Eсommerce для гурманов: будущее доставки продуктов и готовой еды

Игорь Бахарев

Бум eGrocery, который начался в России около двух лет назад, не стихает. На фоне умеренного роста eCommerce, сегмент доставки еды выступает однозначным драйвером: этой отрасли пророчат рост на ближайшие пять лет в 1,5 раза — с 2,2% до 3,3%. Основатель REES46 Михаил Кечинов рассказал о проблемах и надеждах отрасли, а также привел интересных примеров и приемов, которые могут помочь ритейлерам завоевать клиентов.

Мода на еду

Кажется, все привыкли к тому, что eCommerce стабильно растет за счет одежды-обуви, электроники и прочих непродовольственных товаров. И вот инвестбанк UBS говорит о том, что онлайн-торговля замедляется и к 2022 году покажет прирост только 15,4%, хотя предыдущие семь лет этот показатель в среднем составлял 23,3% в год.

Но если где-то убавляется, то в другом месте должно прибавиться. И эксперты уверены, что прибавляться по-прежнему будет в сегменте продовольственных товаров и что инвестировать стоит туда. Чем можно объяснить стремительный рост популярности онлайн-сервисов доставки еды?

Андрей Толмачев, генеральный директор приложения по срочной доставке продуктов golamago считает, что этому способствуют два глобальных изменения:

Во-первых, это доступность смартфонов. Во-вторых, это проникновение пластиковых карт и рост безналичных платежей. По исследованию Data Insight и PayPal, рост e-commerce и рост безналичных платежей прямо связаны. Я думаю, это же касается и e-grocery.

В этом есть смысл. Мобильный интернет упрощает нашу повседневную жизнь и меняет паттерны поведения. Скажем, кому сейчас придет в голову звонить и заказывать такси, когда можно в два клика вызвать его через приложение? То же с едой. Человек, который прочувствовал, насколько здорово просто получать пакет со всем необходимым вместо того, чтобы ходить по магазину, выбирать, стоять в очереди, вряд ли захочет снова возвращаться к этому вот всему. Он лучше заплатит за доставку.

Правда, с доставкой по ряду причин как раз бывает сложно. И не только с ней.

Проблемы онлайн-доставки еды

Если коротко: еда портится, логистика страдает. Сначала нужно обеспечить нормальные условия хранения продуктов. А потом доставить их без нарушения САНПиНов: набрать курьеров с санкнижками и соблюсти все условия хранения и перевозки. Мало кто может соответствовать.

Остаются еще продукты длительного хранения, но здесь существует проблема: банальная доставка может выйти достаточно дорогой. Например, вы решили заказать онлайн какие-нибудь крупы и обнаружили, что доставка стоит столько, сколько рис, гречка и геркулес вместе взятые.  

В то же время продавцам надо как-то зарабатывать. Продукты питания — это низкомаржинальная история, окупиться и выйти в плюс можно только за счет объема. Конечно, помог бы алкоголь, но разрешения на его дистанционную продажу по-прежнему нет.

Нужен высокомаржинальный товар, чтобы логистика окупалась. Если в корзинах появится алкоголь, доходность одной доставки резко вырастет. Парадокс в том, что при этом алкоголю спец.условия хранения и доставки не нужны.

Иван Кургузов, руководитель кластера РАЭК/Электронная коммерция

Но главное, что мы успели понять из той же статистики в начале статьи, — спрос на онлайн-доставку еды есть. Поэтому предложения все-таки появляются, причем не только от крупных игроков. Становится все больше сервисов с удобными условиями доставки, а конкуренция заставляет снижать ее стоимость. Но цены — не единственный критерий, который позволяет отстроиться от остальных.

Время доставки

Согласно исследованию Nielsen, 46% потребителей в нашей стране не в восторге от того, что еду привозят не к назначенному времени, а в интервале от и до. Особенно актуально это для доставки готовых блюд. Ведь намного удобнее заказать обед в офис к определенному времени и знать, что у тебя точно будет перерыв, чем сидеть и ждать доставку на совещании. Даже разница в двадцать минут может быть критичной.

Решить эту проблему, особенно в мегаполисах с их постоянными пробками, можно двумя способами: открыть действительно много точек и использовать мобильный транспорт. Вспомните инновационную доставку дронами от «Додо Пиццы» еще в 2014 году.

Более приземленное решение — скутеры, которые можно встретить на улицах Москвы. Так борются с трафиком Pizza Hut, «Domino’s Пицца», агрегатор Delivery Club. Вариант для теплой погоды, велосипед, у нас пока не использовали, но есть опыт лондонской сети супермаркетов Sainsbury's, которая может доставить таким образом до 25 продуктов в течение часа.

Click-and-collect

Click-and-collect решает проблему с доставкой. Вы просто составляете заказ дома, а потом приходите в магазин и забираете его. Популярная на западе услуга в России только-только набирает популярность. По крайней мере, в продуктовой отрасли.

Среди первопроходцев можно отметить «Азбуку вкуса», гипермаркет «Глобус» и «Седьмой континент» — последний, правда, закрылся. Ритейлеры не торопятся внедрять принцип, но зарубежные тренды всегда приходят в Россию с опозданием. Думаем, мы еще увидим у себя pick-up — пункты выдачи, откуда клиент может забрать продукты.  

Пример — сеть магазинов Willy’s от шведского ритейлера Axfood. Покупатель оформляет заказ, выбирает одну из станций pick-up, получает код ячейки, когда продукты уже там, приходит и забирает.   

image1.png

Ячейки Willy’s на улице

Мобильные склады

Еще одна альтернатива сети микроскладов по всему городу — «склад на колесах». Концепция не новая, но сегодня она переживает второе рождение. Несколько таких мобильных складов в каждом районе города позволяют сократить время доставки до минимума — это особенно актуально для доставки продуктов питания. Работает система по принципу вызова такси — на вашу заявку откликается ближайший автомобиль-склад.

Пример применения подобной технологии — готовящийся к запуску сервис «Доставочка», специализирующийся на детских товарах (питание и другие товары повседневного спроса). Авторы заявляют о доставке в течение 2 часов.

Подписка

Чем меньше действий пользователю нужно совершить до оформления заказа, тем ему проще. Именно на этом принципе основана стратегия подписки, когда клиент привязывает счет к сервису и регулярно получает необходимые товары.

Наши соотечественники относятся с понятным недоверием к такой модели, но сервисы тем не менее постепенно внедряются и развиваются. Яркий пример — ферма «Лесные сады», которая работает по годовой подписке и доставляет по одной корзине с натуральными продуктами каждую неделю в течение 12 месяцев. Корзины делятся по сезонам и по вкусовым предпочтениям клиентов — на традиционные и вегетарианские.

Snimok-e`krana-2017-12-26-v-7.14.37.png

Пример весенней вегетарианской корзины фермерских продуктов

Еще один путь развития — внедрять подписку постепенно. Начать, например с подтверждения корзины покупок. Клиент будет периодически получать уведомления, корректировать заказ или сразу подтверждать его. Количество действий таким образом уменьшится.

Площадка

Доставка продуктов онлайн — это хорошо, но если клиенту нужно еще купить, скажем, чистящее средство и набор ножей, он отправится в супермаркет. Поэтому продовольственным брендам логично налаживать отношения с онлайн-гипермаркетами.

Такое сотрудничество будет полезным для обеих сторон: первые получат дополнительные каналы продаж, а вторые — процент с прибыли в самой быстро растущей отрасли eCommerce. Проще всего начать с продуктов длительного хранения, как это сделала в январе прошлого года сеть Wildberries.

Интернет-магазин одежды сделал ставку на детское питание, а позже добавил в ассортимент чай и кофе, сладости, напитки и снеки. Встретить сейчас продукты можно в больших онлайн-магазинах вроде Ozon — они уже осваивают доставку рыбы, мяса, овощей и других скоропортящихся товаров.

Технологии

Развитие рынка онлайн-продовольствия неразрывно связано с технологиями, которые пусть медленно, но приходят к нам из-за рубежа. Пару слов о перспективных направлениях.

Виртуальная реальность. В 2017 году китайская компания Alibaba открыла в одиннадцати российских городах магазины с элементами VR. Сканируешь смартфоном специальную метку с QR-кодом, видишь на экране полки с товарами, ходишь, смотришь, выбираешь.

Ассортимент ограничивался одеждой, электроникой и детскими товарами, но возможность налицо. Например, сеть магазинов Yihaodian (тоже китайская) использует VR в том числе для реализации продуктов питания с 2012 года.

Голосовые помощники. Пока в России голосовыми помощниками пользуются в основном миллениалы, на западе с их помощью уже давно заказывают доставку продуктов. Пример — приспособление Amazon Dash Wand с поддержкой голосового помощника Alexa.

«Универсальный помощник на кухне» может найти рецепты в интернете, отсканировать штрих-коды на продуктах и заказать их на Amazon, найти магазины рядом с домом и заказать готовую еду.

Системы «умный дом». У Samsung, LG и Xiaomi уже есть умные холодильники с камерами внутри, которые дружат с приложениями заказа продуктов — смотришь, что закончилось и сразу заказываешь. Когда все это станет полностью автоматизированным — вопрос времени.

Будущее

Российский рынок онлайн-продажи продуктов продолжает развиваться. Мы осваиваем сложную логистику, ищем новые подходы, берем на вооружение западный опыт и используем любимый метод проб и ошибок. Онлайн-гипермаркеты уже включают в ассортимент не только продукты длительного хранения, а в столицах и на периферии появляется все больше разномастных стартапов.

Проблемы, конечно остаются, но для самого начала пути ситуация совсем не выглядит безнадежной. И потребители, кажется, согласны.

Материал по теме

Рынок eGrocery в 2024 году: исследование Go Mobile

Материал по теме

Рынок eCommerce в первом квартале 2024 года: аналитика INFOLine

Материал по теме

"Кухня на районе" напомнит клиентам об обеде

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Доходы россиян, работающих через онлайн-платформы, за два года выросли на 40%

Средний месячный доход россиян, получающих заказы и клиентов через онлайн-платформы, за два года вырос более чем на 40%, достигнув 21,3 тыс. рублей. Такие данные приводит исследование Института социальной п...

Обороты селлеров маркетплейсов выросли всего на 43% за год

Медианные обороты предпринимателей, торгующих на маркетплейсах, в 2024 году выросли на 43,4% по сравнению с 2023 годом. К такому выводу пришли аналитики сервиса "Точка Маркетплейсы", проанализировав обороты...

"Сантехника-Онлайн": рост СТМ на 53% за полгода

 ГК "Сантехника-Онлайн" сообщает о значительном росте продаж собственных торговых марок (СТМ) в первом полугодии 2024 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот СТМ компании вырос на 52,...

Wildberries может запустить виртуальную примерочную

Wildberries рассматривает возможность встроить в платформу виртуальную примерочную. Об этом сообщает Shopper's со ссылкой на представителя компании. Предполагается, что новая функция позволит покупат...

Яндекс Маркет запустил услугу лизинга

Клиенты Яндекс Маркета для бизнеса смогут приобрести оборудование в лизинг — долгосрочную аренду с возможностью последующего выкупа. Теперь компании могут оборудовать офис или производство с постепенной...

Кейс MediaNation и Parametr: как через сквозную аналитику понять истинные желания клиентов

Девелопер Parametr хотел лучше узнать свою целевую аудиторию, чтобы адаптировать digital-стратегию под ее запросы и повысить эффективность маркетинга. Дмитрий Сергеев, аналитик в MediaNation, рассказывает, к...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.