Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика
Игорь Бахарев
С развитием электронной коммерции требования к качеству обслуживания со стороны покупателей выросли — мы видим, как быстрая доставка становится приоритетом, отчего увеличивается роль транспортных компаний. Коммерческий директор Holding Finance Broker Дмитрий Угрюмов проанализировал ситуацию и рассказал, как изменился рынок автоперевозок под влиянием новых тенденций.
Чаще всего товары перевозят автотранспортом — это не только отечественная, но и мировая тенденция. Если взять структуру грузоперевозок по видам транспорта в России, то более 70% придется на автомобили, а на железную дорогу, которая занимает второе место по популярности, всего около 15%. Остальные 15% приходятся на воздушный и морской транспорт в совокупности.
С развитием маркетплейсов и ритейла увеличилось и количество транспортируемых грузов — в 2023 году коммерческие автоперевозки в нашей стране выросли на 12%, и эксперты отрасли прямо указывали, что это связано с увеличением производства потребительских товаров и развитием импортозамещения. Одновременно в России отмечен бум электронной коммерции — в 2023 году она показала общее увеличение на 23% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, но ее значения все еще отстают от общемировых. Так что есть поле для дальнейшего развития. В этом контексте автоперевозки пользуются все большим спросом — в 2023 году число доставок грузов для покупателей на маркетплейсах выросло на 104%.
Стабильная популярность автоперевозок, в первую очередь, объясняется скоростью доставки. Автомобили дают целый ряд преимуществ, который не может обеспечить никакой другой транспорт — оперативность, мобильность и возможность доставки и разгрузки «дверь в дверь». Это критически важно для двух развивающихся сегментов — продовольственной торговли и маркетплейсов. Если речь идет о продуктах питания, особенно скоропортящихся — фруктах, овощах, ягодах, сельскохозяйственных товаров, — то перевозка должна быть максимально быстрой, чтобы груз доехал свежим. Более того — опоздание даже на несколько часов обычно приводит к применению штрафных санкций. Заказы из маркетплейсов тоже необходимо доставлять в сжатые сроки, вне зависимости от погодных условий, дней недели, праздников и т.п. Чаще всего на автомобилях транспортируют небольшие и средние партии товара.
Поведение селлеров и интернет-магазинов тоже изменилось, а рост электронной коммерции привел к увеличению складских площадей. В большинстве регионов раньше располагался один склад, сегодня же количество терминалов в наиболее крупных возросло — опять-таки для того, чтобы уменьшить сроки доставки до конечного покупателя.
Преимущество скорости автоперевозок оценили и при доставке грузов из-за границы — в частности, Китая и стран СНГ. По последним данным, товарооборот между Китаем и Россией за первые четыре месяца 2024 года увеличился на 4,7%. Экспорт обуви из Китая вырос за 2023 год на 39%, а одежды — на 23%: немалая часть этой продукции затем реализуется через маркетплейсы и другие онлайн-площадки. Популярность автоперевозок из Поднебесной резко выросла за последние годы — несмотря на то, что такой вид доставки дороже, чем по железной дороге, он несомненно выигрывает по срокам. А спрос на перевозку грузов из Казахстана на склады маркетплейсов России увеличился на 192%.
Также отмечается увеличение поставок товаров в торговые сети, а в дискаунтерах рост и вовсе составил 20%.
Требования торговых сетей и покупателей к высокой скорости доставки напрямую сказались на ценах на автоперевозки — они подорожали, и хотя произошло это из-за совокупности факторов, но одной из главных причин стало то, что водители все чаще переходят на более быстрые и привлекательные внутригородские маршруты, отказываясь от многодневных рейсов через полстраны. Им выгоднее работать в пределах города — например, развозить товары из распределительного центра по пунктам выдачи маркетплейсов. Дефицит водителей в отрасли превышает 20%, а автоперевозки в среднем подорожали на 40%.
Без сомнения автотранспортировка грузов продолжит набирать обороты — этому способствует развитие онлайн-торговли в России. Интерес к дистанционным покупкам только укрепляется: объем трат россиян на маркетплейсах в 2023 году вырос в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, а число заказов увеличилось на 63%. Поэтому скорость доставки будет оставаться приоритетным фактором при грузоперевозках.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте