Инфраструктура в обмен на убыток: чем закончился 2017 год для "Утконоса"
Игорь Бахарев
Выручка операционной структуры ритейлера (компания "Новый импульс-50") в прошлом году выросла всего на 23,5% - до 8,299 млрд рублей. Для сравнения: год назад рост составлял 27%.
При этом существенно вырос убыток. В 2017 году он составил 933,1 млн рублей. Годом раньше был всего 763,06 млн рублей. В результате чистый убыток составил 752,03 млн рублей по сравнению с прибылью в размере 343,16 млн рублей по итогам 2016 года.
Инфраструктура ввергла в убытки
Как говорят эксперты, вероятнее всего, причина столь низких показателей кроется в том, что компания весь год вкладывалась в инфраструктуру. Напомним, что в августе прошлого года она заключила соглашение с девелопером складской недвижимости "Логопарк девелопмент". Для онлайн-магазина будет возведен офисно-складской комплекс на 70 000 кв. метров.Генеральный директор "Утконос" Бахтин Максим обращает внимание на то, что те магазины, которые не вкладываются в свои распределительные центры, а собирают заказы в магазине, потом несут "фантастические" операционные затраты. В "Утконосе" поняли, что на существующем складе не могут достичь того уровня операционных затрат, который необходим для того, чтобы давать покупателю хорошую цену и быстро расти.
Сейчас на складах "Утконоса" обрабатывается порядка 8 тысяч в сутки заказов, а новые мощности позволят перейти на обработку до 25 тысяч в сутки.
Впрочем, даже с такими гигантскими инвестициями для дальнейшего роста "Утконосу" потребуются новые площади.
"Мы сейчас закрываем ближайшие два-три года роста и дальше нам будет необходимо открывать еще один центр. На самом деле мы верим рынок, но мы не считаем, что в этот рынок нам сейчас нужно еще дополнительно вкладывать, расти еще быстрее до того момента, пока мы не можем обеспечить себя качественной логистикой и качественным fulfilment", - говорит Бахтин.
По словам Бахтина, принятое "Утконосом" несколько лет назад решение закрыть все традиционные магазины было ошибкой.
"Теперь мы пытаемся вернуться обратно в офлайн, но делаем это уже с помощью других инструментов, - таких, как постаматы и продуктоматы", - рассказал он. Осенью прошлого года компания договорилась о том, что будет выгружать продукты питания в автоматические терминалы PickPoint.
"Офлайн-сеть помогала "Утконосу" решать задачу "последней мили" именно как последнюю милю, т.е. логистика была построена не по принципу звезды а по принципу фрактала. Учитывая, что львиную долю их доставок делали мелкие партнёры, это было важно и полезно. Если бы я сейчас входил на рынок онлайн-продажи продуктов, я бы делал фрактал, он упрощает требования к температурным зонам при транспортировке. За час можно отвезти в микрорайоне вокруг 3-5 заказов, и заморозку и охлаждёнку достаточно положить в термопакеты.
Но всё равно это был бы не мультиченнел, а заточено под доставку. А в точках на месте была бы только "кассовая зона", т.е. для спонтанных покупок или товаров неэластичного спроса типа хлеба", - рассказывает исполнительный директор Оборот.ру Иван Кургузов.
Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский полагает, что падение темпов продаж в 2017 году связаны с выходом на рынок E-Grocery новых игроков, интернет-магазинов "Перекресток", "Гиперглобус", "Ашан", Озон и других. "Часть клиентов перешли к конкурентам. К тому же "Утконос" сменил генерального директора и половину топ-менеджеров, что, конечно, также сказалось на результатах", - добавляет эксперт.
Новые изменения
В апреле 2018 года в апреле Бахтин объявил о том, что компания полностью меняет структуру бизнеса. "Мы сейчас "Утконос" очень сильно перестраиваем, по большому счету, занимаемся перезапуском бизнеса, по практически каждой из функций", - рассказал он. По его словам, обновленная платформа "Утконоса" будет больше похожа на классический гипермаркет - "с магазинами, которые находятся внутри, в прикассовой зоне".Увы, новые изменения, впрочем, пока не принесли большого успеха. "Компания совершила ряд существенных изменений в коммерческой политике. В частности, был сокращен ассортимент, увеличены цены. Кроме того, в "Утконосе" переработали политику промо-акций. В результате продажи значительно упали. Сейчас эти изменения корректируются, промо-акций будет больше. Компания открывает новый современный распределительный центр на севере Москвы. Весьма вероятно, что бессменный лидер московского рынка eGrocery вернет свои позиции", - говорит Воскресенский.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте