АКИТ подвела итоги 2021 года интернет-торговли в России

Игорь Бахарев

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечает рост доверия потребителей к российским электронным площадкам: 87% от объема всех покупок в интернете в 2021 году приходится на отечественный ритейл. Объем интернет-продаж в 2021 году превысил прошлогодние показатели на 12% и составил 3,6 трлн рублей.

Из этой суммы - 3,1 трлн рублей приходится на внутренний рынок (+13% по сравнению с 2020 г.), трансграничные онлайн-продажи составили 478,6 млрд руб. (+9% по сравнению с 2020 г.). Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам года составила 9,2%. 

Президент АКИТ Артем Соколов: "2,6 миллиардов заказов онлайн (с учетом возвратов) сделали россияне в прошлом году, аудитория интернет-торговли выросла до 70 миллионов человек. И сегодня основным драйвером развития становится не пандемия, а укрепление доверия к e-commerce, привычка людей к удобному способу покупок, а также способность рынка молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им все более качественные сервисы. На фоне развития интернет-торговли растет и рынок труда. По итогам 2021 года количество тех, кто на "передовой" электронной коммерции значительно увеличилось: в 1,5 раза больше стало складских работников - их сегодня в отрасли 87,5 тысяч, а количество курьеров выросло на 45% до 330 тысяч". 

Тенденция на усиление роли регионов в интернет-торговле, которая продолжилась в 2021 году, во многом связана с увеличением логистической инфраструктуры: распределительные центры, склады, фулфилменты сегодня сосредоточены не только в "центре", e-commerce активно развивает города страны. Общая площадь инфраструктуры онлайн-ритейлеров во всех федеральных округах выросла за год больше чем в 2 раза и составила 2,6 млн кв.м. Как следствие - рост доли регионов в общем обороте интернет-торговли, и уменьшение доли Москвы. Сейчас она составляет 19,9%, в то время как в 2019 г. она была 26,6%, в 2020 г. - 24,7%. Топ-10 самых активных регионов на локальном рынке выглядит так:

  • Москва - 19,9%

  • Московская область - 10,8%

  • Санкт-Петербург - 7,1%

  • Краснодарский край - 4,4%

  • Свердловская область - 2,7%

  • Ростовская область - 2,5%

  • Нижегородская область - 2%

  • Самарская область - 2%

  • Республика Татарстан - 1,9%

  • Республика Башкортостан - 1,6% 

В 2021 году также продолжился тренд на покупки для домашнего уюта, и категория "мебель и товары для дома" в топ-5 самых популярных товаров прочно обосновалась на втором месте:

1.Цифровая и бытовая техника - 24,9%

2.Мебель и товары для дома - 14,6%

3.Одежда и обувь - 13,8%

4.Продукты питания - 9,8%

5.Красота и здоровье - 7,4% 

Изменения произошли и в средних чеках. В категории "цифровая и бытовая техника" он вырос до 11 260 руб. в 2021 г. (в 2020 г. - 8 817 г.), в "одежде" и "продуктах питания" снизился: 1 656 руб. (в 2020 г 2 021 руб.) и 1 406 руб. (в 2020 г. 2 080 руб.) соответственно. Среди других категорий заметна разница в тратах на "инструменты и садовую технику": 3 038 руб. в 2021 году (в 2020 г. 5 983 руб.), а также на "товары для детей": 1 656 руб. в 2021 г. (в 2020 г. 3 357 руб.). 

В 2021 году россияне также активно совершали покупки не только в интернет-магазинах и на маркетплейсах, но и через альтернативные партнерские сети (веб-сервисы, финансовые витрины, Instagram-блогеров и Telegram каналы). По данным партнера АКИТ - IT-компании Admitad, самый дорогой заказ через партнерские сети пришелся на категорию электроника и бытовая техника - почти 8 млн рублей. На втором месте заказ на приобретение билетов на самолет на 4 млн рублей, на третьем - товары для сада на сумму почти 3 млн рублей. 

Что касается юридических лиц, представленных в интернет-торговле, по данным IT-компании OFD.ru, больше всего на сегодня в e-commerceиндивидуальных предпринимателей - 31 013 ИП, далее ООО - 25 947 компаний, других форм юридических лиц - 3 681.

Материал по теме

Мобилизация и eCommerce: аналитика Data Insight

Материал по теме

Кофе vs чай: какие напитки россияне покупают в онлайне

Материал по теме

Число "параллельных" продавцов растёт по всей России: аналитика CloudPayments

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Мобилизация и eCommerce: аналитика Data Insight

Посещаемость крупнейших маркетплейсов за 7 дней начиная с 21 сентября оказалась на 7-13% ниже, чем в предыдущую неделю. При этом у большинства крупных категорийных интернет-магазинов снижение еще больше, в ...

Кофе vs чай: какие напитки россияне покупают в онлайне

Онлайн-сервис доставки продуктов СберМаркет проанализировал предпочтения россиян в отношении кофе и чая и выявил, что чай покупают на 45% чаще, чем кофе. Исследование охватило данные о заказах с января 2021 год...

75% покупателей возвращали неподошедший товар

Абсолютное большинство (73%) россиян хотели бы при возврате онлайн-покупки получать обратно не только потраченные деньги и искренние извинения, но ещё и денежную компенсацию. Как следует из данных аналитиче...

Рынок eGrocery вырос на 8% за август: аналитика Data Insight

Интернет-магазины продуктов питания в августе выполнили 31,1 млн заказов, что на 8% больше, чем в июле 2022 года, и в 1,6 раз больше, чем в августе 2021 года, сообщают эксперты Data Insight. Э...

Тинькофф займётся доставкой продуктов из "ВкусВилла"

Тинькофф запустил в своём мобильном суперприложении услугу доставки продуктов. Теперь клиенты могут заказывать продукты во вкладке "Сервисы". Первым партнёром банка стала сеть магазинов "Вкусвилл", однако Т...

Как автоматизируют дарксторы: решение 1MRobotics

Крупные сервисы доставки продуктов, такие как Getir или Gopuff сейчас оперируют сотнями дарксторов. При этом число таких объектов постоянно растёт. Согласно прогнозам, к 2030 году будет работать 45 000 темн...