Фулфилмент: российская интернет-торговля осваивает новый формат
Игорь Бахарев
В 2021 году российский рынок фулфилмента вырос на 66 %, его объём составил 41,8 млрд рублей. В общей сложности розничным покупателям в этом формате было доставлено 186 млн отправлений - 13 % от общего числа интернет-заказов. По мнению экспертов компании "Курьер Сервис Экспресс", будущее развитие сервисов логистики для рынка e-com будет происходить за счет синергии фулфилмента и доставки.
Широкое распространение услуг фулфилмента стало ответом на запрос интернет-магазинов, у которых выросла потребность в сокращении сроков доставки на последней миле. Фулфилмент существенно упрощает процесс доставки: продавец получает возможность хранить товары непосредственно в регионе потенциального сбыта, за счёт чего тратит меньше времени и денег на их доставку на склады маркетплейсов.
"Мы видим развитие новых форм сотрудничества магазинов и маркетплейсов. Ответом на экстремальную загрузку операционных мощностей вторых стало появление модели, при которой все логистические процессы магазин обеспечивает самостоятельно. При этом сроки и качество такой доставки должны соответствовать стандартам торговых онлайн-площадок", - рассказывает Андрей Задорожный, руководитель по развитию продукта B2C/Fulfilment компании "Курьер Сервис Экспресс".
По мнению эксперта, подобные схемы являются новыми точками роста для служб доставки. Так, сегодня КСЭ гарантирует для заказов, размещенных на фулфилмент складе компании в Московском регионе доставку на следующий день при выкупе вплоть до 18:00. При этом сотрудники компании выполняют сборку заказов, проверку на наличие повреждений, подготовку в соответствие с требованиями маркетплейсов и качественную упаковку.
КСЭ развивает направление фулфилмент на двух площадках - отапливаемые складские терминалы категории А - в подмосковном Томилино (доступный объём хранения - более 6000 м3) и в Санкт-Петербурге (более 2300 м3). Первый способен обрабатывать более 10 тысяч заказов ежедневно, второй - более 8 тысяч.
"Москва и Санкт-Петербург - абсолютные лидеры по объёму интернет-заказов, поэтому именно здесь мы открыли свои первые фулфилмент-центры. На очереди - Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск и Владивосток. Для удобства клиентов мы используем сразу две схемы тарификации - классическую для рынка с оплатой за каждую операцию и пакетную, которая будет интересна для малого бизнеса или на период тестирования сервиса компании", - говорит Андрей Задорожный.
На сегодняшний день более 65 % российского рынка фулфилмента приходится на заказы, проданные на маркетплейсах и обработанные по модели FBS (Fulfillment by Seller, продажи со склада поставщика). Топ-5 популярных товарных категорий 2021 года - цифровая и бытовая техника (24,7 %), мебель и товары для дома (15 %), одежда и обувь (13,8 %), продукты питания (9,4 %), красота и здоровье (7,4%). Чаще всего онлайн-покупки совершают люди, работающие удалённо. Не менее 50 % интернет-пользователей пользуются услугами маркетплейсов (в 2021 году на их долю пришлось почти 60 % всех онлайн-заказов), однако 97 % по-прежнему покупают товары и напрямую в интернет-магазинах.
Что касается формата доставки, то самым популярным каналом остаётся самовывоз: в 2021 году так было доставлено 82 % отправлений. Data Insight оценивает количество пунктов самовывоза в России более чем в 50 тысяч. Из них 38 % - это классические пункты выдачи заказов, 33 % - постаматы, а 27 % приходится на магазины (например, с получением на кассах сетевых супермаркетов).
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте