Фарма готова к онлайну: аналитика рынка от Data Insight

Игорь Бахарев
Объём онлайн-заказов в сегменте "лекарственные средства" вырос в деньгах за год сразу на 83%. Сейчас он составляет 83 млрд рублей. Такие данные в презентации к конференции "Новая реальность аптечного бизнеса", которую представил партнер Data Insight Борис Овчинников.

Общее число онлайн-заказов в аптеках составило 51 млн, что больше на 87% по сравнению с 2018 годом. Из них 5% были доставлены клиентам на руки, это более 2,5 млн заказов. За прошлый год этот показатель вырос на 14%. Доля онлайн-заказов от всего аптечного рынка составляет уже 6,6%.

Важно, что рынок не просто растёт, но и ускоряет рост. Для сравнения: в 2018 году он вырос на 61%, а в 2017 - на 43%. Впрочем, есть вероятность, что главный всплеск уже позади. По крайней мере в 4 квартале 2019 года скорость роста снижалась. 

Clip2net_200216175549.png

Игроки рынка

По данным Data Insight, безусловным лидером онлайн-рынка с долей 43% является Аптека.ру. Эта компания, наравне с WildBerries и Ozon сейчас драйвит весь рынок. Директор по развитию АО НПК "Катрен" (Apteka.ru) Анатолий Тенцер рассказывает, что площадка зафиксировала в прошлом году трехкратный рост. Сейчас средний чек одного заказа — 1500-2000 руб., на сайте представлено 30 тыс. SKU.

Ближайшие конкуренты - а это в первую очередь региональные аптечные сети, например apteka-ot-sklada.ru, minicen.ru, planetazdorovo.ru - уступают лидеру по количеству заказов в 7 и более раз. Суммарно все региональные сети занимают 36% рынка. 

Clip2net_200216175143.png


Есть и другие быстрорастущие проекты. Так руководитель отдела электронной коммерции ЦВ "Протек" Даурен Абеуов отмечает, что за год число заказов на сайте "ЗдравСити" выросло практически в 3,5 раза и превысило 1,5 млн. В ноябре проект объявлял о пятикратном росте в заказах. Средний чек одного заказа — 1,7 тыс. рублей. На сайте представлено 14 465 SKU. Проект объединяет около 15 тыс. аптек-партнеров в 78 регионах России.

Подробной информации по лидерам рынка Data Insight не даёт, но известно, что сейчас наблюдается высокий уровень концентрации: доля топ-20 составляет 91% от всего рынка, хотя в предыдущие годы была 86-87%.

Что тормозит рынок

Рынок фармацевтики в России традиционно "офлайновый". 2/5 игроков из топ-100 российского аптечного рынка (в т.ч. каждый пятый из топ-50) вообще не предлагает опцию онлайн-заказа. Мало того, у многих компаний сегмента даже сайта нет. Еще у 18% (почти все – из первой половины рейтинга) только часть аптечных брендов
выведена в онлайн. 

Clip2net_200216180330.png

Clip2net_200216180454.png


Ну и главное, с чем приходится сталкиваться компаниям, желающим торговать лекарствами через интернет - законы. Пока в России всё ещё запрещена продажа лекарств дистанционным способом. Сейчас в Госдуме обсуждаются ряд поправок к законопроекту № 285949-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом". Депутаты считают, что после вступления в силу закона, легализующего онлайн-торговлю лекарствами в интернете, препараты станут более доступны для населения. В интернет-магазинах цены на некоторые лекарства будут ниже на 30%, полагает глава межфракционной рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств Андрей Исаев. В новой версии законопроекта, которая будет рассматриваться во втором чтении, обозначено, что уже с 1 июля 2020 года документ вступит в силу.  

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) на днях направила спикеру Государственной думы Вячеславу Володину обращение, в котором предлагает разрешить продажу рецептурных лекарств в интернете с 1 июля. В документе отмечается, что в рамках национального проекта "Здравоохранение" планируется создание системы электронных рецептов.

Руководитель думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов отметил, что предложение АКИТ постараются учесть при подготовке проекта закона ко второму чтению. 

Материал по теме

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.