Аудитория российского рынка eCommerce в 2022: анализ Яндекс Маркета и GfK

Игорь Бахарев

За последние пять лет число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое. Такой вывод содержится в исследовании "Развитие онлайн-торговли в России. 2022", которое представила руководитель службы маркетинговых исследований Яндекс Маркета Маргарита Рябцева. 

Аудитория рынка онлайн-торговли

Основной вывод исследования: темпы роста аудитории онлайн-покупателей в России ускорились. В 2022 году доля онлайн-покупателей среди жителей России в возрасте 16-55 лет составила 58%, что на 6 п.п. выше, чем в 2021 году. 

Clip2net_230210121903.png

Это жители городов, которые заказывают что-то в интернете за последние 12 месяцев. Почти 85 % из них делают заказы минимум раз в месяц, почти 30 % — минимум раз в неделю. 

Clip2net_230210122110.png

При этом сохраняется большой потенциал для того, чтобы проникновение онлайн-торговли в России продолжало расти. В странах с наиболее развитым e-com этот показатель может достигать 70-80%.

Проникновение онлайн-торговли продолжает расти как в городах-миллионниках, так и в селах. В Москве доля онлайн-покупателей в 2022 году составила 76%, что на 6 п.п. выше, чем в 2021 году. При этом каждый второй житель в малых городах и селах совершает покупки онлайн. Доля онлайн-покупателей в таких населенных пунктах в 2022 году выросла на 5 п.п. и составила 48%. Проникновение онлайн-торговли в крупных (500+ тыс. жителей) и средних (100-500 тыс. жителей) сравнялось. Доля онлайн-покупателей в городах 500+ тыс. выросла за год на 4 п.п. - до 65%. Доля онлайн-покупателей в городах 100-500 тыс. выросла на 5 п.п. - также до 65%.

Драйверы рынка

Основные драйверы роста интернет-торговли в России - женская аудитория и аудитория в возрасте 16-24 года. Доля женщин, совершающих покупки в интернете, в 2022 году выросла на 8 п.п. - до 65%. Проникновение среди мужской аудитории - 51%. За год сильно (на 15 п.п.) выросла доля онлайн-покупателей в возрасте 16-24 года - сейчас она составляет 69%. Продолжает также расти доля онлайн-покупателей среди аудитории старше 45 лет.

Одним из главных драйверов роста интернет-торговли в России в 2022 году также стали люди со средним доходом. Доля онлайн-покупателей в этой категории выросла на 14 п.п и достигла 76%. Среди аудиторий с доходом ниже среднего и выше среднего на онлайн-покупателей приходится по 59%.  Среди семей с детьми больше онлайн-покупателей (64%), чем у пользователей без детей (58%). 

Почему люди покупают онлайн


Важное изменение 2022 года: люди стали приходить в онлайн не только за выгодой. Доля онлайн-покупок по акции впервые снизилась за последние 5 лет. Если в 2021 году 80% онлайн-покупателей отмечали, что их последняя покупка в интернете была со скидкой, то в 2022 году доля снизилась до 77%. В 2018-2019 гг. этот показатель держался на уровне 71%, а затем рос вплоть до 2021 года. Каждый второй онлайн-покупатель (51%) считает, что скидка важна - но не важнее других условий.  

Clip2net_230210122609.png

Возможность сравнивать цены и искать выгодные предложения остается важным мотивом для онлайн-покупок, но значение этого фактора по сравнению с 2021 годом снизилось. В 2022 году возможность сэкономить мотивирует покупать в онлайне 52% опрошенных.

Среди популярных мотивов для онлайн-шопинга респонденты отмечают возможность заказывать все необходимое в любое время и из любого места (так ответили 46%). Для опрошенных также важно, что не надо никуда ехать, тратить силы и время (так тоже ответили 46%).

Также за год выросла доля онлайн-покупателей, который выбрали площадку для своей последней покупки из-за быстрой доставки. 

Где покупают

Доля покупок со смартфонов и планшетов продолжает расти и уже превысила 67 %. Покупая с мобильных, люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами. 

Clip2net_230210123751.png

В 2021 году доля заказов, оформленных со смартфона, впервые обошла долю покупок с десктопа (59% vs 36%). Этот показатель продолжает расти и в 2022 году, теперь со смартфона уже совершено 64% покупок - а с ПК вдвое меньше (31%).

Clip2net_230210123403.png

Основные различия: с ПК продолжают заказывать электронику и бытовую технику, а со смартфонов чаще всего приобретают продукты, детскую одежду и товары для ухода за малышами, декоративную косметику и парфюмерию.

Что покупают 

Вывод исследования: частотные покупки все больше переходят в онлайн. 

Среди категорий товаров, которые покупали именно в российских интернет-магазинах за последние 12 месяцев, больше всего опрошенных (58%) отметили средства личной гигиены (для ухода за телом, лицом, волосами). Эта категория вышла на первое место по охвату в российских интернет-магазинах, то есть среди всех интернет-покупателей наибольшее количество приобретали что-то в этой категории онлайн хотя бы раз за последний год. Лидер прошлого года по этому показателю - категория одежды и обуви - заняла второе место; доля онлайн-покупателей в этой категории в российских интернет-магазинах также выросла - до 56%. В топ-3 также вошли также продукты питания - доля онлайн-покупателей в этой категории составила 55%.

При этом если рассматривать совокупно российские и иностранные интернет-магазины, то самая популярная категория товаров — одежда и обувь для взрослых, эти товары хотя бы раз в течение года покупали онлайн более 65 % респондентов. С одеждой и обувью почти сравнялись по популярности средства личной гигиены (64 %). На третьем месте —  продукты питания (55 %).

Clip2net_230210125158.png

Эксперты отмечают рост интереса к онлайн-ресейлу. За год 42% онлайн-покупателей приобретали в интернете товары, бывшие в употреблении. То есть почти каждый второй. Самые популярная категория товаров в сегменте ресейла - электроника. На первом месте - смартфоны и планшеты, на четвертом - компьютеры и ноутбуки. На втором месте в сегменте ресейла - одежда и обувь. Причем среди б/у товаров больше пользователей покупали хоть раз за год взрослую одежду и обувь, чем детскую. В топ популярных категорий в ресейле также входят автозапчасти.

Оплата и доставка

Более 58 % опрошенных оплатили свою последнюю покупку банковской картой при оформлении заказа — это самый распространённый способ расчёта, и его доля продолжает расти. Оплата картой при получении — на втором месте (почти 24 %). Именно этот способ больше всего нравится самим покупателям, его предпочитают 42 % россиян. Растёт и привлекательность оплаты картой при покупке, её предпочитают уже почти 39 %.

Clip2net_230210125656.png


Самовывоз - самый популярный способ доставки, и спрос на него продолжает расти. 74% онлайн-покупателей хотя бы раз за последний год пользовались самовывозом из пункта выдачи заказов или магазина. В 2022 году этот показатель вырос на 2 п.п. по сравнению с 2021 годом (по сравнению с 2019 годом - на 5 п.п.). Большинство (53% опрошенных) также считают самовывоз самым удобным способом доставки. 

Если говорить про доставку товара курьером - то каждый второй пользователь наиболее удобным срок доставки на следующий день после покупки, хотя при оформлении заказов выбирают и более поздние сроки доставки. 

Онлайн-ритейл уже отвечает ожиданиям тех пользователей, для которых предпочтительна доставка день-в-день. 35% онлайн-покупателей хотели бы получить товар прямо в день заказа - и при последней покупке 34% опрошенных действительно получали свой заказ в этот же день .

Clip2net_230210125805.png




  









Материал по теме

Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Материал по теме

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Материал по теме

Рынок eCommerce в городах-миллионниках: аналитика Tinkoff

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как цифровизация логистики помогает отрасли интернет-торговли

В 2024 году цифровизация процессов стала не просто трендом, а насущной необходимостью для бизнеса любого масштаба. Особенно ярко это проявляется в сфере логистики, где автоматизация бизнес-процессов позволяе...

Как люди заказывают продукты: аналитика Kokoc Group

16% россиян заказывают продукты или готовую еду на дом ежедневно. Такие данные получили эксперты группы компаний Kokoc Group, которые провели опрос россиян в возрасте от 18 лет. Опрос проводился среди росси...

Автоваз займётся онлайн-продажей подержанных авто

Автоваз и Авто Финанс Банк запустили программу Restart для продажи сертифицированных автомобилей с пробегом онлайн. На сайте restart.auto можно выбрать себе автомобили Lada с пробегом.  Restart предс...

АШАН Ритейл Россия нарастил долю онлайн продаж до 9,5%

По итогам 1 полугодия 2024 доля онлайн-продаж в общем товарообороте АШАН Ритейл Россия достигла 9,5% (+1,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2023). Количество онлайн заказов увеличилось на 5%. Прогрес...

Яндекс Маркет представил систему планирования поставок по регионам для продавцов

У продавцов Яндекс Маркета в личном кабинете появилась новая система онлайн-планирования доставки товаров на региональные склады сервиса. Теперь они могут отправить сразу несколько партий с помощью одной зая...

Приложение Avito пропало из App Store

Пользователи iPhone теперь не могут скачать приложение Avito из App Store. Сервис объявлений сам сообщил об этом, добавив, что причины выясняются. Avito рекомендует не удалять уже установленное прило...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.