Фарма готова к онлайну: аналитика рынка от Data Insight

Игорь Бахарев
Объём онлайн-заказов в сегменте "лекарственные средства" вырос в деньгах за год сразу на 83%. Сейчас он составляет 83 млрд рублей. Такие данные в презентации к конференции "Новая реальность аптечного бизнеса", которую представил партнер Data Insight Борис Овчинников.

Общее число онлайн-заказов в аптеках составило 51 млн, что больше на 87% по сравнению с 2018 годом. Из них 5% были доставлены клиентам на руки, это более 2,5 млн заказов. За прошлый год этот показатель вырос на 14%. Доля онлайн-заказов от всего аптечного рынка составляет уже 6,6%.

Важно, что рынок не просто растёт, но и ускоряет рост. Для сравнения: в 2018 году он вырос на 61%, а в 2017 - на 43%. Впрочем, есть вероятность, что главный всплеск уже позади. По крайней мере в 4 квартале 2019 года скорость роста снижалась. 

Clip2net_200216175549.png

Игроки рынка

По данным Data Insight, безусловным лидером онлайн-рынка с долей 43% является Аптека.ру. Эта компания, наравне с WildBerries и Ozon сейчас драйвит весь рынок. Директор по развитию АО НПК "Катрен" (Apteka.ru) Анатолий Тенцер рассказывает, что площадка зафиксировала в прошлом году трехкратный рост. Сейчас средний чек одного заказа — 1500-2000 руб., на сайте представлено 30 тыс. SKU.

Ближайшие конкуренты - а это в первую очередь региональные аптечные сети, например apteka-ot-sklada.ru, minicen.ru, planetazdorovo.ru - уступают лидеру по количеству заказов в 7 и более раз. Суммарно все региональные сети занимают 36% рынка. 

Clip2net_200216175143.png


Есть и другие быстрорастущие проекты. Так руководитель отдела электронной коммерции ЦВ "Протек" Даурен Абеуов отмечает, что за год число заказов на сайте "ЗдравСити" выросло практически в 3,5 раза и превысило 1,5 млн. В ноябре проект объявлял о пятикратном росте в заказах. Средний чек одного заказа — 1,7 тыс. рублей. На сайте представлено 14 465 SKU. Проект объединяет около 15 тыс. аптек-партнеров в 78 регионах России.

Подробной информации по лидерам рынка Data Insight не даёт, но известно, что сейчас наблюдается высокий уровень концентрации: доля топ-20 составляет 91% от всего рынка, хотя в предыдущие годы была 86-87%.

Что тормозит рынок

Рынок фармацевтики в России традиционно "офлайновый". 2/5 игроков из топ-100 российского аптечного рынка (в т.ч. каждый пятый из топ-50) вообще не предлагает опцию онлайн-заказа. Мало того, у многих компаний сегмента даже сайта нет. Еще у 18% (почти все – из первой половины рейтинга) только часть аптечных брендов
выведена в онлайн. 

Clip2net_200216180330.png

Clip2net_200216180454.png


Ну и главное, с чем приходится сталкиваться компаниям, желающим торговать лекарствами через интернет - законы. Пока в России всё ещё запрещена продажа лекарств дистанционным способом. Сейчас в Госдуме обсуждаются ряд поправок к законопроекту № 285949-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом". Депутаты считают, что после вступления в силу закона, легализующего онлайн-торговлю лекарствами в интернете, препараты станут более доступны для населения. В интернет-магазинах цены на некоторые лекарства будут ниже на 30%, полагает глава межфракционной рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств Андрей Исаев. В новой версии законопроекта, которая будет рассматриваться во втором чтении, обозначено, что уже с 1 июля 2020 года документ вступит в силу.  

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) на днях направила спикеру Государственной думы Вячеславу Володину обращение, в котором предлагает разрешить продажу рецептурных лекарств в интернете с 1 июля. В документе отмечается, что в рамках национального проекта "Здравоохранение" планируется создание системы электронных рецептов.

Руководитель думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов отметил, что предложение АКИТ постараются учесть при подготовке проекта закона ко второму чтению. 

Материал по теме

Исследование: 70% карточек товаров на маркетплейсах теряют позиции в топе после попадания в Out Of Stock

Материал по теме

Электронная коммерция разгоняет экономику Рунета

Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Walmart запускает покупки через ChatGPT вместе с OpenAI

Walmart делает очередной шаг в сторону "умной" розницы. Ритейлер запустил проект совместно с OpenAI. Покупатели и участники программы Sam’s Club (розничная сеть, принадлежащая компании Walmart) смогут оформлять...

Коллапс на границе: голос рынка

Транспортный коллапс на границе России и Казахстана расширяется. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев опросил селлеров, логистов крупных ритейлеров, представителей логистических компаний и экспертов, чтоб...

"Не все понимают, как работает маркетплейс": Владислав Бакальчук о будущем "М.Видео" и проблемах Wildberries

После громкого ухода из Wildberries и перехода в "М.Видео" Владислав Бакальчук впервые подробно рассказал о том, как трансформируется крупнейший российский ритейлер электроники и бытовой техники. В интервью он ...

Россияне смогут сдавать квартиры напрямую через онлайн-платформу

Россияне получили возможность сдавать свои квартиры напрямую через "Яндекс Путешествия". Владельцы недвижимости по всей стране могут размещать квартиры, апартаменты и дома для краткосрочной аренды без посре...

ФНС проверит продавцов маркетплейсов на риски дробления бизнеса

Федеральная налоговая служба проводит эксперимент по выявлению рисков дробления бизнеса среди продавцов на маркетплейсах. Об этом говорится в ответе ведомства главе комитета Совета Федерации по экономическо...

ПВЗ против курьеров: почему концепция "шаговой доступности" победила в российском eCommerce

Российский рынок eCommerce за последние десять лет прошёл путь от осторожных покупок в интернете до массового перехода в онлайн почти всех категорий товаров. Главным катализатором этого бума стали пункты выд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.