Data Insight: как изменился рынок логистики в 2020 году
Игорь Бахарев
Рынок логистики для электронной коммерции продемонстрировал серьезный рост в 2020 году. За год было доставлено 883 млн отправлений, это на 35% больше, чем годом ранее. Об этом говорится в отчёте "Логистика для электронной торговли 2020" Data Insight.
По сравнению с 2019 годом доли трафика, приходящегося на мощности "Почты России" и логистических компаний уменьшилась, а доля собственных логистических служб магазинов выросла. 65% посылок, доставленных в 2020 году, приходится на собственные логистические службы магазинов, это 576 млн отправлений.
При этом 34% от всего объёма доставила WildBerries (это 52% от всех доставок магазинами), а 8% рынка пришлось на Ozon (это 12% от доставок магазинами). Исследователи уточняют, что объём отгрузок этих маркетплейсов рассчитан по числу заказов, а не отправлений (в некоторых случаях они не совпадают).
Самый популярный канал доставки - ПВЗ и постаматы. В 2020 году все крупные игроки продолжали развивать собственные сети пунктов выдачи. Практически все игроки в 2020 увеличили размеры сетей в 2-3 раза. Размеры самых больших сетей уже превышают десять тысяч точек. Помимо увеличения количества объектов, благодаря партнерствам между компаниями увеличивается среднее количество операторов пункта выдачи. Появляются и новые типы ПВЗ, например, на базе магазинов.
Data Insight оценивает суммарное количество различных точек (с разными адресами), в которых покупатели могут получить заказ, более чем в 50 тысяч. Это число включает в себя классические ПВЗ (39%), постаматы (34%) и ритейл-ПВЗ (27%). Помимо этого, выдача заказов доступна в аптечных сетях и отделениях Почты России. При этом больше половины (54%) пунктов сотрудничают с разными компаниями. В среднем на один адрес приходится 1,8 операторов.
По оценке Data Insight, в первой половине 2020 года через ПВЗ и постаматы было получено 68% всех посылок. Лидер рынка, Wildberries, доставляет через ПВЗ 90% всех посылок. 10% доставок осуществляется до двери клиента. В 2020 году ритейлер изменил модель работы и подключил партнерские пункты и постаматы. Это позволило достичь размера более чем 20 тысяч точек (без учета "Почты России").
Во время карантина резко выросла и важность курьерской доставки. Как говорят исследователи, в апреле 2020 в связи с карантинными ограничениями и самоизоляцией доля доставки до двери превысила долю заказов в ПВЗ.
Доставка до двери сейчас есть у 97% магазинов, а возможность забрать заказ самостоятельно из партнерского ПВЗ, своего оффлайн-магазина или со склада - в 94% крупнейших магазинов и в 90% остальных, поясняют исследователи.
Оценка рынка фулфилмента в 2020 году - 27,5 млрд рублей и 109 млн отправлений. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) с 2018 года составил 63%.
Локдаун сильно повлиял на загруженность фулфилмент-компаний. По данным на осень 2020, более 100 компаний предлагали услуги фулфилмента в Московском регионе. По состоянию на август-сентябрь 2020 в обычном режиме работали 66% из них. 21% были не готовы заключать договоры с новыми клиентами - либо в силу отсутствия свободного места на складах, либо из-за занятости сотрудников, обрабатывающих запросы.
В 2020 году понятие фулфилмента расширилось. Сейчас оно включает в себя не только складские операции, но и доставку.
В 2019 году российские магазины отправили 24 млн заказов тяжелее 10 кг и 7 млн заказов тяжелее 30 кг. К категориям с наибольшей долей крупногабарита относятся шины и диски (здесь 95% всех заказов тяжелее 10 кг), мебель (90% заказов тяжелее 10 кг) и товары для ремонта и строительства (70%).
"Тренд роста сегмента КГТ оценивается как долгосрочный. Вырос спрос на большее по площади жилье в городе и загородное жилье. Люди будут продолжать приводить в порядок дачи и не бросят начатые ремонты, что влечет покупки строительных материалов, мебели и техники", - поясняют исследователи.
Впрочем, пока на рынке не выработалась единая терминология в этом сегменте. Логисты, интернет-магазины и покупатели по-разному понимают, что такое крупногабаритные грузы.
В первой половине 2020 года среднее время доставки заказов из интернет-магазинов в крупных российских городах увеличилось по сравнению с 2019 годом. В 2019 оно составляло 4 дня, а в 2020 - почти 5.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте