Как российский eCommerce справляется с дефицитом персонала в логистике

Игорь Бахарев

Более 65% опрошенных российских компаний сообщают о дефиците операционного персонала для склада, в том числе на фоне увеличения товарооборота. Наиболее острая ситуация наблюдается с комплектовщиками и кладовщиками. Такие данные содержатся в результатах опроса ритейлеров, поставщиков и производителей, который провела консалтинговая компания КСЛ.

Опрос проводился среди более 450 компаний. Из числа респондентов в сфере ритейла 70,6% отметили, что товарооборот за последнее время увеличился. Для логистики это означает, как правило, пропорциональное увеличение ресурсов, в том числе персонала, на обработку товаропотоков.

В eСommerce о росте заявили 76% участников опроса, 8% сообщили о падении. Рост в дистрибьюции у 66,6%, о падении сообщили 23,7%. 60% респондентов из сырьевого и обрабатывающего промышленного производства также сообщили о росте, о падении - 15%. В производстве о росте сообщили 73,2% опрошенных и 15,4% - о падении; примерно такая же ситуация в 3PL: 73,8% заявили о росте и 13,9% - о падение товарооборота.

При этом у компаний, работающих на всей территории России, рост товарооборота оказался слабее, чем у тех, кто сфокусировался на отдельных регионах. Компании, у которых в этом году снизился товарооборот, считают, что падение в 2024-м будет не таким значительным.

Вместе с тем у 88% респондентов за последние полгода потребность в складах не изменилась, и только у 8,5% выросла. Примерно аналогичная ситуация с прогнозом на ближайшие полгода: у 82% респондентов потребность в складах не изменится, у 8% заложен рост, и у 10% - сокращение складских площадей.

Кадровый вопрос

Таким образом, ситуация на рынке способна лишь увеличить дефицит кадров до критических максимумов, при которых возникает угроза развитию и стабильному существованию бизнеса. Так, уже сейчас у 68,1% респондентов потребность в кадрах увеличилась. В лидерах роста потребности в персонале оказалась промышленность - 77,8%, eСommerce и 3PL - по 75% респондентов. Самая большая доля, у кого она не изменилась - компании до 100 человек.

О постоянном дефиците операционного персонала для склада заявили 65% респондентов - у них штат не заполнен на протяжении двух и более месяцев. Наибольшие проблемы с кадрами существуют в ритейле, у крупных компаний и тех, кто резко увеличил товарооборот. Лучше всего с дефицитом справляются логистические операторы.

Наиболее острый дефицит у компаний по комплектовщикам (23%) и кладовщикам (18%). Этот пункт отметили практически все крупные компании. Максимальная нехватка комплектовщиков в eСommerce. Дефицит персонала в меньшей степени зафиксирован у компаний с более высоким уровнем заработной платы. Так, результаты опроса показывают, что компании готовы повышать зарплаты сотрудникам, чтобы избавиться от кадрового голода. Речь идет увеличении заработной платы на 50-80% от среднерыночного показателя. При этом повышение на уровне 10-20% не приносит положительного результата.

Высокий уровень зарплат в отрасли наблюдается у складских сотрудников в крупных предприятиях и e-commerce, наименьший - у логистических операторов и на производстве. Средняя заработная плата складских сотрудников в стране преимущественно находится в диапазоне 40-50 тыс. и 50-60 тыс. руб. по 24% соответственно. Эти данные развенчивают миф о том, уровень заработной платы операционного персонала на складах сегодня превысил 100 тыс. руб. Таких компаний-респондентов оказался 1%.

Вместе с тем компании, которые не выбрали для себя путь кардинального повышения заработной платы для борьбы с дефицитом персонала, решили сосредоточиться на автоматизации своих процессов. 30,2% готовы внедрять сортировочные системы, 25,8% -напольную роботизацию, 24% - конвейеры и 20% собираются внедрять роботов-штабелеров. Такие технологии в большей степени готовы внедрять крупные компании, работающие по всей стране.

"В логистике доля выполняемых сотрудниками рутинных операций - одна из самых высоких по сравнению с другими индустриями и сегментами бизнеса. Часто она может превосходить даже загруженность персонала в производственных процессах. При этом дефицит операционного персонала в логистике стал постоянной проблемой с 2020 года. Макроданные о демографии в стране, структурные изменения в экономике и массовый отток персонала в страны Центральной Азии, уровень доходов в которых операционного персонала приблизился к российскому, позволяют сделать прогноз о том, что сложившийся в этом году дефицит - это лишь начало тренда, который может привести к остановке темпов роста как отдельных предприятий, так и целых индустрий", - уверен руководитель исследования, доктор технических наук, исполнительный директор консалтинговой компании "КСЛ" Василий Демин.


Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Курьерские службы под контролем: власти обсуждают единый реестр

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Эмодзи, мемы и живой диалог: какого общения ждут ваши покупатели

65% россиян считают, что тон коммуникации влияет на восприятие компании. Более половины опрошенных (54%) хотят, чтобы бренды общались дружелюбно и человечно, 24% предпочитают формальный стиль, а 18% - кратк...

57% россиян заказывают доставку для близких несколько раз в месяц

Сервис доставки "Купер" и "СберМобайл" выяснили, как россияне используют онлайн-сервисы для заботы о близких. По данным опроса, 57% респондентов заказывают доставку родным несколько раз в месяц, а 96% считают ц...

Авито запускает аналитику спроса для онлайн-продавцов

Авито представил бесплатный аналитический инструмент для оценки спроса на товары. Сервис позволит продавцам определять перспективные ниши, анализировать тренды и корректировать ассортимент перед запуском би...

Amazon развивает сервис быстрой доставки продуктов в городах Великобритании

Amazon запустил сервис 15-минутной доставки продуктов питания в ряде городов Великобритании, заключив национальное партнёрство с сервисом мгновенной доставки GoPuff. После успешного тестирования в ма...

"Иль де Ботэ" сокращает сроки доставки в регионы

Бьюти-ритейлер "Иль де Ботэ" (ИДБ) внедряет новую логистическую систему, которая позволит доставлять заказы клиентам в регионах за 1–2 дня вместо прежних пяти и более. Это особенно актуально для городов, гд...

А ты кто такой? Как вы теряете клиентов из-за проблем с идентификацией

Аналитическая компания Elephant опубликовала отчет "Кризис идентификации: невидимый барьер для роста глобального eCommerce", который выявляет ключевые препятствия для развития онлайн-торговли. Основная ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.