Как онлайн-ритейлерам справиться с предновогодней нагрузкой на доставку: советы от "Яндекс.Маршрутизация"

Игорь Бахарев

Новый год - традиционный пиковый период продаж для многих компаний. Однако рост продаж порождает и повышенную нагрузку на другие бизнес-процессы. Некоторые из них могут стать узким местом и даже свести всю прибыль к нулю. Один из таких процессов - доставка товаров, которая для соответствия клиентским ожиданиям должна быть своевременной и прозрачной. О том, как бизнесу справляться с пиковыми нагрузками на доставку в период предновогоднего ажиотажа рассказывает Данил Шелехов, руководитель логистической платформы "Яндекс.Маршрутизация". 

Что происходит во время предновогоднего периода 

Мы проанализировали, как растет новогодняя нагрузка на доставку и сравнили ее со скоростью ввода в строй новых курьеров. Статистика показывает, что уже к середине декабря рост спроса заметно опережает скорость добавления новых ресурсов. 

Это тот самый период, когда ритейлеру приходится использовать все инструменты для того, чтобы справиться с пиковой нагрузкой. Как правило, решение проблемы пикового спроса лежит в двух плоскостях — нужно уметь быстро найти дополнительные ресурсы, а также по максимуму использовать текущие ресурсы. 

Поиск дополнительных ресурсов на внешнем рынке 

Под конец 2020 года заметно снижение количества курьеров для быстрого найма - сказалась пандемия и рост спроса на доставку в течение всего года. Курьеров стараются сохранить даже в низкий сезон, равномерно распределяя нагрузку, так как уже обученный курьер, разделяющий ценности компании — идеальный вариант. 

Если вам удалось привлечь новых курьеров с рынка труда их нужно научить особенностям доставки и погрузить в процесс и существующие процедуры. Быстрее войти в рабочий темп и начать показывать эффективность позволяет автоматизация. 

Как правило речь идет о мобильных приложениях, где содержатся четкие инструкции по выполнению маршрута доставки. С помощью данных, получаемых с приложения, логист может одновременно контролировать всех курьеров и видеть статус доставки. Такая автоматизация помогает избежать зависимости от компетенций конкретного человека и снижает риски для бизнеса.

Что делать, если курьеров не хватает? В 2020 году появился тренд на так называемых облачных курьеров. Это ресурсы, которые позволяют справляться с краткосрочными пиками спроса - они появляются из “облака” на короткий промежуток времени и в нужном количестве, в отличии от маркетплейсов и логистических компаний, которые предлагают долгосрочное сотрудничество. 

Поставщиками таких курьеров стали новые игроки на рынке логистики - например, агрегаторы такси. Сегодня вы можете подписать договор с одним из агрегаторов и заказать требуемое количество машин (водители выступают курьерами) так же быстро, как и обычное такси. 

Поиск дополнительных ресурсов внутри компании 

Другой блок задач связан с оптимизацией уже имеющихся ресурсов. Анализируя доставки многих бизнесов мы видим, что средняя утилизация, то есть использование одной машины, составляет 60-70%, тогда как в хорошо построенной системе утилизация может доходить до 80%. Если повысить эффективность использования каждой имеющейся машины, то это станет весомым фактором экономии и поможет высвободить ресурсы.

Практика показывает, что низкая утилизация чаще всего связана с классическим методом планирования маршрутов - по зонам и районам. При такой схеме за каждой зоной закрепляется определенное количество машин. Эта схема хуже всего приспособлена к периодам повышенного спроса, поэтому мы рекомендуем сменить схему планирования на динамическое планирование, которое подбирает оптимальное количество транспорта и старается по максимуму утилизировать использование каждой машины. 

Динамическая маршрутизация позволяет уплотнить маршруты на 10-20%, что может стать настоящим спасением в периоды пиковой нагрузки. Так, в среднем маршрут курьера состоит из 25 точек. Для доставки 1000 заказов в этом случае потребуется около 40 машин. Если за счет алгоритмов получится увеличить количество точек на маршруте до 28-30, то это даст экономию в 5-10 машин, которые можно выделить для доставки других заказов. 

Меняя схему планирования не забудьте одновременно пересмотреть мотивацию персонала, которому придется менять свои привычные процессы. Как правило, ритейл переходит на комбинированную схему оплаты “километраж - количество точек”, чтобы получить справедливую оплату труда. Хорошо мотивирует прозрачность и заранее понятная сумма, которую сможет заработать курьер — спланировав маршрут можно тут же рассчитать сумму, которая получится при правильном выполнении доставки.

Как не потерять на пиковых нагрузках

  1. Задействуйте дополнительные ресурсы правильно. Не бойтесь пользоваться новыми решениями, которые предлагают краткосрочные ресурсы для доставки. 

  2. Проанализируйте текущие ресурсы. Увеличения плотности маршрута может быть достаточно для того, чтобы сгладить нагрузку на доставку. 

  3. Пересмотрите схему планирования маршрутов. Главное правило - быть гибче при построении маршрутов.

  4. Пересмотрите систему мотивации курьеров. От работы персонала в периоды пиковых нагрузок зависит 50% результата. 

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.