Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика

Игорь Бахарев

С развитием электронной коммерции требования к качеству обслуживания со стороны покупателей выросли — мы видим, как быстрая доставка становится приоритетом, отчего увеличивается роль транспортных компаний. Коммерческий директор Holding Finance Broker Дмитрий Угрюмов проанализировал ситуацию и рассказал, как изменился рынок автоперевозок под влиянием новых тенденций.

Чаще всего товары перевозят автотранспортом — это не только отечественная, но и мировая тенденция. Если взять структуру грузоперевозок по видам транспорта в России, то более 70% придется на автомобили, а на железную дорогу, которая занимает второе место по популярности, всего около 15%. Остальные 15% приходятся на воздушный и морской транспорт в совокупности.

С развитием маркетплейсов и ритейла увеличилось и количество транспортируемых грузов — в 2023 году коммерческие автоперевозки в нашей стране выросли на 12%, и эксперты отрасли прямо указывали, что это связано с увеличением производства потребительских товаров и развитием импортозамещения. Одновременно в России отмечен бум электронной коммерции — в 2023 году она показала общее увеличение на 23% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, но ее значения все еще отстают от общемировых. Так что есть поле для дальнейшего развития. В этом контексте автоперевозки пользуются все большим спросом — в 2023 году число доставок грузов для покупателей на маркетплейсах выросло на 104%.

Стабильная популярность автоперевозок, в первую очередь, объясняется скоростью доставки. Автомобили дают целый ряд преимуществ, который не может обеспечить никакой другой транспорт — оперативность, мобильность и возможность доставки и разгрузки «дверь в дверь». Это критически важно для двух развивающихся сегментов — продовольственной торговли и маркетплейсов. Если речь идет о продуктах питания, особенно скоропортящихся — фруктах, овощах, ягодах, сельскохозяйственных товаров, — то перевозка должна быть максимально быстрой, чтобы груз доехал свежим. Более того — опоздание даже на несколько часов обычно приводит к применению штрафных санкций. Заказы из маркетплейсов тоже необходимо доставлять в сжатые сроки, вне зависимости от погодных условий, дней недели, праздников и т.п. Чаще всего на автомобилях транспортируют небольшие и средние партии товара. 

Поведение селлеров и интернет-магазинов тоже изменилось, а рост электронной коммерции привел к увеличению складских площадей. В большинстве регионов раньше располагался один склад, сегодня же количество терминалов в наиболее крупных возросло — опять-таки для того, чтобы уменьшить сроки доставки до конечного покупателя.

Преимущество скорости автоперевозок оценили и при доставке грузов из-за границы — в частности, Китая и стран СНГ. По последним данным, товарооборот между Китаем и Россией за первые четыре месяца 2024 года увеличился на 4,7%. Экспорт обуви из Китая вырос за 2023 год на 39%, а одежды — на 23%: немалая часть этой продукции затем реализуется через маркетплейсы и другие онлайн-площадки. Популярность автоперевозок из Поднебесной резко выросла за последние годы — несмотря на то, что такой вид доставки дороже, чем по железной дороге, он несомненно выигрывает по срокам. А спрос на перевозку грузов из Казахстана на склады маркетплейсов России увеличился на 192%.

Также отмечается увеличение поставок товаров в торговые сети, а в дискаунтерах рост и вовсе составил 20%.

Требования торговых сетей и покупателей к высокой скорости доставки напрямую сказались на ценах на автоперевозки — они подорожали, и хотя произошло это из-за совокупности факторов, но одной из главных причин стало то, что водители все чаще переходят на более быстрые и привлекательные внутригородские маршруты, отказываясь от многодневных рейсов через полстраны. Им выгоднее работать в пределах города — например, развозить товары из распределительного центра по пунктам выдачи маркетплейсов. Дефицит водителей в отрасли превышает 20%, а автоперевозки в среднем подорожали на 40%.

Без сомнения автотранспортировка грузов продолжит набирать обороты — этому способствует развитие онлайн-торговли в России. Интерес к дистанционным покупкам только укрепляется: объем трат россиян на маркетплейсах в 2023 году вырос в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, а число заказов увеличилось на 63%. Поэтому скорость доставки будет оставаться приоритетным фактором при грузоперевозках.

Материал по теме

"Золотое яблоко" застроит Россию сетью ПВЗ

Материал по теме

Магнит Маркет удваивоил сеть пунктов выдачи заказов

Материал по теме

Как скорость доставки товаров повлияла на рынок автоперевозок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Приглашаем позавтракать с АЭРО!

Друзья, за последний год мы нередко проводили вечера вместе на митапах и решили, что пришло время вывести наши отношения на новый уровень и... вместе позавтракать! 28 июня мы с Rubbles приглашаем вас на би...

Запрос общества на развитие маркетплейсов: аналитика

Общественная роль маркетплейсов и дискуссия по вопросам их регулирования являются одним из основных сюжетов деловой повестки. Председатель Правительства России Михаил Мишустин поднял вопрос о дальнейшем рег...

Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Участники конференции Supply&Demand Planning Conference (Сколково) из "Пятерочки", "Магнита", "Яндекс.Маркет", "Объединенных пивоварен", NielsenIQ, "Юнилевер Русь" и других компаний-лидеров рынка представили св...

"Мы хотим создать экосистему-маркетплейс для развивающихся стран": Линар Хуснуллин (ex-KazanExpress) о своём новом проекте

1 августа в Казахстане стартует новый маркетплейс Teez, созданный основателем KazanExpress Линаром Хуснуллиным. Бизнесмен дал интервью, в котором рассказал о подробностях проекта.  Teez позиционирует...

Логистика для онлайн-магазинов: рейтинг по стоимости доставки

Основатель проекта Main Transport Роман Судоргин опубликовал результаты ежегодного рейтинга стоимости перевозки сборных грузов весом от 1 до 150 кг по России. Базой для рейтинга являются цены на доставку по 3,9...

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Аналитический центр НАФИ составил рейтинг факторов, формирующих доверие продавцам товаров и услуг  в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Основой вывод исследования: оказалось, что возможность получить полную...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.