Фантастические курьеры и где они обитают: всё о роботах-доставщиках
Игорь Бахарев
В последние годы, с постоянным развитием и совершенствованием электронной коммерции, интернета и платежных платформ, технологии, которые ещё недавно казались выдумкой, становятся реальностью. Беспилотники проникают во все отрасли eCommerce, от складов до последней мили. eCommerce-эксперт Ия Малгаладзе рассказывает о том, какие бывают роботы-доставщики, кто их разрабатывает и где использует.
Starship
Одним из пионеров в этой отрасли стала эстонская компания Starship Technologies, которая была основана в 2014 году сооснователями Skype Янусом Фриисом и Ахти Хейнлом. Уже в 2016 году их робота начала тестировать "Почта Швейцарии", а в 2017 Starship стал первым роботом-доставщиком, вышедшим на тротуары Лондона. На сегодняшний день робокурьеры Starship Technologies доставили уже более миллиона заказов.
После такого дебюта идея захватила многие технологические компании, и, разумеется, в первую очередь, китайские.
JD.com
Китайский интернет-гигант отправил роботов доставлять заказы в университетских кампусах еще в 2017 году. В отличие от Starship у него не шесть колес, а четыре.
К слову, этот робот почти десять раз модифицировался. Современную его версию можно было в прошлом году увидеть в китайских регионах, пораженных коронавирусом, в частности, в Ухане.
Alibaba Group
Характерно, что лидер китайской интернет-коммерции Alibaba Group представила своего первого робота-доставщика лишь в 2018 году. G Plus был разработан совместно с компанией Robosense, его отличительной чертой являлось то, что с помощью компьютерного зрения робот мог "узнать" заказчика в лицо.
В сентябре прошлого года компания показала уже другого робота – Xiaomanl, что в переводе с китайского означает "маленький ослик". За раз он способен перевозить до 50 посылок и преодолевать без подзарядки путь в 100 км.
Suning
Эта китайская компания специализируется на промышленной робототехнике, Роботов-доставщиков она начала разрабатывать в 2018 году, а уже в начале 2020 года, во время пандемии COVID-19 в Нанкине они заменили курьеров.
Но не только собственных роботов использовала компания. RoboPony от ZhenRobotics тоже развозили заказы от Suning.
Более того, эти мелкие роботы сновали в торговых центрах, выявляя посетителей без масок и рекомендуя им исправиться, а также предлагали воспользоваться санитайзером из автоматического дозатора.
Neolix
Компания Baidu, ведущий китайский поисковик, разработала систему управления беспилотными автомобилями Аpollo. В начале 2020 года на доставку вышли управляемые этой системой беспилотники стартапа Neolix.
OTSAW Digital
В апреле нынешнего года свои роботы-доставщики появились в Сингапуре. Симпатичного курьера Camello разработала локальная компания OTSAW Digital.
Британская академия робототехники
В 2019 году на выставке в Глазго шотландцы показали довольно устрашающую по воле бывшего дизайнера Формулы-1 Пола Бургесса модель Kar-go – первого в Европе робота-доставщика, который может автономно передвигаться по дорогам общего пользования без использования GPS.
Cleveron
Ещё одна эстонская компания, Cleveron, разрабатывает свои доставщики с 2016 года. В 2018 году она показала принципильно новый вид беспилотников для преодоления "последней мили". Курьер Lotte представляет собой беспилотный автомобиль-склад. Он оборудован роборукой, благодаря чему может не только подвезти посылку до дома клиента, но и разместить её в заранее заданной точке, например, положить в ячейку постамата.
А в этом году компания представила новую модель полностью беспилотного робота-доставщика Cleveron 701. Логист уже получил разрешение на использование курьера на дорогах общего пользования.
Phantom Auto
Робот Serve был разработан американской компанией Phantom Auto и внедрен сервисом доставки Postmates. Работая на удаленке, сотрудники учились управлять роботами на расстоянии.
Nopilot
Американский стартап Nopilot создан выходцем из России Майклом Меланьиным. Его робот-доставщик Mule основан на технологии искусственного интеллекта. Правда, курсировать он может только в небольших поселках.
Domino's Pizza
Вот так вот: компания по производству пиццы в 2016 году создала при поддержке австралийского стартапа Marathon Robotics робота для доставки собственной продукции. Назывался он DRU ("Domino's Robotic Unit."). Внутри робота - контейнер с регулируемой температурой. В одном отсеке размещается горячая пицца, в другом — охлаждённые напитки.
А в 2021 году Domino's Pizza представила робота R2, который был разработан вместе с компанией Nuro. Новый курьер гораздо удобнее как для пиццерий, так и для клиентов, которые могут отслеживать его местоположение с помощью GPS на странице подтверждения заказа. Заказчик получает уникальный PIN-код, с помощью которого можно достать пиццу из локера.
Amazon
Ну и, конечно, Amazon не мог обойти стороной роботов-доставщиков. Правда, создавать их он начал довольно поздно – в 2019 году. Однако во время пандемии роботы Scout обеспечивали бесконтактную доставку в южных штатах США.
Amazon Scout оснащены камерами и датчиками, позволяющими преодолевать самые различные препятствия. Ёмкости аккумулятора хватает для преодоления приличных расстояний со скоростью быстро идущего человека. Робот оснащён камерами, ультразвуковыми датчиками и прочими устройствами, которые позволяют ему обнаруживать препятствия и маневрировать в реальном времени.
"Яндекс"
И, разумеется, нельзя промолчать об отечественных "Роверах" от "Яндекса". На сегодняшний день они уже привычно осуществляют доставку заказов от фуд-сервисов "Яндекса" в Москве, Иннополисе и Ленинградской области. Более того, в ближайшее время компания планирует запустить в рейсы "Роверов" в США, а затем в Израиле и Южной Корее.
Разумеется, это далеко не все роботы-доставщики, которые уже работают на дорогах мира или пока проходят стадию тестирования. Но о них мы на этом закончим. А в следующий раз расскажем об автомобилях-беспилотниках, без которых тоже уже трудно представить логистику будущего.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте