LOGO

Как "Яндекс" и Mail.ru начали конкурировать на рынке eGrocery с розничными компаниями

Игорь Бахарев
29 Января 2020, в 10:28, в Новости e-commerce, в сюжете: яндекс, mail.ru, grocery
Рынок eGrocery формируют две ключевых покупательских миссии - закупка впрок (в этом случае интернет-магазины розничных сетей и онлайновые ритейлеры забирают покупателей у стремительно пустеющих гипермаркетов) и "купить здесь и сейчас (экспресс-доставка)" (при этом службы доставки активно забирают покупателей у сетевых супермаркетов и магазинов у дома). Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский рассказывает, как с 2019 года эти миссии начинали конкурировать между собой.

Начавшийся в 2018 году взрывной рост российского рынка eGrocery заставил активизироваться агрегаторов такси Яндекс.Такси и Ситимобиль. С 2019 года каждый покупатель имеет возможность одновременно заказать такси и продукты питания с доставкой на дом. Например, в приложении Яндекс.Такси появился баннер, позволяющий пользователям заказать продукты питания на дом. В компании обещают, что товары будут доставлены за 15-30 минут.

Clip2net_200124005811.png

При этом рынок экспресс-доставки готовой еды, т.н. foodtech, на котором с 2016 года доминируют Яндекс и Mail.ru, растёт не меньшими темпами уже несколько лет подряд. В сентябре 2019 года Delivery Club установил новый рекорд, доставив за месяц более 3 млн заказов.

Ещё в 2014 году директор интернет-магазина "Азбука вкуса" Егор Ланько отмечал, что ускорение доставки на сутки (переход от модели доставки "заказ сегодня - доставка завтра" на модель "доставка день-в-день") удваивает выручку. Учитывая имеющийся запрос со стороны покупателей на ускорение доставки, а также факт покупки Сбербанком (владелец Delivery Club) одного из посредников на рынке eGrocery-компании Instamart, можно сделать вывод, что крупнейшие онлайновые платформы приняли решение вести самостоятельную деятельность на рынке eGrocery, конкурируя с традиционными игроками - интернет-магазинами розничных сетей таких "Ашан", "Лента", "Перекрёсток", "Азбука Вкуса" и др.

Еще одним свидетельством данного факта являются озвученные в конце 2019 года Яндекс.Лавкой планы об открытии более 200 dark stores в Москве в 2020 году (сейчас Яндекс обладает 30 точками в Москве). В некоторых из них кол-во заказов в день превысило 650, а лидер рынка "Утконос" за 20 лет работы достиг всего 5 тыс. заказов в день.

Агрегаторы Яндекс.Еда и Delivery Club, отобрав большую часть маржи у ресторанов в foodtech, пока не могут в точности повторить уникальные рецепты и многообразие кухонь всех контрагентов с которыми работают, и поэтому вряд ли в полной мере смогут когда-либо составить конкуренцию KFC или McDonalds. Для менее известных брендов ресторанные агрегаторы представляют серьёзную угрозу. Например, Яндекс открывает свои dark kitchen в районах с наибольшим спросом и понятно, что в первую очередь эти кухни воссоздают рецепты наиболее востребованных у клиентов блюд.

С розничными сетями похожая ситуация. В определенный момент времени агрегатор накопит достаточно знаний о наиболее востребованных позициях, предпочтениях покупателей и может уже больше не захотеть довольствоваться 10%, предлагаемыми розничным сетям в виде комиссии за свои услуги. При наличии инвестиций повторить неуникальный ассортимент, состоящий из "Кока-колы" и стирального порошка "Хенкель", открыть необходимое количество dark stores в каждом районе или городе не так уж и сложно. Найти достаточное количество клиентов таким компаниям как Яндекс, Mail.ru или Сбербанк нет никаких проблем. Клиенту же по большому счету неважно, где приобретать такую продукцию, и он сделает выбор в пользу более удобного сервиса, широкого ассортимента, низкой цены и/или быстрой доставки.

Бывший руководитель мирового лидера онлайн-торговли продуктами питания интернет-магазина английской розничной сети Tesco Кен Тауэл, в 2018 году принимавший участие в разработке стратегии развития "Утконос", считает, что именно реализация собственной eGrocery-стратегии позволила Tesco добиться выдающихся результатов на высококонкуретном рынке Великобритании. Его компания доставляет ежедневно более 100 тыс. заказов со средним чеком около 100 фунтов, количество клиентов несколько миллионов человек, годовая выручка онлайн-магазина превысила 3,5 млрд фунтов.

Сохранив связь с собственными клиентами, заложив фундамент для лидерства в долгосрочной перспективе, Tesco планирует удвоить и без того уже огромную онлайновую выручку за период до 2022 года, для чего в плане развития предусмотрено открытие 25 новых dark stores по всей стране в дополнение к нескольким десятков уже имеющихся.

Как показывает практика работы интернет-магазина "Перекресток" в 2018-19 г.г. добиться аналогичных с западными коллегами результатов может любая российская розничная сеть, сформулировавшая и реализующая собственную eGrocery-стратегию, опираясь на команду опытных специалистов при поддержке руководства.
В ближайшие несколько лет на рынке eGrocery произойдут серьёзные изменения и в борьбе за него примут участие не только традиционные игроки - интернет-магазины розничных сетей, крупнейшие онлайн площадки и агрегаторы, но и игроки рынка foodtech - ведущие сервисы по доставке еды и IT-компании. Победитель пока не известен.

Для подведения итогов 2019 года и обсуждения планов на 2020 год на полях "Продэкспо-2020" 12 февраля соберутся представители компаний лидеров eGrocery- и foodtech-рынков - руководители интернет-магазинов "Магнит", "Перекресток", "Ашан", "Окей", "Азбука вкуса", "Гиперглобус", "Озон", Яндекс.Лавка, Delivery Club, Сбермаркет, iGooods, Вкус Вилл, Dodo Pizza, "Шефмаркет", "Тануки" и др. Организаторы мероприятия КВК "Империя", East-West Digital News и консалтинговое агентство "Директфуд". Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно по ссылке http://retail.prodforum.ru/ . Количество мест ограничено.
Похожие статьи и интервью
Найти все. Что добавить в поиск интернет-магазина
Как сеть "Верный" с помощью ИИ смогла повысить точность прогнозирования эффекта промоакций
Рынок eGrocery в 2019-2020 годах: аналитика Infoline
Андрей Павлович (Ozon): о будущем, экономике страны, трендах и логистике
Бум Pinduoduo: в китайском eCommerce меняется тройка лидеров
Сергей Лебедев (Aliexpress Russia): о прогнозах, ПВЗ в России и беспомощности российской eCommerce
Андрей Осокин (goods.ru): "Ни о какой "единой площадке" в перспективе 2-3 лет говорить не приходится"
Мерчендайзинг online — как он устроен и почему стоит обратить внимание на этот способ продвижения бренда в интернете
75% миллениалов предпочитают онлайн-покупки: данные Zebra Technologies
Мировой рынок eCommerce в 2019 году: аналитика Internet Retailer
Украинский рынок электронной торговли в 2019 году: аналитика EVO
"Ритейл-апокалипсис" набирает обороты в США: результаты 2019 года
eCommerce 2019: основные цифры
20 главных шопинг-трендов десятилетия: версия eBay
Американские компании поставили рекорд продаж
Какие товары лучше продавать через нишевые магазины?
Как протестировать десятки гипотез и не перегреть аукцион Facebook? Кейс OBI
Из offline в online… и обратно: место offline-трекинга в управлении омниканальным проектом
Как продавать товары перед Новым годом: несколько советов
Российский eCommerce: прогнозы 2005 - 2014
90% бюджета компаний чаще всего уходят на SMM и таргетированную рекламу
"Интернет-торговля в России 2019": аналитика Data Insight
Приложение "Кошелёк": 33 факта о персонализации в ритейле
Логистика в eCommerce: аналитика Data Insight
Рынок eCommerce в 2019 году вырастет на четверть: прогноз INFOLine
Интернет-торговля в 2019 году: данные "Яндекс.Маркета" и GfK
Друзья и конкуренты в российском eCommerce: аналитика Upgrade
Fashion-eCommerce: каким путём идём?
Ассортимент eGrocery-компаний в России: аналитика Infoline
Легальность, скорость, репутация: гендиректор российского офиса iHerb рассказал о планах компании
Николай Козак ("Леруа Мерлен"): Мы будем развивать маркетплейс, чтобы не проиграть конкуренцию на рынке
eCommerce захватывает российские склады
Зачем Big Data нужна ритейлу
Рынок детских товаров: аналитика Data Insight
Логисты в ожидании возвратов: как сезон распродаж влияет на обратную логистику
Электронная коммерция 2019-2020: 15 основных трендов
"Чёрная пятница" в России: первые данные
"Черная Пятница" в США: немного аналитики
Как VR-технологии меняют индустрию развлечений и ритейла
Когда ждать наплыва посетителей в "Черную пятницу": аналитика Criteo
Как объединять возможности офлайн и онлайн-шопинга: кейс Butik.ru
Онлайн-рынок бытовой техники и электроники: аналитика Data Insight
"Рынок не думает тормозить": аналитики Data Insight сделали прогноз на 2019 год
Как снизить CPM на 28% и увеличить охват рекламы: кейс М.Видео
Как запустить маркетплейс за 3.5 месяца: кейс Leroy Merlin Market
Как покупают в онлайне большие и малые города: аналитика Tiu.ru
Зеленодольское эльдорадо: что тянет онлайн-ритейл в Татарстан?
Путём Amazon: eBay начинает трансформацию компании
Российский eCommerce в третьем квартале: анализ аудитории
Продажи на онлайн-маркетплейсах к 2024 году превысят $7 трлн: прогноз iBe TSE
7 этапов принятия решения покупателем и способы влияния на них
Разные каналы доставки сообщений и почему они все важны
Китайский кроссбордер в России: аналитика Admitad
Дайте покупателям интернет-магазина кредит или рассрочку, и ваши продажи вырастут
Черная пятница в России, США и мире: результаты, различия, тренды
Семь трендов онлайн-торговли в 2020 году
Зачем бренду собственное сообщество: цифры и кейсы
Всё на экспорт: как российские продавцы торгуют на зарубежных рынках
Сезон распродаж в 2019 году станет рекордным: аналитика Adobe Analytics
АКИТ: рынок доставки еды в 2019 году удвоится
Российский рынок eCommerce: аналитика ePN
eCommerce-рынок Петербурга резко вырос: аналитика "Яндекс.Маркета"
Соломон Кунин, goods.ru: "Маркетплейсы сегодня - это постоянная гонка вооружений на сверхзвуковых скоростях"
СЕО X5 Игорь Шехтерман: К 2029 году доля онлайн-доставки продуктов увеличится с 0,2% до 4,5%
Avito и Data Insight: рынок C2C в интернете вдвое за два года
"Physical + digital = Phygital": как бьюти-бренды совмещают разные каналы
7 трендов года: версия Марка Завадского
Как работает новая реферальная программа Ozon
Самые важные игроки отрасли eCommerce: версия Data Insight
Рынок eCommerce в первом полугодии 2019 года: аналитика Data Insight
Доставка в багажник: плюсы, минусы, бенефициары
Продуктовый напор: новые игроки выходят на рынок доставки готовой еды
Рынок eCommerce-логистики вырос на треть: аналитика Data Insight
Чёрная пятница 2019: чего ждать магазинам
Как продавать детские товары: советы от GfK
Зоотовары ушли в онлайн: аналитика "Яндекс.Маркета"
Забастовка курьеров Ozon в СПб: ход событий
Рынок детских товаров пал жертвой концентрации: аналитика Data Insight
Елена Галецкая, "Точка любви": "Интим-товары нельзя продавать с "холодным" сердцем"
Как подарок клиентам может принести проблемы: кейс Forever 21
Интернет-магазин на старте: технологический минимум
Продажи через социальные каналы: аналитика Data Insight
Транспортные дроны-тяжеловозы: готов ли к ним рынок?
Объём eGrocery в РФ к 2023 году вырастет почти в 10 раз: аналитика InfoLine
"Серийные возвращатели": как британский eCommerce страдает от возвратов и борется с ними
B2B-eCommece в Европе: аналитика Copperberg
Эксперты оценили онлайн-рынок лекарств
10 главных причин неудачи стартапов электронной коммерции: аналитика MarketingSignals
Рынок труда в eCommerce: грядут перемены?
Как пользовательский контент повышает доверие к бренду: лучшие кейсы
"Кроссбордерная волна" пошла на убыль
eCommerce сделал российских покупателей "антилояльными": аналитика Nielsen
Онлайн-рынок аптек 2018: аналитика Data Insight
Успешные кейсы развития b2b интернет-магазинов мировых компаний
Чего нам ждать в электронной коммерции в период до 2021 года?
Лю Вэй AliExpress о логистических планах компании в России