Как упал импорт в Россию за полгода: аналитика ЕЦБ
Игорь Бахарев
Китайский импорт в Россию с 24 февраля упал на 23%, следует из доклада Европейского центрального банка. При этом экспорт в Россию из США и стран зоны евро снизился на 85% и 45% соответственно. С Великобританией товарооборот сократился сразу на 86%.
В ЕЦБ напоминают, что российские власти ещё в апреле засекретили таможенную статистику, последний раз ФТС публиковала статистику февральского импорта из стран дальнего зарубежья в марте. Из-за этого банку пришлось собирать данные в странах-экспортёрах, а там могут быть неполные сведения. ЕЦБ отобрал для анализа влияния санкций на поставки в Россию 59 стран — торговых партнеров России, охватывающих 86 процентов российского импорта.
Только первый раунд санкций привел к снижению российского импорта на 15%, полагают в банке.
Интересно, что в мае главное таможенное управление (ГТУ) КНР сообщило, что за первые четыре месяца 2022 года товарооборот России и Китая увеличился на 25,9%, до $51,09 млрд. Экспорт из Китая в РФ вырос на 11,3%, импорт российских товаров и услуг увеличился на 37,8%.
Впрочем, ряд китайских компаний без официальных заявлений перестает работать в России из-за введенных санкций, невзирая на призывы КНР сопротивляться давлению из-за рубежа. Например, на днях Huawei закрыл свой российский интернет-магазин Vmall и остановил продажи в мобильном приложении Huawei Vmall.
Снижение импорта сильно сказывается на интернет-торговле, отмечает глава НАДТ Александр Иванов. По его словам, наиболее пострадавшие сегменты - бытовая техника и электроника, при этом особенно проблемно выглядят такие позиции, как компьютеры и смартфоны.
"Собственно, лишь немногим лучше с любыми другими потребительскими товарами, но там возможна хотя бы фрагментарная замена товарами низкого качества, но - с тем же функционалом (например, в категории "одежда")", - поясняет эксперт.
По мнению Иванов, ещё одна важная проблема связана с тем, что в связи с прекращением притока импорта рушится конкурентная борьба, которая позволяла покупать товары хорошего качества по низким ценам.
"При конкуренции, если ты будешь делать плохо, то у тебя никто ничего не купит, ели ты будешь продавать дорого, то у тебя никто ничего не купит, купят у конкурентов, то есть конкуренция, сама по себе, выступает в качестве регулятора рынка и справляется с этой задачей намного лучше любого административного регулятора. А сейчас, в отсутствии западного притока товаров у рынка в целом и у покупателей в частности довольно грустные перспективы. Нам надо готовиться покупать плохие товары по высокой цене", - резюмирует Иванов.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте