Alibaba vs Amazon: война в Индии

Игорь Бахарев

Китайский онлайн-ритейлер Alibaba продолжает международную экспансию. Как сообщает The Times of India, компания инвестировала $177 млн в развитие eCommerce-подразделения индийской группы компаний Paytm, став ее мажоритарным акционером. 

До этой сделки доля Alibaba Singapore и Alipay Singapore (входит в группу Alibaba) в Paytm E-Commerce составляла около 40%. Сейчас китайскому ритейлеру принадлежит более 50%, а стоимость индийской компании составляет около $1 млрд. 

Инвестиции помогут компании не только увеличить присутствие на индийском рынке, но и подготовить поле для сражения с американским "онлайн-монстром" Amazon, считают эксперты.

Картик Хосанагар, профессор Уортонской школы бизнеса, предсказывает, что на рынке вот-вот начнется новый этап войны, которую Amazon не смог выиграть в Китае.

После неудачной попытки захватить массовый китайский рынок, в июле 2015 года американский ритейлер Amazon направил около $5 млрд на развитие маркетплейса в Индии, расширение сетей складов компании и центров обработки данных. В марте прошлого года генеральный директор Amazon Джефф Безос объявил о значительных инвестициях в расширение индийского подразделения компании. А в июне 2016 года Безос выделил $ 3 млрд на развитие Amazon India.

Alibaba, в свою очередь, тоже неоднократно  объявляла о планах по выходу в Индию. Руководители китайской компании планируют сосредоточиться на омниканальной стратегии, чтобы наиболее эффективно использовать мощность онлайн- и оффлайн-каналов.

"Эти два лидера врываются в бой на территории, где широкое поле для маневров. Битва начинается. Пусть это еще не "Годзилла встречает Кинг-Конга", но уже что-то похожее", - комментирует Эрик Шиффер, исполнительный директор Patriarch Organization, частной инвестиционной компании, специализирующейся на азиатских рынках. 

Надо сказать, что пока пострадавшими в войне Amazon и Alibaba выступают основные местные  площадки, популярные среди жителей Индии, – местные игроки Flipkart и Snapdeal. Оценки этих компаний были снижены. Ходили слухи о том, что последнюю площадку купит Alibaba, но этого не произошло.

"Одни и те же продукты, одни и те же магазины, торговцы, товары, клиенты. Разница только в цене. Это крайне глупый способ играть против Amazon", - говоритКоил Вайтхисваран, основатель одного из первых индийских интернет-магазинов Indiaplaza. По его словам, Flipkart и Snapdeal упустили возможность нарастить лояльность своих клиентов и теперь, когда кроме американцев, на рынок приходят и китайцы, местные игроки обречены на вымирание.

Но и у Alibaba положение в этой битве не самое завидное. Вайтхисваран уверен, что Amazon нельзя победить деньгами. «Все, что предложит Alibaba, может предложить и Amazon. Единственный способ выиграть — предоставить высокий уровень обслуживания. Сейчас Amazon в этом нет равных». 

"Проблема eCommerce в Индии сегодня заключается в агрессивной ценовой политике, которую проводит тут Amazon. Возможно, вливания Alibaba в индийский рынок не сможет дать компании той же рентабельности, что и в Китае", - полагает Картик Хосанагар

Индийские покупатели охотно приобретают товары на зарубежных площадках: по данным PayPal и Ipsos, в 2016 году жители Индии потратили в иностранных онлайн-магазинах, преимущественно американских, $9 млрд. Однако все может измениться,  если Alibaba выйдет на индийский рынок и предложит привлекательные цены. Китайские смартфоны уже успели завоевать сердца индийских покупателей — такие бренды, как Haier, изменили отношение к технике, произведенной в Китае.

В Paytm уже заявили, что планируют расширить ассортимент торговой площадки, добавив в интернет-магазин более миллиарда новых товаров к праздничному сезону, который начнется в августе. Для этого компания намерена привлечь продавцов из Юго-Восточной Азии. 

Жителям Индии потребуется время, чтобы полюбить китайскую одежду, косметику и продовольственные товары так же, как бытовую технику и электронику. Однако растущее присутствие Aibaba на американском рынке открыло новый канал, по которому западные товары смогут попасть на азиатский рынок, считает Вайтхисваран.

Битва американского и китайского гигантов проходит на фоне эпохальных изменений в Индии. Три месяца назад премьер - министр Индии предпринял решительный шаг , чтобы обуздать использование наличных денег и дать толчок к цифровой экономике. По прогнозам экспертов, несмотря на некую хаотичность реализации этой идеи, переход торговли на безналичные платежи всё-таки наступит. Это приведет к ещё большему росту интернет-продаж в стране.

Рынок Индии ещё растёт. Тот же Flipkart, хотя и остается убыточным, на днях заявил, что в этом году увеличит свой штат на 20-30%. В 2016 финансовом году (закончился в марте 2016) компания увеличила выручку в 2,5 раза, Snapdeal - более чем на 50%. 

Индия в настоящее время по количеству интернет-пользователей уступает только Китаю. 462 млн имеет доступ к интернету, 4 из 5 из них получают доступ к мобильному интернету. Мобильные платежи становятся все проще и проще проще, это тоже открывает новые возможности для бизнеса.

На сегодняшний день Индия является самым быстрорастущим рынком e-commerce в мире. Согласно данным совместного исследования Forrester и Assocham, объем индийской электронной коммерции достигнет отметки в $120 млрд к 2020 году. 

Материал по теме

Alibaba представила новую цифровую фабрику

Материал по теме

Amazon открывает платформу для люксовых товаров

Материал по теме

Выручка Alibaba Group увеличилась на треть

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет"

Социальная сеть "ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет". Там уже собраны предложения от 190 тысяч продавцов. Пользователи получат доступ к ассортименту самых разных магазинов - как крупных, так и лока...

На новом маркетплейсе "Почты России" появятся товары Goods

"Почта России" запустила новую товарную витрину внутри своего мобильного приложения. Проект будет работать по модели маркетплейса. Свои товары для этой витрины предоставил Goods, чей ассортимент в 2 млн товаров...

Роберт Трифус (Gucci): "Виртуальный мир создает свою собственную экономику"

Gucci запускает приложение, которое позволит пользователям создавать собственные виртуальные модели кроссовок или переводить в цифровой формат уже существующую обувь. Приложение, которое будет запущено в...

Apple поменяла формат магазинов из-за коронавируса

Apple открыла свой первый пункт выдачи заказов под названием Express Pickup, в который можно заказать различные электронные устройства с сайта "яблочной" корпорации, после чего забрать их из этого мини-магаз...

В Украине разрешили онлайн-продажу лекарств

Депутаты Украинской Рады приняли решение официально узаконить продажу лекарств через интернет. Законопроект №3615-1 принят во втором чтении. Он разрешает не только создание онлайн-аптек, но и даёт право обы...

О том, как продавать больше онлайн, узнают участники eMarketingSib-2020

18-19 ноября 2020 года в Новосибирске уже в шестой раз состоится Сибирская конференция "Эффективный интернет-маркетинг: как получить результат" - eMarketingSib-2020. Организаторами мероприятия выступают Obuv...