Аналитика по красоте: что измерять и как управлять ассортиментом beauty-товаров в eCommerce
Игорь Бахарев
Опыт десятков онлайн-продавцов косметики, опрошенных Brandquad, показал, что для таких товаров есть специфические инструменты. Как создавать и хранить контент, работать с отзывами, анализировать рынок, свои результаты и действия конкурентов? Отвечает директор по работе с розничными сетями и партнёрами Brandquad Юлия Шатилова.
Сделать каталог товаров с “золотыми” данными - в PIM-системе
PIM-каталог - универсальная вещь, которая поможет решить целый набор задач, если у вас больше 200 товаров и ими сложно управлять вручную.
Каталог всех товаров (или выбранных брендов) в электронном виде поможет обучать продавцов, быстрого и наглядно передавать информацию о товарах торговым представителям. Если у бренда появились новинки или изменения в активном ассортименте и он внес их в свой каталог, эти данные отправятся на сайт ритейлера быстрее, чем если делать это вручную. Крупнейшие ритейлеры давно работают с такими каталогами принимают обновления от них тоже быстрее.
Указав в каталоге точную информацию о логистических особенностях товара, можно передать ее в нужном виде ритейлерам и сократить потери и порчу товара в процессе транспортировки. Так, компания L’Oreal внедрила PIM и сократила работу с контентом на 48 часов в неделю.
Из каталога - площадки, где компания хранит и обновляет контент о товарах - можно скачать контент (текстовый и медиа) в удобной форме. Также можно подписать партнеров на обновления - чтоб они всегда были в курсе, если контент обновился или появились новинки.
Автоматический каталог поможет передавать инфо о новинках маркетплейсам - за 10 минут. Система сама переименовывает фотографии, изменяет названия товаров под формат площадок, помогает выгружать фото в нужных размерах, автоматически заполнить спецификации на каждый новый товар. За счет автоматизации снижается и количество ошибок.
Одна кнопка для выгрузки вместо заполнения спецификаций всех ритейлеров экономит тысячи рабочих часов в год. Это экономит время и поставщикам, и ритейлерам: так, крупная российская косметическая сеть сократила в 10 раз затраты на обработку данных от поставщиков, начав принимать данные из PIM-систем.
Передавать контент ритейлерам тоже удобнее: в большинстве систем для работы с данными о товарах на российском рынке требования крупнейших ритейлеров уже загружены. В результате контент на всех площадках будет готовиться на основе единых и полных данных о товарах, что позволяет повысить лояльность покупателей и увеличить продажи, и вывести товар на полки в 3-5 раз быстрее.
Управлять отзывами
Покупатели косметики и парфюмерии читают отзывы, поэтому нужно уметь отслеживать их у разных ритейлеров, и оперативно реагировать на них, это повысит лояльность клиентов и конверсию в первую покупку.
Еще две полезные функции платформ по сбору отзывов - поиск по ключевым словам, который поможет быстрее находить проблемные отзывы и отвечать на них, и возможность выгружать их на сторонние сайты - виджет, который подтянет отзывы, например, в карточку товара на сайте бренда.
Покупатели не всегда точно указывают название товара, поэтому нужно уметь искать их не только по основному названию, но и по аббревиатурам, сокращенным и похожим словам. В указанных примерах товары легко идентифицируются, но они не содержат прямого наименования товара. “Умные” системы мониторинга при правильной настройке могут отслеживать такие отзывы.
Чтобы ускорить обработку отзывов, стоит:
-
Сегментировать отзывы по проблемам.
-
Проработать внутри компании и с партнерами системы взаимодействия - чтобы решать проблемы, обозначенные в отзывах, создать бизнес-процессы по решению типовых проблем.
-
Придумать и утвердить бонус для клиентов, столкнувшихся с проблемами - например, промо-коды, и мотивацию для тех, кто оставил положительные отзывы.
-
Выработать tone of voice для ответа на отзывы, чтобы не быть слишком официальными или заискивающими, гасить негативные эмоции.
-
Учиться всегда отвечать по сути и решать проблемы.
-
Создать блок-схему вопросов и ответов с разными вариантами выбора в зависимости от ситуации.
Работать с сайтами брендов
Выбирая косметику, покупатели идут на официальные сайты брендов и на маркетплейсы, где они привыкли покупать (к надежным продавцам). Очень важно, чтобы информация на сайте всегда была актуальной. Для этого нужно:
-
Обновлять контент на сайте. Удобно делать это по API, интегрировав с сайтом ритейлера свой PIM-каталог. Тогда не придется просить о помощи и ждать реакции администраторов сайта. Информация (текст, медиа) будут обновляться гораздо быстрее - за счет меньшего числа проверок и ручных операций в процессе передачи данных.
-
Привлекать (или возвращать) покупателей с помощью таргетированной рекламы. Ее тоже можно создавать на основе данных из PIM-каталога одного из российских поставщиков. Тогда реклама будет всегда актуальной и предлагать к покупке только ту продукцию, которая ему интересна, и есть в наличии.
-
Продавать на своем сайте, даже если у вас нет полноценного собственного магазина. Чтобы не упустить продажу, покупателя можно перенаправлять на сайт партнера-ритейлера, используя специальные “умные” кнопки "Купить", которые показывают другие магазины, где товар есть в наличии, и цены.
Умная кнопка “Купить” показывает, где товар есть в наличии и сколько он стоит:
Умная кнопка “Купить” помогает монетизировать трафик бренд-сайта через маркетплейсы, если у поставщика нет собственной системы дистрибуции. Так, например, компания Stada значительно разгрузила свою горячую линию и монетизировала трафик на бренд-сайте, установив такую кнопку со ссылками на онлайн-ритейлеров.
Следить за качеством контента о товарах
Хорошие картинки, тексты и видео о товарах определенно влияют положительно на результаты работы. В Beauty-сегменте качественный контент особенно сильно влияет на конверсию - если товар не будет соответствовать фото, это подорвет доверие клиентов. Покупателя легко запутать разными фотографиями одного продукта на разных сайтах, и в итоге он может из-за этого выбрать товар конкурента.
Как в аналитической системе сравниваются изображения на разных площадках:
Система показывает, если у ритейлера на сторонней площадке используется неверная картинка. Можно связаться с такими ритейлерами вручную или сразу отправить обновления из системы, если с ритейлером есть обмен данными.
Также несоответствие упаковки на сайте и в реальности может привести к падению лояльности к бренду. Покупатель может начать сомневаться в качестве продукта, восприняв его как подделку. Чтобы этого не происходило, нужно:
-
Следить за качеством контента, сверять название, описание, состав и другие текстовые атрибуты в разных карточках товаров, а также качество и количество медиа, наличие видео-контента.
-
Для косметических продуктов очень важно передать атмосферу бренда через фотографии, в том числе lifestyle - с изображением моделей, использующих косметику, их образа жизни, использовать картинки с инструкциями по нанесению продукции, фото до-после и много другое. Часто такие фото размещены не на всех площадках, стоит проследить, чтобы они были везде, где только можно. Можно с помощью специальных сервисов сверять, достаточно ли фотографий на определенном сайте:
Также автоматически можно сверять и данные об остатках товаров у ритейлеров. Так, компания L’Oreal за счет этой функции смог снизить число товаров, которые продаются, но отсутствуют на складе магазина, на 65%.
Управлять ценами, скидками и промо-предложениями
Когда товаров много, и много ритейлеров, у которых они продаются, очень сложно уследить за соблюдением условий промо-активностей: сроками, глубиной промо, соответствием розничных цен.
-
Удобно отслеживать цены автоматически. Некоторые сервисы делают такую аналитику раз в три дня, некоторые - ежедневно. В частности, это помогает узнавать, используют ли сторонние площадки несогласованные цены на ваш товар и принимать меры.
Дэшборд с выгрузкой данных о ценах на товар на разных площадках наглядно показывает, по какой цене продавался товар. Данные можно смотреть наглядно (пример отчета компании Shiseido) или выгружать в .csv, чтобы после строить н их основе графики в удобной системе аналитики с нужными разрезами. Например, можно использовать Power BI.
-
Если ритейлер предоставляет постоянную скидку держателям «золотой» или «бриллиантовой» карты лояльности, такие условия также можно и нужно отслеживать.
-
Также нужно видеть, есть ли товар фактически на складе ритейлера - то есть товарные остатки. Партнер-ритейлер может и не заметить, что ваш товар кончился, поэтому лучше настроить процесс такого мониторинга на своей стороне.
Влиять на положение в поисковой выдаче
У каждого ритейлера и маркетплейса своя механика, по которой те или иные товары попадают в поисковую выдачу. Как правило на это влияют: цена, наполненность продуктовой карточки, количество отзывов, средний рейтинг, запуск промо-акций, количество продаж и кликов.
Чтобы отслеживать динамику, как изменяется поисковая выдача при изменениях в продуктовой карточке, лучше всего пользоваться технологией A/B тестирования. Такие тесты можно проводить вручную, это несложно, главное фиксировать результаты в одном документе:
A/B тест - это сравнение результатов работы нового креатива с результатами для аудиторий, которые такой креатив не видели.
Мониторить позицию товара при поисковой и категорийной выдачах для своих товаров и товаров брендов-конкурентов тоже нужно уметь. Например, нужно выяснять, как один и тот же товар индексируется по разным ключам - губная помада, помада для губ, жидкая помада, матовая помада, красная помада и т.д. - будет на разных местах в выдаче. Эту аналитику предлагают сервисы с роботами-парсерами, можно настроить показ информации в любом разрезе.
Следить за появлением новинок у конкурентов
На рынке косметики, где бренды ежедневно выпускают новинки, особенно важно не упускать из вида появление новинок у конкурентов. Важно видеть не только количество новых товаров за прошедший период, но и динамику цен и промо по ним. Механика аналитики по товарам конкурентов такая же, как по своим, и тут также помогут парсеры.
Есть споры о том, законно ли собирать автоматически информацию на открытых площадках. В российской правоприменительной практике случаев, когда бы такая деятельность считалась незаконной, нет. Поэтому смело применяйте автоматизацию в изучении рынка и извлекайте из этого выгоду для себя.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте