Есть ли шанс у отраслевых маркетплейсов?

Игорь Бахарев

Про развитие маркетплейсов, их возможности для бизнеса и их вклад в развитие рынка электронной коммерции активно говорят несколько лет. В понимании широкой аудитории маркетплейсы — это площадки, где можно купить товары в розницу. Тем не менее в России наблюдается тренд на создание таких же онлайн каналов, но для юридических лиц и для покупки оптом для нужд производства, строительства и других крупных бизнесов. Производители и поставщики нефтепродуктов, аграрного сектора и даже металлургии осваивают новые каналы продаж онлайн, и, кажется, настроены на трансформацию процессов сбыта и на клиентоориентированность.

Действительно ли у отраслевых онлайн-площадок есть шансы стать столь же популярными, что и у сайтов, где потребители покупают товары ежедневного спроса.

Стоит сразу отметить, что подобные маркетплейсы, о которых говорилось выше, отличаются от бирж. Ключевое отличие в том, что на них не проводят торги. По сути, маркетплейс — это некий оператор по поиску товара, покупке и сопровождению сделки. Для поставщиков продукции он является каналом онлайн-продаж, поиска новых клиентов и инструментом автоматизации процессов.

Возникает резонный вопрос, чем же не устраивают те же биржи или интернет-магазины крупных торговых домов или трейдеров. Ответ кроется в том, что сегодня клиент, даже если это юридическое лицо, хочет выбирать не из одного-двух вариантов, а получить доступ к большему количеству предложений, убедиться в прозрачности и безопасности продавца и оптимизировать ресурсы временные и материальные.

"Скорость принятия решений в сегменте b2b намного ниже, чем в b2c, здесь практически нет эмоциональных покупок, а горизонт планирования намного больше, чем в рознице. При этом волатильность на рынке металлургии, например, достаточно высокая. Стремясь к более эффективным закупкам, компании ответственно подходят к выбору поставщиков. Важно обращать внимание на опыт работы на рынке, ценообразование и клиентоориентированность",— комментирует представитель металлургического маркетплейса "Платферрум".

Именно маркетплейсы в чистом виде, где представлена продукция от разных поставщиков, могут обеспечить доступ ко всем возможностям рынка. Некоторые онлайн-площадки устроены так, что позволяют отслеживать колебание цен и формировать аналитику по рынку.

Разумеется, что не во всех отраслях и поставщики, и покупатели готовы перейти в онлайн-продажи. В целом, степень проникновения e-commerce в b2b сегменте намного ниже, чем в рознице. На это оказывает влияние ряд факторов, в том числе низкая автоматизация закупок и действие старых паттернов поведения как привычка обо всем договариваться по телефону.

"E-commerce в агропромышленном комплексе, как и в любой другой крупной отрасли, только начинает развиваться, и мы пока — одни из пионеров. При этом уже наблюдаем, что аграрии активнее стали покупать на маркетплейсе, так как в своей работе в поле ищут сервисы, сравнимые по удобству с хорошо изученными и широко известными b2c-маркетплейсами", — выражает мнение представитель аграрного маркетплейса "Поле.рф".

Появление нишевых онлайн площадок в b2b секторе в целом говорит об интересе к развитию e-commerce в оптовых закупках. К развитию этого сектора подступились и крупные маркетплейсы, такие как Ozon и KazanExpress. В феврале текущего года у второго появилась возможности для покупателей-юрлиц.

У оптовиков высокие чеки и высокая зависимость от поставки. Например, если арматура не придет вовремя, то будут сорваны сроки строительства. При этом от момента принятия решения о покупке до непосредственного получения самого товара есть ряд важных процедур: подписание договора, проведение платежа, выбор логистики и другие нюансы. Отраслевые маркетплейсы, как правило, создаются профессионалами из конкретной индустрии.

Так, представители маркетплейcа нефтепродуктов OPEN OIL MARKET уверены, что в их сфере необходимо учитывать особенность товара: "Топливо является опасным грузом, относится к классу легковоспламеняющихся опасных продуктов, поэтому их транспортировка требует высокой квалификации от перевозчиков, хранение и отгрузка нефтепродуктов мелким оптом так же специфичный процесс".

Компании, которые решаются на создание маркетплейса по продаже промышленной продукции, тщательно подходят не только к разработке самого продукта, но и к организации всей инфраструктуры от передачи и хранения данных, платежной системы до системы проверки своих партнеров. Серьезное внимание уделяется клиентскому сервису: площадка, являясь гарантом безопасной сделки, зачастую берет на себя функцию урегулирования споров. Последний пункт опять же демонстрирует ответственный подход к рыночным процессам и желание помочь обеим сторонам усилить эффективность бизнеса.

В заключение хочется отметить, что у отраслевых маркетплейсов еще долгий путь к тому, чтобы убедить бизнес в том, что онлайн-платформы это безопасно и удобно, и чтобы сделать рынки более прозрачными, а конкуренцию между поставщиками более честной. Тем не менее, те, кто сейчас осваивает онлайн-каналы продаж, уже на шаг впереди своих конкурентов и демонстрирует лидерство на рынке.

Материал по теме

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

В кабмине выступят против закона о маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.