Как онлайн-ритейлерам справиться с предновогодней нагрузкой на доставку: советы от "Яндекс.Маршрутизация"

Игорь Бахарев

Новый год - традиционный пиковый период продаж для многих компаний. Однако рост продаж порождает и повышенную нагрузку на другие бизнес-процессы. Некоторые из них могут стать узким местом и даже свести всю прибыль к нулю. Один из таких процессов - доставка товаров, которая для соответствия клиентским ожиданиям должна быть своевременной и прозрачной. О том, как бизнесу справляться с пиковыми нагрузками на доставку в период предновогоднего ажиотажа рассказывает Данил Шелехов, руководитель логистической платформы "Яндекс.Маршрутизация". 

Что происходит во время предновогоднего периода 

Мы проанализировали, как растет новогодняя нагрузка на доставку и сравнили ее со скоростью ввода в строй новых курьеров. Статистика показывает, что уже к середине декабря рост спроса заметно опережает скорость добавления новых ресурсов. 

Это тот самый период, когда ритейлеру приходится использовать все инструменты для того, чтобы справиться с пиковой нагрузкой. Как правило, решение проблемы пикового спроса лежит в двух плоскостях — нужно уметь быстро найти дополнительные ресурсы, а также по максимуму использовать текущие ресурсы. 

Поиск дополнительных ресурсов на внешнем рынке 

Под конец 2020 года заметно снижение количества курьеров для быстрого найма - сказалась пандемия и рост спроса на доставку в течение всего года. Курьеров стараются сохранить даже в низкий сезон, равномерно распределяя нагрузку, так как уже обученный курьер, разделяющий ценности компании — идеальный вариант. 

Если вам удалось привлечь новых курьеров с рынка труда их нужно научить особенностям доставки и погрузить в процесс и существующие процедуры. Быстрее войти в рабочий темп и начать показывать эффективность позволяет автоматизация. 

Как правило речь идет о мобильных приложениях, где содержатся четкие инструкции по выполнению маршрута доставки. С помощью данных, получаемых с приложения, логист может одновременно контролировать всех курьеров и видеть статус доставки. Такая автоматизация помогает избежать зависимости от компетенций конкретного человека и снижает риски для бизнеса.

Что делать, если курьеров не хватает? В 2020 году появился тренд на так называемых облачных курьеров. Это ресурсы, которые позволяют справляться с краткосрочными пиками спроса - они появляются из “облака” на короткий промежуток времени и в нужном количестве, в отличии от маркетплейсов и логистических компаний, которые предлагают долгосрочное сотрудничество. 

Поставщиками таких курьеров стали новые игроки на рынке логистики - например, агрегаторы такси. Сегодня вы можете подписать договор с одним из агрегаторов и заказать требуемое количество машин (водители выступают курьерами) так же быстро, как и обычное такси. 

Поиск дополнительных ресурсов внутри компании 

Другой блок задач связан с оптимизацией уже имеющихся ресурсов. Анализируя доставки многих бизнесов мы видим, что средняя утилизация, то есть использование одной машины, составляет 60-70%, тогда как в хорошо построенной системе утилизация может доходить до 80%. Если повысить эффективность использования каждой имеющейся машины, то это станет весомым фактором экономии и поможет высвободить ресурсы.

Практика показывает, что низкая утилизация чаще всего связана с классическим методом планирования маршрутов - по зонам и районам. При такой схеме за каждой зоной закрепляется определенное количество машин. Эта схема хуже всего приспособлена к периодам повышенного спроса, поэтому мы рекомендуем сменить схему планирования на динамическое планирование, которое подбирает оптимальное количество транспорта и старается по максимуму утилизировать использование каждой машины. 

Динамическая маршрутизация позволяет уплотнить маршруты на 10-20%, что может стать настоящим спасением в периоды пиковой нагрузки. Так, в среднем маршрут курьера состоит из 25 точек. Для доставки 1000 заказов в этом случае потребуется около 40 машин. Если за счет алгоритмов получится увеличить количество точек на маршруте до 28-30, то это даст экономию в 5-10 машин, которые можно выделить для доставки других заказов. 

Меняя схему планирования не забудьте одновременно пересмотреть мотивацию персонала, которому придется менять свои привычные процессы. Как правило, ритейл переходит на комбинированную схему оплаты “километраж - количество точек”, чтобы получить справедливую оплату труда. Хорошо мотивирует прозрачность и заранее понятная сумма, которую сможет заработать курьер — спланировав маршрут можно тут же рассчитать сумму, которая получится при правильном выполнении доставки.

Как не потерять на пиковых нагрузках

  1. Задействуйте дополнительные ресурсы правильно. Не бойтесь пользоваться новыми решениями, которые предлагают краткосрочные ресурсы для доставки. 

  2. Проанализируйте текущие ресурсы. Увеличения плотности маршрута может быть достаточно для того, чтобы сгладить нагрузку на доставку. 

  3. Пересмотрите схему планирования маршрутов. Главное правило - быть гибче при построении маршрутов.

  4. Пересмотрите систему мотивации курьеров. От работы персонала в периоды пиковых нагрузок зависит 50% результата. 

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кто и как зарабатывает на ритейл рынке, узнайте на UPGRADE Retail Весна 2024

Приглашаем вас на UPGRADE Retail Весна 2024! 3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь...

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

"Точка Любви" — одна из крупнейших сетей магазинов товаров для взрослых в России. Сегодня это несколько франчайзинговых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пензе, Сочи, Краснодаре, интернет-...

МТС запустила первый экосистемный магазин

Цифровая экосистема "МТС" открыла магазин нового формата с фокусом на цифровые решения компании. Пилотный проект запущен в Москве в ТЦ "Океания".  Площадь нового магазина составляет более 250 м², что практ...

Восьмая MarTech-конференция Retention Day пройдет в Москве

25 апреля в Москва-Сити состоится восьмая конференция Retention Day, посвященная развитию маркетинговых технологий в e-commerce. Мероприятие соберет ведущих игроков рынка электронной коммерции, чтобы обсудит...

Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat

На Яндекс Маркете покупатели теперь могут заказать велосипеды Raskat — это новый бренд маркетплейса. Они прочные, лёгкие и созданы специально для передвижения по городу. На таком велосипеде можно смело съез...

В Мультимедиа Арт Музее откроется кафе от Яндекс Лавки

В Москве в Мультимедиа Арт Музее откроется кафе Яндекс Лавки. В пространстве можно будет отдохнуть, перекусить и, например, провести время с друзьями после посещения выставки. Это первое постоянное кафе Янд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.