Как покупки в социальных сетях меняют eСommerce

Игорь Бахарев

События 2020 года стали серьёзным тестом не только для всей мировой электронной коммерции, но и для рынка ритейла в целом. Селлеры откликнулись на многочисленные офлайн-ограничения активизацией новых каналов продаж, в частности, торговлей в соцсетях. Операционный директор партнерской сети ePN и кэшбэк-сервиса Backit Екатерина Донцова (Солягина) рассказывает о том, как поменялся социальный eCommerce в 2020 году.

За объяснениями причин происходящего не нужно ходить далеко: достигнутые за время пандемии показатели развития сегмента говорят сами за себя. В исследовании Data Insight можно увидеть, что, в 2020 году объем eСommerce вырос на 44% — до 3 триллионов рублей, а его доля в общем обороте торговли России оценивается АКИТ в 10-11%. 

Вместе с этим изоляционные ограничения открыли зону роста для еще одной ниши — для социальных сетей. Причем росли они всесторонне. Согласно отчету о состоянии цифровой сферы We Are Social и Hootsuite:

  • число пользователей выросло на 13%, это годовая прибавка в полмиллиарда или 1,3 миллиона новых аккаунтов в день 

  • экранное время тоже продолжило расти, теперь пользователь тратит в среднем 2 часа 25 минут в день. Глобально это время сильно отличается по странам: в лидерах Филиппины и Колумбия с показателями в 4 часа 15 минут и 3 часа 45 минут соответственно, а закрывает рейтинг Япония, жители которой тратят всего 51 минуту (и это с учетом роста на 13% за год). Российские же показатели выше средних всего на три минуты.

В этих условиях с притоком новых пользователей окреп и новый паттерн поискового поведения пользователей — 45% опрошенных во всем мире ищут необходимые товары и услуги сразу в социальных сетях. Для России эта цифра чуть меньше — 42%. 

Но что еще более привлекательно для бизнеса — это предпочтительный способ коммуникации с зумерами, которых хочет привлечь практически любой. Представители этой возрастной группы с еще большей вероятностью обратятся к соцсетям. 

Сам собой напрашивается вывод: если пользователи массово используют эту модель, значит экосистемы сетей уже способны или стремятся удовлетворить их потребности. 

Как это работает?

Инфосреда отвечает на запросы. Прийти на площадку ради коммуникации с брендом можно было уже давно. И если сейчас пользователи нуждаются в том, чтобы завершить эту цепочку сделкой, не выходя из приложения — эти возможности им тоже готовы предоставить. Что есть на сегодняшний день:

  • В WhatsApp теперь есть кнопка “Магазин”. Она появляется на месте иконки вызова при общении с бизнес-профилями и доступна к использованию по всему миру. Интегрировать ее могут аккаунты, использующие WhatsApp Business и имеющие каталог, но провести покупку напрямую пока не получится — можно только посмотреть

  • ВКонтакте превращается в супер-апп, внедряя инструменты социальной коммерции. Там уже можно отмечать теги товаров на любом виде контента и провести покупку полностью внутри приложения. И не только у локальных продавцов — во вкладке с мини-приложениями ждут ритейлеры и сервисы, уже подключившиеся к сети. Самый крупный из них — AliExpress

  • YouTube тоже претендует на роль торговой площадки и уже тестирует новые функции. Представители хостинга заявляют, что новый инструмент позволит совершать покупки прямо внутри него. Известно, что тесты ведутся с октября 2020 и затрагивают взаимодействия с бьюти-товарами и электроникой

  • TikTok интегрируется с Shopify, чтобы в будущем дать своим пользователям возможность делать покупки напрямую через приложение

  • Параллельно с тем же Shopify инициировали интеграцию Facebook и Instagram, чтобы продавцы, продвигающие в этих сетях товары, могли использовать платежную систему прямо внутри платформ. 

Это — отличное дополнение к уже имеющимся в Instagram шопинг тегам. По данным самой соцсети с ними ежемесячно взаимодействуют 130 миллионов человек. Даже с учетом того, что формально оплата проходит на стороннем ресурсе, это уже гораздо более функционально, чем специальная браузерная сессия для покупки. Как и еще более свежий Instagram Shop, этот функционал в России все еще недоступен.

Для русскоязычной аудитории в плане функциональности встроенных инструментов наиболее доступен ВКонтакте, но в общественном сознании в качестве площадки для репрезентации брендов прочнее закрепился Instagram. По утверждению представителей сети, 83% пользователей по всему миру используют ее для поиска продуктов и сервисов. 

Азиатский трендсеттинг же принес в e-commerce в соцсетях лайвстримы. По заявлению Publicis Commerce Greater China, презентация товара и мгновенные покупки по душе 80% процентам потребителей из Китая. Их используют в том числе и AliExpress, помогая тем самым переносить опыт в русскоязычное пространство. В числе первых включились Ozon, добавившие в свое мобильное приложение возможность стримить. 

Опыт ePN

Коммерческие проекты масштабируют свое присутствие в онлайне, пользователи — стремятся к “бесшовному” опыту и систематически делают выбор в пользу брендов, отвечающих на их запросы. Повышение заинтересованности к покупкам в соцсетях подтверждается и нашей внутренней статистикой: наблюдаем рост по обороту даже в тех каналах, где снижается количество кликов. Это дает нам основания предполагать, что и их качество меняется в лучшую сторону: целевых действий становится больше, тогда как раньше пользователи чаще предпочитали смотреть, а не покупать. 

При этом Instagram, который по данным Brand Analytics показывает наибольший прирост русскоязычных пользователей за 2020 год, стремится вверх по обоим показателям. И показывает куда более активный рост по обороту, чем площадки-конкуренты. 

Данные ePN по кликам из социальных сетей за 2019 и 2020 гг

Данные ePN по обороту из социальных сетей за 2019 и 2020 гг

Неуспех Facebook у наших пользователей в целом объясним его непопулярностью в России относительно других площадок. Отечественных пользователей там немного, всего 1,5% процента от общей массы, и проводят в сети они в среднем 9 минут в день (против 35 во ВКонтакте и 26 — в Instagram). В ТОП-10 ресурсов по популярности эта соцсеть также не попала, хотя ее часто используют в качестве дискуссионной площадки и канала коммуникации с профессиональными сообществами. Так или иначе, паттерн на покупки там наименее устойчив. Остальные же сети показывают оборот, растущий даже при снижении количества кликов. 

Покупательская активность перемещается в соцсети планомерно и уверенно, в том числе в российских реалиях, которые пока менее изобильны в плане встроенных инструментов для шопинга. Социально-экономические условия и усилия самих площадок стимулируют этот переход, позволяют провести его наиболее комфортно для пользователя, и наиболее быстро — для бизнеса. Общую тенденцию мы можем наблюдать уже сейчас: потребность в удовлетворении своих запросов внутри одного инфопространства оформилась в модель поведения, которая в ближайшие годы будет задавать вектор развития для eСommerce.



Материал по теме

Авито: россияне в среднем тратят 7000 рублей в месяц на онлайн-покупки

Материал по теме

Доля одежды и обуви в зарубежных заказах упала до 45%

Материал по теме

Рынок eСommerce достигнет 14,2 трлн рублей по итогам года: прогноз IBC Real Estate

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Сенаторы настаивают на ужесточении правил для маркетплейсов

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил вице-премьеру Дмитрию Григоренко ужесточить регулирование цифровых платформ. Инициатива направлена на закрытие право...

Российские покупатели бойкотируют завышенные цены

Более половины российских покупателей (54%) руководствуются внутренним ощущением "справедливой цены", отказываясь от покупки при ее превышении. Такие данные представили в совместном исследовании Яндекс и OR...

Ozon тестирует курьерскую доставку "по клику"

Курьерская доставка "по клику" стала новым фронтом конкуренции среди маркетплейсов. Ozon приступил к тестированию данного сервиса для заказов, поступающих в пункты выдачи. Пока услуга доступна лишь для поку...

Обновленный интерфейс Яндекс Лавки поможет быстрее находить нужные товары

Яндекс Лавка обновила мобильное приложение: впервые на главной странице основным сценарием стала рекомендательная лента товаров. Благодаря ML-моделям покупателям будет проще знакомиться с новинками сервиса ...

Почта России отказалась от интернета и паспортов для выдачи посылок

Почта России представила значимое обновление для мобильного приложения, внедрив функцию офлайн-генерации QR-кода для получения посылок. Это нововведение кардинально меняет клиентский опыт, позволяя получать...

Беспошлинный порог для маркетплейсов составит 200 евро

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на заседании 12 сентября утвердит новые правила для трансграничной электронной торговли. Ключевым изменением станет введение специального беспошлинного порога ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.