8 трендов eCommerce-логистики от Data Insight

Игорь Бахарев
Интернет-торговля ускоряется. К такому выводу приходят эксперты из Data Insight, которые представили ежегодное исследование "Логистические услуги для интернет-магазинов: основной доклад 2017".

1. По словам авторов доклада, распространение смартфонов и улучшение мобильных площадок магазинов привели к тому, что российские покупатели все чаще делают спонтанные онлайн-покупки. Такое изменение в поведении потребителей порождает новый вызов для логистических компаний, и в первую очередь потребность в срочной доставке. Покупка совершается сию минуту, поэтому должна быть у клиента в течение нескольких часов).

Эксперты ждут дальнейшего роста спонтанных покупок и дальнейшего усложнения требований к их логистике.

2. Типичный пример покупки, которую надо доставить "за час" - еда. В России растет популярность доставки еды на дом и в офисы. Речь идет не только о готовой еде, но и о доставке продуктов из магазинов. Это самый быстрорастущий рынок в интернет-торговле. "Появление на рынке новых предложений (OK, Перекресток etc.) увеличивает интерес потребителей, что порождает спрос на логистические услуги по доставке еды", - отмечают авторы исследования.

Тут есть сложность: доставка еды подразумевает 4 температурных режима в доставке и хранении, большой вес и большое число мест, необходимость проверки с получателем и так далее. Пока в России почти нет логистических предложений, которые удовлетворят такой запрос. В 2018 и 2019 годах либо они появятся, либо магазины будут вынуждены начинать отстраивать доставку до покупателя самостоятельно.
"В Москве уже созрело то поколение покупателей, которые прошли эволюцию покупок в интернете от электроники, одежды и других товаров народного потребления, и сейчас готовы покупать продукты питания. Для постоянных покупателей мы, по сути, заменили закупку в супермаркете. Однако, как и год назад, мы не видим на рынке логистических компаний, партнеров, которые могли бы доставлять продукты с соблюдением всех требований САНПиН, температурных зон, принимать деньги, делать частичный возврат. Поэтому для рынка важен рост не только компаний, продающих продукты, но и компаний, осуществляющих их доставку и операции", - говорит директор по электронной коммерции ТД Перекресток Денис Васильев.
"Когда я шесть лет назад приехал в Москву, я на такси ездил редко, хотя у меня были на это деньги, просто потому, что это было реально неудобно. Тебе надо было выйти на улицу, поднять руку, как-то договариваться с водителем... Для меня это было странно. Сейчас об этом не думаешь: достал телефон, два клика, вызвал. И вот мы пытаемся прийти к тому, чтобы доставка еды была так же удобна. Если ты не успеваешь зайти в магазин, или у тебя нет времени дойти до столовой, или просто на улице дождь со снегом, ты знаешь, что достаточно открыть приложение, где уже сохранен список любимых мест и заказов, просто нажать кнопочку и знать, что через сорок минут у тебя будет курьер с любимым гамбургером", - рассказал в интервью E-pepper.ru один из основателей FoodFox Сергеей Полиссар.
3. Еще один важнейший тренд: значительные инвестиции в маркетплейсы. Совместный проект "Сбербанка" и "Яндекса" - это 60 миллиардов рублей, инвестированных в развитие рынка интернет-торговли в России. Сравнимые объемы инвестиций, как предполагается, будут вложены в Goods.ru и Tmall (российский). Планируется увеличение числа проектов и, соответственно, нагрузки на логистов.

CEO PickPoint Надежда Романова ждет массового выхода в онлайн производителей и M2Cлогистику.
"Крупные производители будут сокращать расходы за счет работы на макретплейсах, и именно здесь мы увидим изменения логистической цепочки: маркетплейс - логистика M2C. Из-за этого уйдут малые интернет-магазины, а монобрендовые онлайн-площадки останутся скорее в качестве витрины. Покупки будут совершаться на маркетплейсах", - говорит она.

4. Будут важны и технологии для логистики, включая и IT-технологии. "Интернет-торговля за последние несколько лет существенно выросла, а ее структура стала намного более сложной. Коммуникация с клиентами через мобильный канал, omni-канальная торговля, доставки в постаматы, различные условия доставки для различных целевых групп и категорий товаров. Но самое главное - развитие и усложнение IT-системы и бизнес-процессов магазинов, рост инвестиций в эту часть бизнеса, приводит к постоянному росту требований к технологической основе логистической компании", - говорят авторы исследования. Эти требования в дальнейшем будут только возрастать.
"Все больше интернет магазинов требуют индивидуальную IT-интеграцию и ожидают, что IТ-система логиста будет не только информативной для магазина, но и позволит настроить интеграцию с конечным потребителем", - считает председатель Совета директоров объединенной компании DPD в России и SPSR Express Владимир Солодкин.
5. Покупатели наконец-то дошли до приобретения в онлайн-магазинах крупногабаритных товаров. Соответственно, растет спрос на специализированную доставку. В частности, она потребуется в сегментах "мебель", DIY, "сантехника".
"Еще пару лет назад доля крупногабарита в онлайн-торговле была достаточно скромной (в пределах 5-7%) и могла незначительно увеличиваться в период промо-активностей", - считает директор по развитию сервисов B2C в России DPD|SPSR Мария Зайцева. Однако в последнее время ситуация изменилась. Доля КГТ растет, причем заметно, в том числе, в категории детских товаров, в БТиЭ, и в некоторых других сегментах. Сейчас она составляет около 23%, а сам сегмент крупногабаритных товаров выступает одним из драйверов роста онлайн-продаж.
6. В России наконец-то начала работать доставка через постаматы. Люди распробовали этот канал. Доля самовывозов растет на десятки процентов и по всему рынку, и даже в тех крупных магазинах, где он есть уже несколько лет. Эксперты Data Insight отмечают, что у многих магазинов до сих пор этой услуги нет, поэтому она должна вот-вот появиться, ведь самовывоз обычно несколько дешевле обычной доставки и пользователи предпочитают на ней экономить.
"ПВЗ и постаматы будут дальше развиваться и наращивать свою долю. Еще более плотная сетка сделает данный вид доставки привлекательнее, чем остальные - комбинация низкой цены, шаговой доступности и свободы во времени забора захватят мир", - считает основатель CheckOut Герман Ивкин.
"Если в 2014 году курьером доставлялось 90% онлайн-заказов, то сейчас это около 15% за счет расширения числа магазинов, из которых можно сделать самовывоз и уменьшения сроков доставки до точки (значительную часть товаров можно получить через 15 минут или в крайнем случае через 4 часа). Мелкогабаритный дорогой товар удобен для самовывоза, так как общение/встречание с курьером это некоторый дополнительный "стресс" для потребителя", - добавляет директор управления интернет-коммерции и корп. продаж "Евросеть" Илья Адамский.
7. Возвратная логистика от "Почты РФ" перейдет к коммерческим операторам. В последнее время на рынке уже появилось несколько хороших предложений. Фактически, в том или ином виде такую услугу для интернет-магазинов предложили все крупные логистические компании. А поскольку почти все они работают проще и понятнее для обычных потребителей, чем "Почта России", этот сегмент ушел в другие компании.
"При том, что логистике возврата уже 5 лет, бум ее популярности пришелся на конец 2016-2017 год. А до этого времени 100%-ая монополия на возвраты принадлежала "Почте России"", - рассказывает CEO PickPoint Надежда Романова.
8. В последнее годы рынок фулфилмента "не взлетал". Однако сейчас туда вышли сразу несколько крупных маркетплейсов/агрегаторов (TMall, Яндекс.Маркет, Goods etc.), поэтому есть шанс, что скоро на рынке начнется рост. Напомним, что недавно "Яндекс.Маркет" похвастался первыми результатами пилотного проекта по доставке детских товаров в рамках своего фулфилмент-эксперимента.
Материал по теме

Что происходит с рынком складской недвижимости?

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Материал по теме

Зарплаты курьеров в Москве превысили предложения для специалистов с высшим образованием

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

50% покупетелей общаются только через онлайн-звонки и чаты: аналитика Авито

Почти половина пользователей онлайн-платформ предпочитает совершать сделки, не покидая защищенной среды маркетплейсов. Согласно исследованию Авито, 50% россиян общаются с продавцами и покупателями исключите...

"Яндекс" покупает Boxberry

"Яндекс" объявил о покупке службы доставки Boxberry. Сделка направлена на расширение логистических возможностей и укрепление позиций на рынке электронной коммерции. В результате интеграции сервисы "Яндекс Д...

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Федеральная налоговая служба начала масштабные проверки пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и Ozon. Инспекторы, как следует из многочисленных писем, которые приходят владельцам ПВЗ, сосредоточатся на в...

Wildberries привлекла сотрудников из КНДР для работы на складе в Подмосковье

На складе маркетплейса Wildberries в подмосковной Электростали появились работники из Северной Кореи. По данным нескольких источников, с 14 апреля к работе приступили 180 граждан КНДР, преимущественно молод...

Персональные данные: особенности работы в 2025 году

В 2025 году роль персональных данных в электронной коммерции выходит на первый план. Речь давно уже не идет о простой аналитике. Данные клиентов позволяют строить поведенческие модели, прогнозировать покупки...

Что действительно влияет на продажи на маркетплейсах: аналитика Easy Commerce

Цена, отзывы или оформление карточки? Эксперты Easy Commerce (технологического партнера Okkam) проанализировали более 100 000 товаров на Ozon и Wildberries, чтобы выяснить, какие факторы действительно обеспе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.