Data Insight: как изменился рынок логистики в 2020 году

Игорь Бахарев

Рынок логистики для электронной коммерции продемонстрировал серьезный рост в 2020 году. За год было доставлено 883 млн отправлений, это на 35% больше, чем годом ранее. Об этом говорится в отчёте "Логистика для электронной торговли 2020" Data Insight.

01.png

По сравнению с 2019 годом доли трафика, приходящегося на мощности "Почты России" и логистических компаний уменьшилась, а доля собственных логистических служб магазинов выросла. 65% посылок, доставленных в 2020 году, приходится на собственные логистические службы магазинов, это 576 млн отправлений. 

При этом 34% от всего объёма доставила WildBerries (это 52% от всех доставок магазинами), а 8% рынка пришлось на Ozon (это 12% от доставок магазинами). Исследователи уточняют, что объём отгрузок этих маркетплейсов рассчитан по числу заказов, а не отправлений (в некоторых случаях они не совпадают).

02.png

Самый популярный канал доставки - ПВЗ и постаматы. В 2020 году все крупные игроки продолжали развивать собственные сети пунктов выдачи. Практически все игроки в 2020 увеличили размеры сетей в 2-3 раза. Размеры самых больших сетей уже превышают десять тысяч точек. Помимо увеличения количества объектов, благодаря партнерствам между компаниями увеличивается среднее количество операторов пункта выдачи. Появляются и новые типы ПВЗ, например, на базе магазинов.

Data Insight оценивает суммарное количество различных точек (с разными адресами), в которых покупатели могут получить заказ, более чем в 50 тысяч. Это число включает в себя классические ПВЗ (39%), постаматы (34%) и ритейл-ПВЗ (27%). Помимо этого, выдача заказов доступна в аптечных сетях и отделениях Почты России. При этом больше половины (54%) пунктов сотрудничают с разными компаниями. В среднем на один адрес приходится 1,8 операторов.

05.png

По оценке Data Insight, в первой половине 2020 года через ПВЗ и постаматы было получено 68% всех посылок. Лидер рынка, Wildberries, доставляет через ПВЗ 90% всех посылок. 10% доставок осуществляется до двери клиента. В 2020 году ритейлер изменил модель работы и подключил партнерские пункты и постаматы. Это позволило достичь размера более чем 20 тысяч точек (без учета "Почты России").

03.png

Во время карантина резко выросла и важность курьерской доставки. Как говорят исследователи, в апреле 2020 в связи с карантинными ограничениями и самоизоляцией доля доставки до двери превысила долю заказов в ПВЗ.

04.png

Доставка до двери сейчас есть у 97% магазинов, а возможность забрать заказ самостоятельно из партнерского ПВЗ, своего оффлайн-магазина или со склада - в 94% крупнейших магазинов и в 90% остальных, поясняют исследователи.

Оценка рынка фулфилмента в 2020 году - 27,5 млрд рублей и 109 млн отправлений. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) с 2018 года составил 63%.

06.png

Локдаун сильно повлиял на загруженность фулфилмент-компаний. По данным на осень 2020, более 100 компаний предлагали услуги фулфилмента в Московском регионе. По состоянию на август-сентябрь 2020 в обычном режиме работали 66% из них. 21% были не готовы заключать договоры с новыми клиентами - либо в силу отсутствия свободного места на складах, либо из-за занятости сотрудников, обрабатывающих запросы.

В 2020 году понятие фулфилмента расширилось. Сейчас оно включает в себя не только складские операции, но и доставку.

08.png

В 2019 году российские магазины отправили 24 млн заказов тяжелее 10 кг и 7 млн заказов тяжелее 30 кг. К категориям с наибольшей долей крупногабарита относятся шины и диски (здесь 95% всех заказов тяжелее 10 кг), мебель (90% заказов тяжелее 10 кг) и товары для ремонта и строительства (70%).

"Тренд роста сегмента КГТ оценивается как долгосрочный. Вырос спрос на большее по площади жилье в городе и загородное жилье. Люди будут продолжать приводить в порядок дачи и не бросят начатые ремонты, что влечет покупки строительных материалов, мебели и техники", - поясняют исследователи.

Впрочем, пока на рынке не выработалась единая терминология в этом сегменте. Логисты, интернет-магазины и покупатели по-разному понимают, что такое крупногабаритные грузы.

09.png

В первой половине 2020 года среднее время доставки заказов из интернет-магазинов в крупных российских городах увеличилось по сравнению с 2019 годом. В 2019 оно составляло 4 дня, а в 2020 - почти 5.

Материал по теме

Рынок ПВЗ и постаматов: аналитика Data Insight

Материал по теме

Российский eCommerce вырос дорос до 10% от розницы

Материал по теме

"СберМаркет": 77% респондентов делают покупки с помощью смартфона

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Яндекс.Доставка": основные цифры

В I квартале 2021 года логистический сервис "Яндекс.Доставка" генерировал порядка 5% от всей выручки группы "Яндекс.Такси", то есть около 1,3 млрд руб. Как рассказал директор по продукту сервиса Антон У...

"Тёмные лошадки" eCommerce: 5 недооцененных площадок для интернет-продаж

Необязательно бороться за покупателя с сотнями конкурентов на крупном маркетплейсе. Одновременно с продажами на Ozon, Wildberries или «Авито» некоторые компании выкладывают свой ассортимент на менее известны...

Старикам тут место: уважаемые британские ритейлеры уходят в онлайн из-за пандемии

Один из старейших ритейлеров Лондона Arthur Beale 24 июня закрываеся, так как не может платить аренду из-за убытков на фоне пандемии. Магазин Arthur Beale на Шафтсбери-авеню в Вест-Энде, будет закрыт после ...

PayPal покупает оператора eCommerce-возвратов

PayPal покупает проект Happy Returns, который предлагает пользователям услуги упаковки и транспортировки обратно к продавцам заказанных онлайн товаров. Также технические решения проекта позволили упростить ...

Минпромторгу предложили зарегулировать eCommerce

Гендиректор "Почты России" Максим Акимов предложил главе Минпромторга Денису Мантурову создать при министерстве комитет или комиссию по развитию электронной коммерции. Акимов направил письмо, в котором расс...

Корюшка уплыла в открытый офлайн

Весной 2021 г. количество онлайн-заказов свежей корюшки из гипермаркетов уменьшилось в 4,6 раз по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. При этом в денежном эквиваленте траты петербуржцев на корюшку с...