Инфраструктура в обмен на убыток: чем закончился 2017 год для "Утконоса"

Игорь Бахарев
Онлайн-ритейлер "Утконос" в 2017 году замедлил рост выручки и снова стал убыточным, сообщает "Финмаркет" со ссылкой на данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс".

Выручка операционной структуры ритейлера (компания "Новый импульс-50") в прошлом году выросла всего на 23,5% - до 8,299 млрд рублей. Для сравнения: год назад рост составлял 27%.

При этом существенно вырос убыток. В 2017 году он составил 933,1 млн рублей. Годом раньше был всего 763,06 млн рублей. В результате чистый убыток составил 752,03 млн рублей по сравнению с прибылью в размере 343,16 млн рублей по итогам 2016 года.

Инфраструктура ввергла в убытки

Как говорят эксперты, вероятнее всего, причина столь низких показателей кроется в том, что компания весь год вкладывалась в инфраструктуру. Напомним, что в августе прошлого года она заключила соглашение с девелопером складской недвижимости "Логопарк девелопмент". Для онлайн-магазина будет возведен офисно-складской комплекс на 70 000 кв. метров.

Генеральный директор "Утконос" Бахтин Максим обращает внимание на то, что те магазины, которые не вкладываются в свои распределительные центры, а собирают заказы в магазине, потом несут "фантастические" операционные затраты. В "Утконосе" поняли, что на существующем складе не могут достичь того уровня операционных затрат, который необходим для того, чтобы давать покупателю хорошую цену и быстро расти.

Сейчас на складах "Утконоса" обрабатывается порядка 8 тысяч в сутки заказов, а новые мощности позволят перейти на обработку до 25 тысяч в сутки.

Впрочем, даже с такими гигантскими инвестициями для дальнейшего роста "Утконосу" потребуются новые площади.

"Мы сейчас закрываем ближайшие два-три года роста и дальше нам будет необходимо открывать еще один центр. На самом деле мы верим рынок, но мы не считаем, что в этот рынок нам сейчас нужно еще дополнительно вкладывать, расти еще быстрее до того момента, пока мы не можем обеспечить себя качественной логистикой и качественным fulfilment", - говорит Бахтин.

По словам Бахтина, принятое "Утконосом" несколько лет назад решение закрыть все традиционные магазины было ошибкой.

"Теперь мы пытаемся вернуться обратно в офлайн, но делаем это уже с помощью других инструментов, - таких, как постаматы и продуктоматы", - рассказал он. Осенью прошлого года компания договорилась о том, что будет выгружать продукты питания в автоматические терминалы PickPoint.

"Офлайн-сеть помогала "Утконосу" решать задачу "последней мили" именно как последнюю милю, т.е. логистика была построена не по принципу звезды а по принципу фрактала. Учитывая, что львиную долю их доставок делали мелкие партнёры, это было важно и полезно. Если бы я сейчас входил на рынок онлайн-продажи продуктов, я бы делал фрактал, он упрощает требования к температурным зонам при транспортировке. За час можно отвезти в микрорайоне вокруг 3-5 заказов, и заморозку и охлаждёнку достаточно положить в термопакеты.

Но всё равно это был бы не мультиченнел, а заточено под доставку. А в точках на месте была бы только "кассовая зона", т.е. для спонтанных покупок или товаров неэластичного спроса типа хлеба", - рассказывает исполнительный директор Оборот.ру Иван Кургузов.

Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский полагает, что падение темпов продаж в 2017 году связаны с выходом на рынок E-Grocery новых игроков, интернет-магазинов "Перекресток", "Гиперглобус", "Ашан", Озон и других. "Часть клиентов перешли к конкурентам. К тому же "Утконос" сменил генерального директора и половину топ-менеджеров, что, конечно, также сказалось на результатах", - добавляет эксперт.

Новые изменения

В апреле 2018 года в апреле Бахтин объявил о том, что компания полностью меняет структуру бизнеса. "Мы сейчас "Утконос" очень сильно перестраиваем, по большому счету, занимаемся перезапуском бизнеса, по практически каждой из функций", - рассказал он. По его словам, обновленная платформа "Утконоса" будет больше похожа на классический гипермаркет - "с магазинами, которые находятся внутри, в прикассовой зоне".

Увы, новые изменения, впрочем, пока не принесли большого успеха. "Компания совершила ряд существенных изменений в коммерческой политике. В частности, был сокращен ассортимент, увеличены цены. Кроме того, в "Утконосе" переработали политику промо-акций. В результате продажи значительно упали. Сейчас эти изменения корректируются, промо-акций будет больше. Компания открывает новый современный распределительный центр на севере Москвы. Весьма вероятно, что бессменный лидер московского рынка eGrocery вернет свои позиции", - говорит Воскресенский.
Материал по теме

Сервис Grow Food запустил блинобота

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Сенатор предложил создать федеральный реестр курьеров для повышения безопасности на дорогах

Сенатор Артём Шейкин направил обращение в Минтранс РФ с просьбой оценить целесообразность создания Единого федерального реестра курьеров. По мнению парламентария, это поможет повысить безопасность дорожного...

ВТБ Авто развивает сервис онлайн-продажи автомобилей с фиксированными ценами

Компания ВТБ Авто, входящая в группу ВТБ, усовершенствовала сервис дистанционной торговли автомобилями. Покупатели теперь могут выбрать модель, оформить кредит, страхование КАСКО и ОСАГО со скидками, а такж...

"Вкусвилл" запустил экспресс-доставку фруктов и смузи

Сеть "Вкусвилл" запустила отдельный сервис доставки свежих фруктов, нарезок, ореховых миксов и смузи под брендом "Фруткорт". Заказы доставляются по Москве в течение 1-2 часов. Ранее продукция "Фрутко...

Как выбрать категории на маркетплейсах с высоким потенциалом и низкой конкуренцией

Эксперты Easy Commerce (технологического партнера Okkam) проанализировали топ-категории Ozon и Wildberries — выделили перспективные ниши с низкой конкуренцией, оптимальные для вывода новых товаров и безопасн...

Ozon повышает комиссии

Ozon вслед за WildBerries повышает комиссии за продажу. Также с 13 июня 2025 года на торговой площадке вступят в силу новые тарифы на логистику. Логистика На схеме FBO базовая стоимость доставк...

Покупатели не видят разницы между маркетплейсами

Половина россиян (50%) не находит существенных различий между маркетплейсами. Такие данные содержатся в исследовании платформы "Тет-о-твет" Аналитического центра НАФИ. Разницу между площадками замечают лишь...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.