Как российский eCommerce справляется с дефицитом персонала в логистике
Игорь Бахарев
Более 65% опрошенных российских компаний сообщают о дефиците операционного персонала для склада, в том числе на фоне увеличения товарооборота. Наиболее острая ситуация наблюдается с комплектовщиками и кладовщиками. Такие данные содержатся в результатах опроса ритейлеров, поставщиков и производителей, который провела консалтинговая компания КСЛ.
Опрос проводился среди более 450 компаний. Из числа респондентов в сфере ритейла 70,6% отметили, что товарооборот за последнее время увеличился. Для логистики это означает, как правило, пропорциональное увеличение ресурсов, в том числе персонала, на обработку товаропотоков.
В eСommerce о росте заявили 76% участников опроса, 8% сообщили о падении. Рост в дистрибьюции у 66,6%, о падении сообщили 23,7%. 60% респондентов из сырьевого и обрабатывающего промышленного производства также сообщили о росте, о падении - 15%. В производстве о росте сообщили 73,2% опрошенных и 15,4% - о падении; примерно такая же ситуация в 3PL: 73,8% заявили о росте и 13,9% - о падение товарооборота.
При этом у компаний, работающих на всей территории России, рост товарооборота оказался слабее, чем у тех, кто сфокусировался на отдельных регионах. Компании, у которых в этом году снизился товарооборот, считают, что падение в 2024-м будет не таким значительным.
Вместе с тем у 88% респондентов за последние полгода потребность в складах не изменилась, и только у 8,5% выросла. Примерно аналогичная ситуация с прогнозом на ближайшие полгода: у 82% респондентов потребность в складах не изменится, у 8% заложен рост, и у 10% - сокращение складских площадей.
Кадровый вопрос
Таким образом, ситуация на рынке способна лишь увеличить дефицит кадров до критических максимумов, при которых возникает угроза развитию и стабильному существованию бизнеса. Так, уже сейчас у 68,1% респондентов потребность в кадрах увеличилась. В лидерах роста потребности в персонале оказалась промышленность - 77,8%, eСommerce и 3PL - по 75% респондентов. Самая большая доля, у кого она не изменилась - компании до 100 человек.
О постоянном дефиците операционного персонала для склада заявили 65% респондентов - у них штат не заполнен на протяжении двух и более месяцев. Наибольшие проблемы с кадрами существуют в ритейле, у крупных компаний и тех, кто резко увеличил товарооборот. Лучше всего с дефицитом справляются логистические операторы.
Наиболее острый дефицит у компаний по комплектовщикам (23%) и кладовщикам (18%). Этот пункт отметили практически все крупные компании. Максимальная нехватка комплектовщиков в eСommerce. Дефицит персонала в меньшей степени зафиксирован у компаний с более высоким уровнем заработной платы. Так, результаты опроса показывают, что компании готовы повышать зарплаты сотрудникам, чтобы избавиться от кадрового голода. Речь идет увеличении заработной платы на 50-80% от среднерыночного показателя. При этом повышение на уровне 10-20% не приносит положительного результата.
Высокий уровень зарплат в отрасли наблюдается у складских сотрудников в крупных предприятиях и e-commerce, наименьший - у логистических операторов и на производстве. Средняя заработная плата складских сотрудников в стране преимущественно находится в диапазоне 40-50 тыс. и 50-60 тыс. руб. по 24% соответственно. Эти данные развенчивают миф о том, уровень заработной платы операционного персонала на складах сегодня превысил 100 тыс. руб. Таких компаний-респондентов оказался 1%.
Вместе с тем компании, которые не выбрали для себя путь кардинального повышения заработной платы для борьбы с дефицитом персонала, решили сосредоточиться на автоматизации своих процессов. 30,2% готовы внедрять сортировочные системы, 25,8% -напольную роботизацию, 24% - конвейеры и 20% собираются внедрять роботов-штабелеров. Такие технологии в большей степени готовы внедрять крупные компании, работающие по всей стране.
"В логистике доля выполняемых сотрудниками рутинных операций - одна из самых высоких по сравнению с другими индустриями и сегментами бизнеса. Часто она может превосходить даже загруженность персонала в производственных процессах. При этом дефицит операционного персонала в логистике стал постоянной проблемой с 2020 года. Макроданные о демографии в стране, структурные изменения в экономике и массовый отток персонала в страны Центральной Азии, уровень доходов в которых операционного персонала приблизился к российскому, позволяют сделать прогноз о том, что сложившийся в этом году дефицит - это лишь начало тренда, который может привести к остановке темпов роста как отдельных предприятий, так и целых индустрий", - уверен руководитель исследования, доктор технических наук, исполнительный директор консалтинговой компании "КСЛ" Василий Демин.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте