Data Insight: как изменился рынок логистики в 2020 году

Игорь Бахарев

Рынок логистики для электронной коммерции продемонстрировал серьезный рост в 2020 году. За год было доставлено 883 млн отправлений, это на 35% больше, чем годом ранее. Об этом говорится в отчёте "Логистика для электронной торговли 2020" Data Insight.

01.png

По сравнению с 2019 годом доли трафика, приходящегося на мощности "Почты России" и логистических компаний уменьшилась, а доля собственных логистических служб магазинов выросла. 65% посылок, доставленных в 2020 году, приходится на собственные логистические службы магазинов, это 576 млн отправлений. 

При этом 34% от всего объёма доставила WildBerries (это 52% от всех доставок магазинами), а 8% рынка пришлось на Ozon (это 12% от доставок магазинами). Исследователи уточняют, что объём отгрузок этих маркетплейсов рассчитан по числу заказов, а не отправлений (в некоторых случаях они не совпадают).

02.png

Самый популярный канал доставки - ПВЗ и постаматы. В 2020 году все крупные игроки продолжали развивать собственные сети пунктов выдачи. Практически все игроки в 2020 увеличили размеры сетей в 2-3 раза. Размеры самых больших сетей уже превышают десять тысяч точек. Помимо увеличения количества объектов, благодаря партнерствам между компаниями увеличивается среднее количество операторов пункта выдачи. Появляются и новые типы ПВЗ, например, на базе магазинов.

Data Insight оценивает суммарное количество различных точек (с разными адресами), в которых покупатели могут получить заказ, более чем в 50 тысяч. Это число включает в себя классические ПВЗ (39%), постаматы (34%) и ритейл-ПВЗ (27%). Помимо этого, выдача заказов доступна в аптечных сетях и отделениях Почты России. При этом больше половины (54%) пунктов сотрудничают с разными компаниями. В среднем на один адрес приходится 1,8 операторов.

05.png

По оценке Data Insight, в первой половине 2020 года через ПВЗ и постаматы было получено 68% всех посылок. Лидер рынка, Wildberries, доставляет через ПВЗ 90% всех посылок. 10% доставок осуществляется до двери клиента. В 2020 году ритейлер изменил модель работы и подключил партнерские пункты и постаматы. Это позволило достичь размера более чем 20 тысяч точек (без учета "Почты России").

03.png

Во время карантина резко выросла и важность курьерской доставки. Как говорят исследователи, в апреле 2020 в связи с карантинными ограничениями и самоизоляцией доля доставки до двери превысила долю заказов в ПВЗ.

04.png

Доставка до двери сейчас есть у 97% магазинов, а возможность забрать заказ самостоятельно из партнерского ПВЗ, своего оффлайн-магазина или со склада - в 94% крупнейших магазинов и в 90% остальных, поясняют исследователи.

Оценка рынка фулфилмента в 2020 году - 27,5 млрд рублей и 109 млн отправлений. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) с 2018 года составил 63%.

06.png

Локдаун сильно повлиял на загруженность фулфилмент-компаний. По данным на осень 2020, более 100 компаний предлагали услуги фулфилмента в Московском регионе. По состоянию на август-сентябрь 2020 в обычном режиме работали 66% из них. 21% были не готовы заключать договоры с новыми клиентами - либо в силу отсутствия свободного места на складах, либо из-за занятости сотрудников, обрабатывающих запросы.

В 2020 году понятие фулфилмента расширилось. Сейчас оно включает в себя не только складские операции, но и доставку.

08.png

В 2019 году российские магазины отправили 24 млн заказов тяжелее 10 кг и 7 млн заказов тяжелее 30 кг. К категориям с наибольшей долей крупногабарита относятся шины и диски (здесь 95% всех заказов тяжелее 10 кг), мебель (90% заказов тяжелее 10 кг) и товары для ремонта и строительства (70%).

"Тренд роста сегмента КГТ оценивается как долгосрочный. Вырос спрос на большее по площади жилье в городе и загородное жилье. Люди будут продолжать приводить в порядок дачи и не бросят начатые ремонты, что влечет покупки строительных материалов, мебели и техники", - поясняют исследователи.

Впрочем, пока на рынке не выработалась единая терминология в этом сегменте. Логисты, интернет-магазины и покупатели по-разному понимают, что такое крупногабаритные грузы.

09.png

В первой половине 2020 года среднее время доставки заказов из интернет-магазинов в крупных российских городах увеличилось по сравнению с 2019 годом. В 2019 оно составляло 4 дня, а в 2020 - почти 5.

Материал по теме

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Материал по теме

Правительству предложили спецрежим для пунктов выдачи заказов

Материал по теме

Световой день диктует тон онлайн-репутации

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.