8 трендов eCommerce-логистики от Data Insight

Игорь Бахарев
Интернет-торговля ускоряется. К такому выводу приходят эксперты из Data Insight, которые представили ежегодное исследование "Логистические услуги для интернет-магазинов: основной доклад 2017".

1. По словам авторов доклада, распространение смартфонов и улучшение мобильных площадок магазинов привели к тому, что российские покупатели все чаще делают спонтанные онлайн-покупки. Такое изменение в поведении потребителей порождает новый вызов для логистических компаний, и в первую очередь потребность в срочной доставке. Покупка совершается сию минуту, поэтому должна быть у клиента в течение нескольких часов).

Эксперты ждут дальнейшего роста спонтанных покупок и дальнейшего усложнения требований к их логистике.

2. Типичный пример покупки, которую надо доставить "за час" - еда. В России растет популярность доставки еды на дом и в офисы. Речь идет не только о готовой еде, но и о доставке продуктов из магазинов. Это самый быстрорастущий рынок в интернет-торговле. "Появление на рынке новых предложений (OK, Перекресток etc.) увеличивает интерес потребителей, что порождает спрос на логистические услуги по доставке еды", - отмечают авторы исследования.

Тут есть сложность: доставка еды подразумевает 4 температурных режима в доставке и хранении, большой вес и большое число мест, необходимость проверки с получателем и так далее. Пока в России почти нет логистических предложений, которые удовлетворят такой запрос. В 2018 и 2019 годах либо они появятся, либо магазины будут вынуждены начинать отстраивать доставку до покупателя самостоятельно.
"В Москве уже созрело то поколение покупателей, которые прошли эволюцию покупок в интернете от электроники, одежды и других товаров народного потребления, и сейчас готовы покупать продукты питания. Для постоянных покупателей мы, по сути, заменили закупку в супермаркете. Однако, как и год назад, мы не видим на рынке логистических компаний, партнеров, которые могли бы доставлять продукты с соблюдением всех требований САНПиН, температурных зон, принимать деньги, делать частичный возврат. Поэтому для рынка важен рост не только компаний, продающих продукты, но и компаний, осуществляющих их доставку и операции", - говорит директор по электронной коммерции ТД Перекресток Денис Васильев.
"Когда я шесть лет назад приехал в Москву, я на такси ездил редко, хотя у меня были на это деньги, просто потому, что это было реально неудобно. Тебе надо было выйти на улицу, поднять руку, как-то договариваться с водителем... Для меня это было странно. Сейчас об этом не думаешь: достал телефон, два клика, вызвал. И вот мы пытаемся прийти к тому, чтобы доставка еды была так же удобна. Если ты не успеваешь зайти в магазин, или у тебя нет времени дойти до столовой, или просто на улице дождь со снегом, ты знаешь, что достаточно открыть приложение, где уже сохранен список любимых мест и заказов, просто нажать кнопочку и знать, что через сорок минут у тебя будет курьер с любимым гамбургером", - рассказал в интервью E-pepper.ru один из основателей FoodFox Сергеей Полиссар.
3. Еще один важнейший тренд: значительные инвестиции в маркетплейсы. Совместный проект "Сбербанка" и "Яндекса" - это 60 миллиардов рублей, инвестированных в развитие рынка интернет-торговли в России. Сравнимые объемы инвестиций, как предполагается, будут вложены в Goods.ru и Tmall (российский). Планируется увеличение числа проектов и, соответственно, нагрузки на логистов.

CEO PickPoint Надежда Романова ждет массового выхода в онлайн производителей и M2Cлогистику.
"Крупные производители будут сокращать расходы за счет работы на макретплейсах, и именно здесь мы увидим изменения логистической цепочки: маркетплейс - логистика M2C. Из-за этого уйдут малые интернет-магазины, а монобрендовые онлайн-площадки останутся скорее в качестве витрины. Покупки будут совершаться на маркетплейсах", - говорит она.

4. Будут важны и технологии для логистики, включая и IT-технологии. "Интернет-торговля за последние несколько лет существенно выросла, а ее структура стала намного более сложной. Коммуникация с клиентами через мобильный канал, omni-канальная торговля, доставки в постаматы, различные условия доставки для различных целевых групп и категорий товаров. Но самое главное - развитие и усложнение IT-системы и бизнес-процессов магазинов, рост инвестиций в эту часть бизнеса, приводит к постоянному росту требований к технологической основе логистической компании", - говорят авторы исследования. Эти требования в дальнейшем будут только возрастать.
"Все больше интернет магазинов требуют индивидуальную IT-интеграцию и ожидают, что IТ-система логиста будет не только информативной для магазина, но и позволит настроить интеграцию с конечным потребителем", - считает председатель Совета директоров объединенной компании DPD в России и SPSR Express Владимир Солодкин.
5. Покупатели наконец-то дошли до приобретения в онлайн-магазинах крупногабаритных товаров. Соответственно, растет спрос на специализированную доставку. В частности, она потребуется в сегментах "мебель", DIY, "сантехника".
"Еще пару лет назад доля крупногабарита в онлайн-торговле была достаточно скромной (в пределах 5-7%) и могла незначительно увеличиваться в период промо-активностей", - считает директор по развитию сервисов B2C в России DPD|SPSR Мария Зайцева. Однако в последнее время ситуация изменилась. Доля КГТ растет, причем заметно, в том числе, в категории детских товаров, в БТиЭ, и в некоторых других сегментах. Сейчас она составляет около 23%, а сам сегмент крупногабаритных товаров выступает одним из драйверов роста онлайн-продаж.
6. В России наконец-то начала работать доставка через постаматы. Люди распробовали этот канал. Доля самовывозов растет на десятки процентов и по всему рынку, и даже в тех крупных магазинах, где он есть уже несколько лет. Эксперты Data Insight отмечают, что у многих магазинов до сих пор этой услуги нет, поэтому она должна вот-вот появиться, ведь самовывоз обычно несколько дешевле обычной доставки и пользователи предпочитают на ней экономить.
"ПВЗ и постаматы будут дальше развиваться и наращивать свою долю. Еще более плотная сетка сделает данный вид доставки привлекательнее, чем остальные - комбинация низкой цены, шаговой доступности и свободы во времени забора захватят мир", - считает основатель CheckOut Герман Ивкин.
"Если в 2014 году курьером доставлялось 90% онлайн-заказов, то сейчас это около 15% за счет расширения числа магазинов, из которых можно сделать самовывоз и уменьшения сроков доставки до точки (значительную часть товаров можно получить через 15 минут или в крайнем случае через 4 часа). Мелкогабаритный дорогой товар удобен для самовывоза, так как общение/встречание с курьером это некоторый дополнительный "стресс" для потребителя", - добавляет директор управления интернет-коммерции и корп. продаж "Евросеть" Илья Адамский.
7. Возвратная логистика от "Почты РФ" перейдет к коммерческим операторам. В последнее время на рынке уже появилось несколько хороших предложений. Фактически, в том или ином виде такую услугу для интернет-магазинов предложили все крупные логистические компании. А поскольку почти все они работают проще и понятнее для обычных потребителей, чем "Почта России", этот сегмент ушел в другие компании.
"При том, что логистике возврата уже 5 лет, бум ее популярности пришелся на конец 2016-2017 год. А до этого времени 100%-ая монополия на возвраты принадлежала "Почте России"", - рассказывает CEO PickPoint Надежда Романова.
8. В последнее годы рынок фулфилмента "не взлетал". Однако сейчас туда вышли сразу несколько крупных маркетплейсов/агрегаторов (TMall, Яндекс.Маркет, Goods etc.), поэтому есть шанс, что скоро на рынке начнется рост. Напомним, что недавно "Яндекс.Маркет" похвастался первыми результатами пилотного проекта по доставке детских товаров в рамках своего фулфилмент-эксперимента.
Материал по теме

Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика

Материал по теме

"Золотое яблоко" застроит Россию сетью ПВЗ

Материал по теме

Магнит Маркет удваивоил сеть пунктов выдачи заказов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

88 миллионов россиян ежегодно покупают на маркетплейсах

88 миллионов человек ежегодно совершают покупки на цифровых платформах (маркетплейсах). При этом количество продавцов на них за последние три года увеличилось в семь раз, достигнув 700 тысяч. Такую статисти...

Чем дороже товар, тем чаще его покупают в интернет-магазинах: аналитика

Россияне все чаще предпочитают покупать товары в онлайн-магазинах, особенно если речь идет о дорогих вещах. К такому выводу пришли аналитики "Ромир", проведя исследование среди 1600 россиян, совершающих онл...

Ozon открыл аналитику по поисковым запросам для продавцов

Ozon запустил новый аналитический инструмент для продавцов - "Запросы моего товара". Раздел позволит предпринимателям узнать, по каким поисковым запросам покупатели находят их товары и какие из них приносят...

Почта Mail.ru запускает бета-версию сервиса для организации покупок

Почта Mail.ru представила новый сервис, призванный облегчить жизнь онлайн-покупателей. С помощью нейросетей он помогает систематизировать информацию о покупках, запланированных доставках и актуальных скидка...

Shopping Live поменял владельца

Немецкие владельцы лайвстрим-платформы Shopping Live, холдинг HSE (Home Shopping Europe) решили выйти из российского бизнеса. Компания продала свою долю в российской "дочке" Shopping Live бизнесмену и инвес...

Рынок готовой еды в России: взрывной рост впереди

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы рынок готовой еды в России ждёт бурный рост. Руководитель аналитической группы "РБК Исследования рынков" Инга Микаелян оценивает его потенциал в 14 трлн рублей, ч...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.