Как онлайн-ритейлерам справиться с предновогодней нагрузкой на доставку: советы от "Яндекс.Маршрутизация"

Игорь Бахарев

Новый год - традиционный пиковый период продаж для многих компаний. Однако рост продаж порождает и повышенную нагрузку на другие бизнес-процессы. Некоторые из них могут стать узким местом и даже свести всю прибыль к нулю. Один из таких процессов - доставка товаров, которая для соответствия клиентским ожиданиям должна быть своевременной и прозрачной. О том, как бизнесу справляться с пиковыми нагрузками на доставку в период предновогоднего ажиотажа рассказывает Данил Шелехов, руководитель логистической платформы "Яндекс.Маршрутизация". 

Что происходит во время предновогоднего периода 

Мы проанализировали, как растет новогодняя нагрузка на доставку и сравнили ее со скоростью ввода в строй новых курьеров. Статистика показывает, что уже к середине декабря рост спроса заметно опережает скорость добавления новых ресурсов. 

Это тот самый период, когда ритейлеру приходится использовать все инструменты для того, чтобы справиться с пиковой нагрузкой. Как правило, решение проблемы пикового спроса лежит в двух плоскостях — нужно уметь быстро найти дополнительные ресурсы, а также по максимуму использовать текущие ресурсы. 

Поиск дополнительных ресурсов на внешнем рынке 

Под конец 2020 года заметно снижение количества курьеров для быстрого найма - сказалась пандемия и рост спроса на доставку в течение всего года. Курьеров стараются сохранить даже в низкий сезон, равномерно распределяя нагрузку, так как уже обученный курьер, разделяющий ценности компании — идеальный вариант. 

Если вам удалось привлечь новых курьеров с рынка труда их нужно научить особенностям доставки и погрузить в процесс и существующие процедуры. Быстрее войти в рабочий темп и начать показывать эффективность позволяет автоматизация. 

Как правило речь идет о мобильных приложениях, где содержатся четкие инструкции по выполнению маршрута доставки. С помощью данных, получаемых с приложения, логист может одновременно контролировать всех курьеров и видеть статус доставки. Такая автоматизация помогает избежать зависимости от компетенций конкретного человека и снижает риски для бизнеса.

Что делать, если курьеров не хватает? В 2020 году появился тренд на так называемых облачных курьеров. Это ресурсы, которые позволяют справляться с краткосрочными пиками спроса - они появляются из “облака” на короткий промежуток времени и в нужном количестве, в отличии от маркетплейсов и логистических компаний, которые предлагают долгосрочное сотрудничество. 

Поставщиками таких курьеров стали новые игроки на рынке логистики - например, агрегаторы такси. Сегодня вы можете подписать договор с одним из агрегаторов и заказать требуемое количество машин (водители выступают курьерами) так же быстро, как и обычное такси. 

Поиск дополнительных ресурсов внутри компании 

Другой блок задач связан с оптимизацией уже имеющихся ресурсов. Анализируя доставки многих бизнесов мы видим, что средняя утилизация, то есть использование одной машины, составляет 60-70%, тогда как в хорошо построенной системе утилизация может доходить до 80%. Если повысить эффективность использования каждой имеющейся машины, то это станет весомым фактором экономии и поможет высвободить ресурсы.

Практика показывает, что низкая утилизация чаще всего связана с классическим методом планирования маршрутов - по зонам и районам. При такой схеме за каждой зоной закрепляется определенное количество машин. Эта схема хуже всего приспособлена к периодам повышенного спроса, поэтому мы рекомендуем сменить схему планирования на динамическое планирование, которое подбирает оптимальное количество транспорта и старается по максимуму утилизировать использование каждой машины. 

Динамическая маршрутизация позволяет уплотнить маршруты на 10-20%, что может стать настоящим спасением в периоды пиковой нагрузки. Так, в среднем маршрут курьера состоит из 25 точек. Для доставки 1000 заказов в этом случае потребуется около 40 машин. Если за счет алгоритмов получится увеличить количество точек на маршруте до 28-30, то это даст экономию в 5-10 машин, которые можно выделить для доставки других заказов. 

Меняя схему планирования не забудьте одновременно пересмотреть мотивацию персонала, которому придется менять свои привычные процессы. Как правило, ритейл переходит на комбинированную схему оплаты “километраж - количество точек”, чтобы получить справедливую оплату труда. Хорошо мотивирует прозрачность и заранее понятная сумма, которую сможет заработать курьер — спланировав маршрут можно тут же рассчитать сумму, которая получится при правильном выполнении доставки.

Как не потерять на пиковых нагрузках

  1. Задействуйте дополнительные ресурсы правильно. Не бойтесь пользоваться новыми решениями, которые предлагают краткосрочные ресурсы для доставки. 

  2. Проанализируйте текущие ресурсы. Увеличения плотности маршрута может быть достаточно для того, чтобы сгладить нагрузку на доставку. 

  3. Пересмотрите схему планирования маршрутов. Главное правило - быть гибче при построении маршрутов.

  4. Пересмотрите систему мотивации курьеров. От работы персонала в периоды пиковых нагрузок зависит 50% результата. 

Материал по теме

Максмарт расширяет логистическую сеть по России

Материал по теме

М.Видео запустила круглосуточную доставку товаров через Яндекс Маркет

Материал по теме

"Магнит Маркет" расширяет сеть пунктов выдачи заказов в сельской местности

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Самые азартные игроки eCommerce сделали свой прогноз

12 сентября на площадке New Retail Forum прошла бизнес-аналитическая игра "ЧТО? ГДЕ? E-COM!" для самых азартных лидеров электронной торговли Более 60 участников собрались получить свежие исследов...

95% россиян читают отзывы перед тем, как сделать онлайн-покупку

По данным исследования, проведенного экспертами Авито, 95% людей, регулярно пользующихся интернетом, при выборе товаров и услуг опираются на отзывы. Согласно опросу всегда читают отзывы 68% интернет-п...

Мобильные приложения завоевывают рынок онлайн-торговли в России

Россияне все чаще предпочитают совершать покупки в мобильных приложениях, свидетельствуют результаты опроса проведенного международным логистическим оператором СДЭК.  Почти треть опрошенных россиян с...

Ozon меняет условия работы с возвратами

Ozon изменил правила работы с возвратами товаров для курьеров и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) для сокращения потерь при перевозке на сортировочные центры. Теперь ПВЗ должны сканировать каждый товар, к...

"Эксмо-АСТ" может за долги отобрать домен "Лабиринта"

Крупнейшая российская издательская группа "Эксмо-АСТ" и крупнейший книжный интернет-магазин "Лабиринт" достигли соглашения о реструктуризации задолженности последнего. Подробности сделки не разглашаются, ...

Ozon и Мегамаркет отчитались о работе региональных витрин

Ozon и Мегамаркет зафиксировали значительный рост интереса покупателей к товарам российского производства. Компании рассказали о результатах проектов "Сделано в России", которые они независимо друг от друга...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.