Что такое CRM-маркетинг и почему в 2023 году он станет в 2 раза популярнее
Игорь Бахарев
Спам, email-рассылка, программа лояльности, CRM-платформа... Главред агентства Out of Cloud Евгения Давыдова рассказывает, что за 10 лет работы слышали разные определения CRM-маркетинга. Чтобы синхронизироваться с партнерами в агентстве вывели свое определение. Специалисты уверены: к 2023 году вдвое больше компаний на российском рынке будут знать про CRM-маркетинг, потому что внедрят его инструменты в работу.
Если бы маркетолог объяснял маме, что такое CRM-маркетинг, он начал бы с понятных образов: "Раз в неделю ты ездишь в "Ленту" за продуктами, потому что ты участница бонусной программы, у тебя постоянная скидка". Потом маркетолог и его мама посмотрели бы, сколько в её телефоне СМС от "Ленты" и сколько писем на почте. Вспомнили обычные покупки мамы и выстроили примерную логику того, по какому принципу с ней общается гипермаркет: о чем напоминает, что продает.
У тех, кто работает в digital, есть ассоциации с понятием CRM-маркетинг - это спам, программа лояльности, email-рассылка, CRM-система, Viber. Что-то одно или все вместе.
И даже среди тех, кто работает в CRM-агентствах и в инхаус-командах в CRM-отделах, есть разногласия по поводу определения: лояльность, работа с базой, профиль клиента.
CRM-маркетинг - это область маркетинга, направленная на создание базы покупателей и выстраивание с ними коммуникации. Персональные предложения нацелены на рост потребительской активности на всех этапах жизненного пути клиента.
Определение заумное, потому что вбирает в себя несколько смыслов. Если проще, то CRM-маркетологи собирают данные о клиентах, анализируют их и создают для каждого клиента в базе уникальное предложение. Коммуникации в виде email-рассылки, пуша, СМС или маркетинговой игры компания отправляет клиенту в удобное ему время.
В сценарии, где клиент получает то, что хочет, выигрывают обе стороны. Компания растит продажи, клиент получает сервис и ограждает себя от бесполезной массовой рекламы.
Как компании приходят к мысли "Нам нужен CRM-маркетинг - запускаем"
Направление появляется из потребности маркетологов быстро переводить клиента из одного этапа взаимодействия с компанией в другой. От этапа "узнал о бренде" - к первой покупке, от первой покупки - к повторной. Растить показатель пожизненной ценности клиента - Customer Lifetime Value.
Маркетологи хотят сокращать бюджет на привлечение клиента, которое дорожает с каждым годом из-за высокой конкуренции в онлайне. Повторные покупки дешевле первичного привлечения. Того, кто остается в базе и постоянно общается с брендом, не догоняют таргетированной рекламой "Выбирай нас": клиент уже выбрал компанию.
Представьте интернет-магазин уходовой косметики. Через 8 лет маркетологи понимают, что у них есть база в 3 тысячи подписчиков, с которой никто не общался. Запуск CRM-направления поможет решить сразу 5 задач:
- Сократить бюджет на привлечение новых клиентов. Ребята поняли, что время от времени переплачивают за рекламу для тех, кто и так знает про магазин.
- Вырастить средний чек. Покупки новых клиентов часто идут по схожим сценариям и не приносят много денег, постоянные клиенты не знают о новых товарах.
- Совершенствовать сервис и продукт с помощью обратной связи от клиента.
- Автоматизировать процессы: напоминать клиентам о забытой корзине, брошенной категории просмотров с помощью триггерных коммуникаций.
- Рассказывать клиентам о новых акциях и конкурсах с помощью регулярной рассылки.
Опытный CRM-специалист посоветовал бы интернет-магазину создать стратегию: настроить лидогенерацию, попросить у базы разрешения на коммуникацию, найти сегмент ценных клиентов, разработать персональные предложения для разных групп подписчиков.
Чтобы измерить эффект от внедрения, нужно выбрать из базы 5% подписчиков для контрольной группы и ничего им не отправлять, просто следить за их поведением и сравнивать с поведением большой экспериментальной группы. Стабильный прирост по выручке появится через три месяца.
Почему CRM-маркетинг на российском рынке всё популярнее
В 2018 году 614 компаний пришли к потребности в персональном маркетинге и внедрили CRM-инструменты в работу. В 2021 году число компаний с направлением CRM увеличилось до 2000: они общаются с клиентами напрямую, разрабатывают персональные коммуникации, анализируют данные, драйвят покупки с помощью скидок.
В 2023 году аналитики Out of Cloud предсказывают рост использования инструментов CRM-маркетинга в 2 раза по сравнению с 2021 годом - от 2000 компаний до 4000.
Причины роста: трансформация бизнеса, которая связана с пандемией, непрямая конкуренция и отказ браузеров от сбора файлов куки.
В 2019 году локдаун в России дает развитию маркетинга ускорение. Компании учатся работать с клиентом в интернете или умирают.
В 2021-м в онлайне становится тесно, компании вступают в непрямую конкуренцию - переманивают клиента с помощью нового продукта или другого сервиса. Придумать УТП сложно, поэтому компании тщательно изучают потребности клиентов и создают для них второстепенный продукт, который повлияет на их решение.
Операторы мобильной связи предлагают пакетные решения, в которые входят не только минуты и безлимитный интернет, но и бесплатный просмотр фильмов и чтение книг. Если клиент часто смотрит фильмы или читает онлайн книги со смартфона по дороге на работу, это конкурентное преимущество.
Мало бизнесу шока от перехода в онлайн и жесткой борьбы за клиента -еще и браузеры отказываются от сбора cookie-файлов. Браузеры засекречивают данные о поведении пользователей на сайтах, чтобы сохранить их конфиденциальность. Firefox отказался от сбора cookie, Google Chrome планирует сделать то же в 2022 году.
CRM-маркетинг - это отдельное направление в маркетинге, которое помогает компании управлять покупательским поведением клиентов на всех этапах жизненного цикла. С помощью email-рассылки, push-коммуникации, маркетинговых игр, программы лояльности переводить клиента от этапа "новичок" к этапу "адвокат бренда".
С 2018 года популярность CRM-маркетинга на российском рынке выросла в три раза. До 2023 года количество компаний, которые внедрили инструменты CRM-маркетинга в свою работу, увеличится еще в 2 раза по сравнению с 2021 годом.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте