Как российский eCommerce справляется с дефицитом персонала в логистике

Игорь Бахарев

Более 65% опрошенных российских компаний сообщают о дефиците операционного персонала для склада, в том числе на фоне увеличения товарооборота. Наиболее острая ситуация наблюдается с комплектовщиками и кладовщиками. Такие данные содержатся в результатах опроса ритейлеров, поставщиков и производителей, который провела консалтинговая компания КСЛ.

Опрос проводился среди более 450 компаний. Из числа респондентов в сфере ритейла 70,6% отметили, что товарооборот за последнее время увеличился. Для логистики это означает, как правило, пропорциональное увеличение ресурсов, в том числе персонала, на обработку товаропотоков.

В eСommerce о росте заявили 76% участников опроса, 8% сообщили о падении. Рост в дистрибьюции у 66,6%, о падении сообщили 23,7%. 60% респондентов из сырьевого и обрабатывающего промышленного производства также сообщили о росте, о падении - 15%. В производстве о росте сообщили 73,2% опрошенных и 15,4% - о падении; примерно такая же ситуация в 3PL: 73,8% заявили о росте и 13,9% - о падение товарооборота.

При этом у компаний, работающих на всей территории России, рост товарооборота оказался слабее, чем у тех, кто сфокусировался на отдельных регионах. Компании, у которых в этом году снизился товарооборот, считают, что падение в 2024-м будет не таким значительным.

Вместе с тем у 88% респондентов за последние полгода потребность в складах не изменилась, и только у 8,5% выросла. Примерно аналогичная ситуация с прогнозом на ближайшие полгода: у 82% респондентов потребность в складах не изменится, у 8% заложен рост, и у 10% - сокращение складских площадей.

Кадровый вопрос

Таким образом, ситуация на рынке способна лишь увеличить дефицит кадров до критических максимумов, при которых возникает угроза развитию и стабильному существованию бизнеса. Так, уже сейчас у 68,1% респондентов потребность в кадрах увеличилась. В лидерах роста потребности в персонале оказалась промышленность - 77,8%, eСommerce и 3PL - по 75% респондентов. Самая большая доля, у кого она не изменилась - компании до 100 человек.

О постоянном дефиците операционного персонала для склада заявили 65% респондентов - у них штат не заполнен на протяжении двух и более месяцев. Наибольшие проблемы с кадрами существуют в ритейле, у крупных компаний и тех, кто резко увеличил товарооборот. Лучше всего с дефицитом справляются логистические операторы.

Наиболее острый дефицит у компаний по комплектовщикам (23%) и кладовщикам (18%). Этот пункт отметили практически все крупные компании. Максимальная нехватка комплектовщиков в eСommerce. Дефицит персонала в меньшей степени зафиксирован у компаний с более высоким уровнем заработной платы. Так, результаты опроса показывают, что компании готовы повышать зарплаты сотрудникам, чтобы избавиться от кадрового голода. Речь идет увеличении заработной платы на 50-80% от среднерыночного показателя. При этом повышение на уровне 10-20% не приносит положительного результата.

Высокий уровень зарплат в отрасли наблюдается у складских сотрудников в крупных предприятиях и e-commerce, наименьший - у логистических операторов и на производстве. Средняя заработная плата складских сотрудников в стране преимущественно находится в диапазоне 40-50 тыс. и 50-60 тыс. руб. по 24% соответственно. Эти данные развенчивают миф о том, уровень заработной платы операционного персонала на складах сегодня превысил 100 тыс. руб. Таких компаний-респондентов оказался 1%.

Вместе с тем компании, которые не выбрали для себя путь кардинального повышения заработной платы для борьбы с дефицитом персонала, решили сосредоточиться на автоматизации своих процессов. 30,2% готовы внедрять сортировочные системы, 25,8% -напольную роботизацию, 24% - конвейеры и 20% собираются внедрять роботов-штабелеров. Такие технологии в большей степени готовы внедрять крупные компании, работающие по всей стране.

"В логистике доля выполняемых сотрудниками рутинных операций - одна из самых высоких по сравнению с другими индустриями и сегментами бизнеса. Часто она может превосходить даже загруженность персонала в производственных процессах. При этом дефицит операционного персонала в логистике стал постоянной проблемой с 2020 года. Макроданные о демографии в стране, структурные изменения в экономике и массовый отток персонала в страны Центральной Азии, уровень доходов в которых операционного персонала приблизился к российскому, позволяют сделать прогноз о том, что сложившийся в этом году дефицит - это лишь начало тренда, который может привести к остановке темпов роста как отдельных предприятий, так и целых индустрий", - уверен руководитель исследования, доктор технических наук, исполнительный директор консалтинговой компании "КСЛ" Василий Демин.


Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.