Eсommerce для гурманов: будущее доставки продуктов и готовой еды

Игорь Бахарев

Бум eGrocery, который начался в России около двух лет назад, не стихает. На фоне умеренного роста eCommerce, сегмент доставки еды выступает однозначным драйвером: этой отрасли пророчат рост на ближайшие пять лет в 1,5 раза — с 2,2% до 3,3%. Основатель REES46 Михаил Кечинов рассказал о проблемах и надеждах отрасли, а также привел интересных примеров и приемов, которые могут помочь ритейлерам завоевать клиентов.

Мода на еду

Кажется, все привыкли к тому, что eCommerce стабильно растет за счет одежды-обуви, электроники и прочих непродовольственных товаров. И вот инвестбанк UBS говорит о том, что онлайн-торговля замедляется и к 2022 году покажет прирост только 15,4%, хотя предыдущие семь лет этот показатель в среднем составлял 23,3% в год.

Но если где-то убавляется, то в другом месте должно прибавиться. И эксперты уверены, что прибавляться по-прежнему будет в сегменте продовольственных товаров и что инвестировать стоит туда. Чем можно объяснить стремительный рост популярности онлайн-сервисов доставки еды?

Андрей Толмачев, генеральный директор приложения по срочной доставке продуктов golamago считает, что этому способствуют два глобальных изменения:

Во-первых, это доступность смартфонов. Во-вторых, это проникновение пластиковых карт и рост безналичных платежей. По исследованию Data Insight и PayPal, рост e-commerce и рост безналичных платежей прямо связаны. Я думаю, это же касается и e-grocery.

В этом есть смысл. Мобильный интернет упрощает нашу повседневную жизнь и меняет паттерны поведения. Скажем, кому сейчас придет в голову звонить и заказывать такси, когда можно в два клика вызвать его через приложение? То же с едой. Человек, который прочувствовал, насколько здорово просто получать пакет со всем необходимым вместо того, чтобы ходить по магазину, выбирать, стоять в очереди, вряд ли захочет снова возвращаться к этому вот всему. Он лучше заплатит за доставку.

Правда, с доставкой по ряду причин как раз бывает сложно. И не только с ней.

Проблемы онлайн-доставки еды

Если коротко: еда портится, логистика страдает. Сначала нужно обеспечить нормальные условия хранения продуктов. А потом доставить их без нарушения САНПиНов: набрать курьеров с санкнижками и соблюсти все условия хранения и перевозки. Мало кто может соответствовать.

Остаются еще продукты длительного хранения, но здесь существует проблема: банальная доставка может выйти достаточно дорогой. Например, вы решили заказать онлайн какие-нибудь крупы и обнаружили, что доставка стоит столько, сколько рис, гречка и геркулес вместе взятые.  

В то же время продавцам надо как-то зарабатывать. Продукты питания — это низкомаржинальная история, окупиться и выйти в плюс можно только за счет объема. Конечно, помог бы алкоголь, но разрешения на его дистанционную продажу по-прежнему нет.

Нужен высокомаржинальный товар, чтобы логистика окупалась. Если в корзинах появится алкоголь, доходность одной доставки резко вырастет. Парадокс в том, что при этом алкоголю спец.условия хранения и доставки не нужны.

Иван Кургузов, руководитель кластера РАЭК/Электронная коммерция

Но главное, что мы успели понять из той же статистики в начале статьи, — спрос на онлайн-доставку еды есть. Поэтому предложения все-таки появляются, причем не только от крупных игроков. Становится все больше сервисов с удобными условиями доставки, а конкуренция заставляет снижать ее стоимость. Но цены — не единственный критерий, который позволяет отстроиться от остальных.

Время доставки

Согласно исследованию Nielsen, 46% потребителей в нашей стране не в восторге от того, что еду привозят не к назначенному времени, а в интервале от и до. Особенно актуально это для доставки готовых блюд. Ведь намного удобнее заказать обед в офис к определенному времени и знать, что у тебя точно будет перерыв, чем сидеть и ждать доставку на совещании. Даже разница в двадцать минут может быть критичной.

Решить эту проблему, особенно в мегаполисах с их постоянными пробками, можно двумя способами: открыть действительно много точек и использовать мобильный транспорт. Вспомните инновационную доставку дронами от «Додо Пиццы» еще в 2014 году.

Более приземленное решение — скутеры, которые можно встретить на улицах Москвы. Так борются с трафиком Pizza Hut, «Domino’s Пицца», агрегатор Delivery Club. Вариант для теплой погоды, велосипед, у нас пока не использовали, но есть опыт лондонской сети супермаркетов Sainsbury's, которая может доставить таким образом до 25 продуктов в течение часа.

Click-and-collect

Click-and-collect решает проблему с доставкой. Вы просто составляете заказ дома, а потом приходите в магазин и забираете его. Популярная на западе услуга в России только-только набирает популярность. По крайней мере, в продуктовой отрасли.

Среди первопроходцев можно отметить «Азбуку вкуса», гипермаркет «Глобус» и «Седьмой континент» — последний, правда, закрылся. Ритейлеры не торопятся внедрять принцип, но зарубежные тренды всегда приходят в Россию с опозданием. Думаем, мы еще увидим у себя pick-up — пункты выдачи, откуда клиент может забрать продукты.  

Пример — сеть магазинов Willy’s от шведского ритейлера Axfood. Покупатель оформляет заказ, выбирает одну из станций pick-up, получает код ячейки, когда продукты уже там, приходит и забирает.   

image1.png

Ячейки Willy’s на улице

Мобильные склады

Еще одна альтернатива сети микроскладов по всему городу — «склад на колесах». Концепция не новая, но сегодня она переживает второе рождение. Несколько таких мобильных складов в каждом районе города позволяют сократить время доставки до минимума — это особенно актуально для доставки продуктов питания. Работает система по принципу вызова такси — на вашу заявку откликается ближайший автомобиль-склад.

Пример применения подобной технологии — готовящийся к запуску сервис «Доставочка», специализирующийся на детских товарах (питание и другие товары повседневного спроса). Авторы заявляют о доставке в течение 2 часов.

Подписка

Чем меньше действий пользователю нужно совершить до оформления заказа, тем ему проще. Именно на этом принципе основана стратегия подписки, когда клиент привязывает счет к сервису и регулярно получает необходимые товары.

Наши соотечественники относятся с понятным недоверием к такой модели, но сервисы тем не менее постепенно внедряются и развиваются. Яркий пример — ферма «Лесные сады», которая работает по годовой подписке и доставляет по одной корзине с натуральными продуктами каждую неделю в течение 12 месяцев. Корзины делятся по сезонам и по вкусовым предпочтениям клиентов — на традиционные и вегетарианские.

Snimok-e`krana-2017-12-26-v-7.14.37.png

Пример весенней вегетарианской корзины фермерских продуктов

Еще один путь развития — внедрять подписку постепенно. Начать, например с подтверждения корзины покупок. Клиент будет периодически получать уведомления, корректировать заказ или сразу подтверждать его. Количество действий таким образом уменьшится.

Площадка

Доставка продуктов онлайн — это хорошо, но если клиенту нужно еще купить, скажем, чистящее средство и набор ножей, он отправится в супермаркет. Поэтому продовольственным брендам логично налаживать отношения с онлайн-гипермаркетами.

Такое сотрудничество будет полезным для обеих сторон: первые получат дополнительные каналы продаж, а вторые — процент с прибыли в самой быстро растущей отрасли eCommerce. Проще всего начать с продуктов длительного хранения, как это сделала в январе прошлого года сеть Wildberries.

Интернет-магазин одежды сделал ставку на детское питание, а позже добавил в ассортимент чай и кофе, сладости, напитки и снеки. Встретить сейчас продукты можно в больших онлайн-магазинах вроде Ozon — они уже осваивают доставку рыбы, мяса, овощей и других скоропортящихся товаров.

Технологии

Развитие рынка онлайн-продовольствия неразрывно связано с технологиями, которые пусть медленно, но приходят к нам из-за рубежа. Пару слов о перспективных направлениях.

Виртуальная реальность. В 2017 году китайская компания Alibaba открыла в одиннадцати российских городах магазины с элементами VR. Сканируешь смартфоном специальную метку с QR-кодом, видишь на экране полки с товарами, ходишь, смотришь, выбираешь.

Ассортимент ограничивался одеждой, электроникой и детскими товарами, но возможность налицо. Например, сеть магазинов Yihaodian (тоже китайская) использует VR в том числе для реализации продуктов питания с 2012 года.

Голосовые помощники. Пока в России голосовыми помощниками пользуются в основном миллениалы, на западе с их помощью уже давно заказывают доставку продуктов. Пример — приспособление Amazon Dash Wand с поддержкой голосового помощника Alexa.

«Универсальный помощник на кухне» может найти рецепты в интернете, отсканировать штрих-коды на продуктах и заказать их на Amazon, найти магазины рядом с домом и заказать готовую еду.

Системы «умный дом». У Samsung, LG и Xiaomi уже есть умные холодильники с камерами внутри, которые дружат с приложениями заказа продуктов — смотришь, что закончилось и сразу заказываешь. Когда все это станет полностью автоматизированным — вопрос времени.

Будущее

Российский рынок онлайн-продажи продуктов продолжает развиваться. Мы осваиваем сложную логистику, ищем новые подходы, берем на вооружение западный опыт и используем любимый метод проб и ошибок. Онлайн-гипермаркеты уже включают в ассортимент не только продукты длительного хранения, а в столицах и на периферии появляется все больше разномастных стартапов.

Проблемы, конечно остаются, но для самого начала пути ситуация совсем не выглядит безнадежной. И потребители, кажется, согласны.

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Материал по теме

Рынок eGrocery в 2024 году: исследование Go Mobile

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.