Максим Бахтин ("Утконос"): Уходить из офлайна было ошибкой

Игорь Бахарев
В ближайшее время в ретейле начнется "битва экосистем", в состав которых будут входить все возможности покупки, платежей и банковских услуг в рамках бесшовного Customer Journey. К такому выводу пришли эксперты во время дискуссионной сессии "Диджитализация Food Retail: как Big Data расширяет границы индустрии", состоявшейся в рамках международного форума Food Business Russia 2018.

По мнению собравшихся, очень важным преимуществом в предстоящей борьбе станет устойчивая eCommerce-платформа. Например, такая, как сформировал крупнейший российский eGrocery-оператор "Утконос".

Впрочем, генеральный директор платформы "Утконос" Максим Бахтин заявил о важности и офлайн-составляющей продуктового ретейла. По его словам, принятое "Утконосом" несколько лет назад решение закрыть все традиционные магазины было ошибкой.

"Теперь мы пытаемся вернуться обратно в офлайн, но делаем это уже с помощью других инструментов, - таких, как постаматы и продуктоматы", - рассказал Максим Бахтин.

Сооснователь Data Insight Фёдор Вирин поддерживает это мнение. "Современному ритейлу очень сложно жить без полного омни", - говорит он. Каналы должны синергично дополнять друг друга.

Основатель консалтингового агентства «Директфуд» Мстислав Воскресенский подтверждает: «Действительно, при организации интернет-продаж используя офлайновую инфраструктуру продуктовой розничной сети гораздо легче организовать эффективный бизнес, можно существенно сэкономить на инвестициях, получить прибыль в гораздо более сжатые сроки. Такую модель организации продаж в E-Grocery использует большинство крупных зарубежных и российских игроков, среди них Tesco, Auchan, Mercadona, Consum, ОКей, Перекресток и многие другие».

"Офлайн-сеть помогала "Утконосу" решать задачу "последней мили" именно как последнюю милю, т.е. логистика была построена не по принципу звезды а по принципу фрактала. Учитывая, что львиную долю их доставок делали мелкие партнёры, это было важно и полезно. Если бы я сейчас входил на рынок онлайн-продажи продуктов, я бы делал фрактал, он упрощает требования к температурным зонам при транспортировке. За час можно отвезти в микрорайоне вокруг 3-5 заказов, и заморозку и охлаждёнку достаточно положить в термопакеты.
Но всё равно это был бы не мультиченнел, а заточено под доставку. А в точках на месте была бы только "кассовая зона", т.е. для спонтанных покупок или товаров неэластичного спроса типа хлеба", - рассказывает исполнительный директор Оборот.ру Иван Кургузов.

"Проект с офлайн присутствием Утконоса в прошлом опередил время. Насколько я знаю, в нем ещё был задействован админресурс. Сегодня уже не обязательно занимать такие площади, но полезно к постаматам иметь мини-магазины, в которых можно увеличивать средний чек. Но нужно считать экономику, конечно", - добавляет акционер В2basket.ru Сергей Егорушкин.

Напомним, что в середине 200-х годов участие в развитии сети принимал мэр Москвы Юрий Лужков. Москомархитектуре и префектурам поручено при разработке проектов планировки и застройке городских территорий обеспечить размещение на первых этажах жилых зданий предприятий шаговой доступности, в том числе магазинов "Утконос". Лужков лично утверждал перечень нежилых помещений, предназначенных для открытия этих магазинов.

К концу 2007 года в Москве планировалось запустить 414 магазинов сети "Утконос", 387 из которых должны были быть муниципальными. К 2011 году она управляла 200 магазинами. Последние офлайновые точки сети были закрыты в 2013 году. Зато в конце сентября 2016 года «Утконос» запустил свой проект доставки продуктов в специальные постаматы, приспособленные для food-ритейла.
Материал по теме

"Утконос" рвётся в Non-food

Материал по теме

"Утконос" уплывает из СПб

Материал по теме

"Утконос" и "Лента" объединятся в eCommerce-проекте

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Яндекс.Лавка" выходит в Британию

 "Яндекс" зарегистрировал компанию в Великобритании, которая будет заниматься доставкой продуктов из дарксторов, сообщает ТАСС. "Да, зарегистрировали юрлицо, которое будет развивать быструю доставк...

Российский рынок eGrocery продолжил расти: аналитика Data Insight

В июне 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18,6 млн заказов. Это на 5% или 970 тыс. заказов больше, чем в мае 2021 года, и в 3.7 раза больше, чем в июне 2020 года. Об этом...

Inditex нашла спасение от пандемии в онлайне

На фоне всплеска интернет-продаж Inditex делает ставку на гибридную модель ритейла, сочетающую традиционные магазины и возможность онлайн заказов. Компания не останавливает деятельность своих физических маг...

Как из HoReCa встать на полку онлайн-ритейла: кейс компании "Тамаки"

Экономические кризисы приносят не только испытания, но и новые возможности, считает Андрей Белянин, руководитель группы компаний "Тамаки", которая входит в ТОП-3 российских производителей продуктов азиатской...

Как Amazon стимулирует бренды приводить клиентов

Amazon снизила комиссию за транзакцию до 5% против обычных 15% для продаж, исходящих от брендов, которые приводят покупателя на площадку. Конкретный размер бонуса варьируется в зависимости от категории. ...

INFOLine: по итогам полугодия eGrocery-продажи вырастут в 2,5 раза год к году

По данным INFOLine, в течение 2-го квартала рынок eGrocery вырос примерно на 15% к 1-му кварталу 2021 года. При этом по отношению ко 2-му кварталу 2020 года рост составил почти 100%. Таким образом, прогнози...