Бондовые склады: что будет дальше
Игорь Бахарев
Министерство финансов подготовило законопроект, исходя из которого с 1 апреля 2023 г. по 1 апреля 2024 г. пройдёт эксперимент по совершению таможенных операций с применением так называемой "процедуры таможенного склада в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в целях последующего приобретения физическими лицами в рамках международной электронной торговли" (иными словами - "бондовых складов").
Согласно документу, предлагается определить Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную таможенную службу и Федеральную службу по аккредитации федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение эксперимента.
Суть законопроекта: При пересылке товаров электронной торговли, участвующих в эксперименте, получателем товаров на территории Российской Федерации указывается "назначенный оператор почтовой связи" (то есть "Почта России"). Порядок совершения таможенных операций применяется ещё до заключения сделки купли-продажи между физическим лицом и иностранной площадкой. Таможенное декларирование товаров осуществляется назначенным оператором почтовой связи. Далее оператор помещает товары на склад и уже со склада отгружает конечному покупателю.
По мнению опрошенных порталом E-pepper.ru экспертов, проект Минфина совершенно ничего не изменит в бизнесе, так как форматом растаможки с такими параметрами пользоваться будет "совершенно невозможно". В лучшем случае проект обречен на забвение.
Глава НАДТ Александр Иванов в преддверии обсуждения уместности нового проекта опубликовал статью, в которой рассказывает, что такое "бондовые склады" и почему их ещё нет в России. Приводим вам часть этого текста."Собственно, документ построен в логике международных почтовых отправлений, хотя бондовые склады никакого отношения к трансграничному перемещению посылок не имеют, тут действует другой принцип. Но главное - поражает то количество обременений, которые авторы проекта "навешали" на этот будущий закон - кажется, здесь собраны воедино буквально все существующие финансовые и операционные нагрузки. В итоге - жалеем Почту России, которая названа единоличным исполнителем этого безумства. Жалко времени и труда многих людей и потенциальных затраты на строительство и даже на банкет по случаю перерезания ленточки - все-таки речь идет о том, что потенциально не будет работать. Никогда", - говорит один из экспертов.
Новые таможенные технологии: что такое бондовые склады, почему их нет в России, как они должны выглядеть и какая от них польза
Про бондовые склады писать (и говорить) стало очень модно, особенно модно говорят о последствиях их введения, причем, как правило, полностью при этом игнорируя содержание самого понятия. В общем, давайте, на фоне всеобщего хайпа, поступим нестандартно и даже неожиданно – попробуем разобраться, что из себя представляют эти самые бондовые склады.
Начнем с матчасти
Итак, бондовые склады (bonded warehouses), или, иначе, склады b2b2c – формат, который имеет несколько принципиальных отличий от традиционных таможенных операций.
- Первое и главное отличие – в поставках. Товар на бондовый склад прибывает оптом, а выходит за его пределы, как розница. Растаможка (ой, простите – «таможенный выпуск» товара) происходит в тот момент, когда единичный экземпляр покидает пределы склада и отправляется к покупателю. Это первое уникальное отличие.
- Второе отличие заключается в том, что, если какой-то товар из оптовой партии окажется не проданным, то он, не будучи растаможенным и не требуя, таким образом, обратной затаможки (кто сталкивался, подтвердят – это чуть ли не самая болезненная, если не сказать – жуткая, из таможенных операций) легко и безпроблемно «улетает» отправителю.
- Третье отличие бондовых – в том, что в большинстве стран мира существует так называемый единый таможенный платеж, который касается всего ввезенного и действует в отношении любого товара.
В разных странах этот платеж разный, например, в странах ЕС он составляет 10%, в Японии 8%, в Китае до недавнего времени был 12,9%, но с недавних времен снижен до 9,5% - так или иначе, этот платеж включает в себя всё. Ну или не совсем всё – например, в ЕС есть еще НДС, которое оплачивает уже не владелец товара, оптовик, а покупатель, физическое лицо, получившее розничный товар.
Вот, кажется, все принципиальные отличия бондовых складов от других видов растаможки.
Как это работает на практике
Теперь давайте в более понятной форме поговорим о том, как это работает на практике. А работает это так: импортер отправляет на бондовые контейнер чайников. Эти чайники должны быть проданы в розницу, иначе им никак не выйти за пределы бондового склада. Вот здесь возникает интернет-магазин или маркетплейс, которые на своем ресурсе дают объявление – мол, дорогой покупатель, а вот – чайник! Качества прекрасные, цена вот такая, для заказа жми вот на эту кнопку. Далее – покупатель оформляет заказ через сайт. Один чайник изымается из контейнера, упаковывается и отправляется к покупателю. Разумеется, при таможенном выпуске владелец товара платит единый налог.
Вроде бы, все просто и понятно. Товар попадает вожделеющему покупателю, бизнес получает прибыль, государство налоги. Невыкупленные чайники возвращаются отправителю. Все счастливы.
Теперь пара слов о том, кто именно счастлив и отчего. Помните, мы говорили о том, что второе имя бондовых складов – склады b2b2c?
Первое b в этом раскладе – это отправитель груза, производитель или оптовик. Он произвел (закупил) какое-то количество товара, и товар этот либо продастся с бондовых, либо без проблем вернется к нему назад. В принципе, надежное вложение.
Второе b в нашем случае – продавец, то есть интернет-магазин или маркетплейс. Часто приходится писать о том, что настоящие, реальные, а не выраженные в таинственных и мало характеризующих интернет-торговлю показателях, типа GMV – это количество транзакций, то есть, применительно к торговле – количество продаж. Чем больше продаж в штуках, тем больше заработал маркетплейс. Доволен ли он? Ну, вопрос риторический – конечно же, да.
Теперь – любимое и самое важное звено в этой цепочке, обозначаемое как «с», consumer, то есть покупатель, то есть – каждый из нас. Для него (нас, то есть) все просто – если раньше товар, заказанный на зарубежных площадках, приходилось ждать, иногда, месяцами, то теперь доставка по территории страны – измеряется несколькими днями, для большинства (больше 80%) жителей страны доставка уложится в день-два.
Ну и, наконец, государство теперь тоже не в накладе. Потому что казна теперь получает стабильную и устойчивую прибыль.
Полную версию статьи Александра Иванова можно прочитать по ссылке >>>
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте