джефф Безос продолжает продавать акции Amazon

Основатель Amazon Джефф Безос продолжает последовательно реализовывать свой план по продаже акций маркетплейса, одновременно сохраняя значительный пакет в компании. Согласно данным, представленным в Комисси...

"Кофемания" запустила приложение для поваров

Сеть "Кофемания" внедрила новое цифровое решение для повышения эффективности работы своих кухонь и ускорения обучения персонала. На базе платформы Naumen была разработана система, которая позволяет сотрудникам ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.