Покупка и продажа интернет-магазина: как оценить его стоимость?

Игорь Бахарев

Даниил Ткачев, управляющий партнер консалтингового агентства BGMT, написал для E-pepper колонку, посвященную нюансам оценки действующих интернет-магазинов. 

Даниил Ткачев, управляющий партнер консалтингового агентства BGMT

Стоимость любого бизнеса – это дисконтированное количество денег, которое бизнес принесет в будущем. И вот это "в будущем" зависит от отрасли, специфики самого бизнеса, его возраста и макроэкономических условий.

Классикой считается оценка стоимости бизнеса по показателю P/E (price/earnings), т.е. цена/доходы, где цена – это капитализация, а доходы – это, как правило, нераспределенная прибыль. Однако, на практике, этот показатель применяется редко. Цена компании определяется в процессе торга, причем аргументы сторон сделки часто носят несистемный или даже эмоциональный характер.

Если посмотреть на цены заявок владельцев интернет-магазинов на любом ресурсе, где продаются такие бизнесы, никакой системы не обнаруживается.

Продается интернет-магазин, которому 3 года. С точки зрения инвестиционного менеджера, такой бизнес должен иметь больше перспектив быть проданным за кругленькую сумму, чем новый бизнес. Однако заявленная цена составляет всего 1,5 месячные чистые прибыли. Другим словами, P/E=0,125. У других интернет-магазинов, выставленных на продажу, P/E от 1 до 3.

Как же оценить реальную стоимость интернет-магазина и риски, связанные с его приобретением?

Можно считать по объему работ, которые были затрачены на создание и раскрутку. В некоторых объявлениях есть такие пометки: "на создание и раскрутку было потрачено 1 млн руб. Цена магазина 2 млн руб. Чистая прибыль 1 млн руб. в год." (тут P/E=2). Такой подход к оценке стоимости также не совсем корректен в сфере интернет-бизнеса, хотя корректен при оценке стоимости недвижимости.

Во-первых, если у владельца это первый интернет-бизнес, логично предположить, что в ходе раскрутки были допущены ошибки, т.е. владелец явно потратил больше, чем нужно. В последнем случае, если строительство дома обошлось в 1 млн руб., его логично продавать за 2 млн руб. или даже больше, так как в данном случае на стоимость влияет цена земли и перспективы заработать на данном объекте, сдавая его в аренду.

Во-вторых, если стоимость строительных материалов и растет во времени (играют роль ставка дисконтирования и инфляция), то стоимость создания интернет-магазина на самом деле падает, причем довольно стремительно. Если 10 лет назад, чтобы создать интернет-магазин, надо было привлекать к работе команду специалистов, которая разрабатывала движок и дизайн с нуля, то 5 лет назад уже можно было использовать труд одного программиста, который просто развернет open-sourse движок, и одного дизайнера на полставки, который отшлифует готовый шаблон.

Сейчас, вместо того, чтобы покупать сотню-другую чевловеко-часов для разработки серверной части, можно использовать SaaS, которые на один-два порядка дешевле как с точки зрения создания, так и с точки зрения владения.

Оценка стоимости интернет-магазина, основанная на объеме затрат, не дает объективную оценку стоимости.

Наиболее целесообразно для оценки стоимости интернет-магазина применять метод оценки будущих поступлений от имеющейся базы покупателей. Впрочем, и здесь не все гладко.

Рассмотрим пример:

Вам предлагают купить действующий интернет-магазин обуви. Всего за 2 года работы такой интернет-магазин собрал базу в 10000 человек, из которых 6000 купили товар, а 4000 человек находятся в статусе "горячие потенциальные покупатели", которые с вероятностью 30% купят что-либо в течение года:

4000*30% = 1200 покупателей

Другие 6 000 человек могут совершить повторную покупку с аналогичной вероятностью:

6000*30% = 1800 покупателей

Итого: у вас есть база покупателей в количестве 1800+1200=3000 человек, которые в течение года совершат покупку.

Если средний чек 5 000 руб., то вы можете ожидать выручку в размере 15 млн руб.:

5 000 руб./чел. * 3000 чел = 15 млн руб.

Допустим, доля себестоимости в среднем чеке составит 50%, таким образом валовая прибыль (выручка минус себестоимость) будет 7,5 млн руб.

Теперь из этой суммы надо вычесть операционные расходы:

  • 30 000 руб./мес – телефонный оператор
  • 30 000 руб./мес – менеджер заказов
  • 80 000 руб./мес – управляющий интернет-магазина
  • 100 тыс. руб./мес – на рекламу
  • 50 000 руб./мес – офис и прочие расходы.

Итого: 30+30+80+100+50 = 290 тыс. руб. в месяц. В год – это 3480 тыс. руб.

Еще налоги (если грубо по УСН 15%): (15 000 – 7500 – 3480)*15% = 603 тыс. руб.

Теоретическая годовая прибыль такого магазина будет 7 500 тыс. руб. – 3480 тыс. руб. – 603 тыс. руб. = 3417 тыс. руб. (3,4 млн)

В любом нормальном бизнесе такая оценка вполне могла бы быть принята за основу стоимости.

Но есть ряд нюансов. Есть риски.

Во-первых, это макроэкономические факторы. В частности, это покупательная способность населения. Как она изменилась и изменится за последующие 1-2 года?

Во-вторых, трендовость товара. Многие интернет-магазины, которые выжили в первые 2 года и стали успешными, как правило, "выехали" на товарах, к которым есть повышенный интерес и есть дефицит офлайновых продавцов. Соответственно, тут вопрос: есть ли предпосылки к тому, что продаваемый товар будет пользоваться таким же спросом, как и раньше?

В-третьих, по мере роста конкуренции на рынке онлайн торговли растет и стоимость трафика. Это значит, что более сильные участники будут играть на повышение стоимости рекламы с тем, чтобы выдавить мелких конкурентов. Многие ниши, в частности, игрушки, электроника, услуги, уже имеют запредельно высокую стоимость трафика (до 10 долл. за переход), что при конверсии 1% даст удельную стоимость продажи вплоть до 1000 долл.

Следовательно, при покупке интернет-магазина нужно оценить: какие перспективы у стоимости трафика? Возможно для того, чтобы выполнить план продаж, нужно будет учесть вероятность увеличения расходов на рекламу в несколько раз. В данном примере, если расходы на маркетинг увеличатся со 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. в месяц, годовые операционные расходы увеличатся до 4680 тыс. руб., а чистая прибыль упадет до 2217 тыс. руб.

Еще один немаловажный фактор – техническое состояние интернет-магазина. Если рассматриваемый объект создавался два года назад, возможно он устарел, как с технической точки зрения, так и с эстетической. Значит нужно будет вложиться в редизайн сайта.

Более серьезные риски – не исключено, что сотрудники "прикипели" к бывшему владельцу и инвестору придется создавать команду заново. Это значит, что какое-то время бизнес будет "пробуксовывать" – увеличатся возвраты, снизится оборачиваемость склада и так далее.

Также необходимо учесть, что за те два года, сколько существовал приобретаемый интернет-магазин, в эту нишу могли выйти крупные игроки с более высоким качеством обслуживания, низкими ценами и более опытными маркетологами. В таком случае перспективность вложений будет зависеть от намерений крупного игрока занять солидную долю в вашей будущей нише.

Ну и наконец, амортизация. Если продаваемый интернет-магазин продается с оргтехникой, то нужно оценить степень износа, а значит и вычесть из стоимости бизнеса расходы, которые потребуются на техническое перевооружение.

Резюмируя все это, в рассматриваемом примере разумная стоимость интернет-магазина с потенциальным годовым оборотом в размере 15 млн руб. (или 1,25 млн руб. в месяц) не превысит 2,6 млн руб., что равно его выручке за два месяца.


Материал по теме

"Яндекс.Маркет" меняет систему формирования рейтингов магазинов

Материал по теме

Клиентские сервисы в онлайн-торговле: обзор ТОП-100 крупнейших магазинов

Материал по теме

Продажи готовых интернет-магазинов выросли на треть

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.