Яндекс.Маркет о том, как устроена розничная онлайн-торговля в России

Игорь Бахарев

Опрос проходил в сентябре 2014 года. По мнению команды Яндекс.Маркета, выявленные тенденции в целом сохраняются.

pic

Выбор товара, оплата и доставка

Российский рынок онлайн-торговли становится более развитым и технологичным: люди активно осваивают современные способы доставки и оплаты товаров.

Всё больше покупателей выбирают безналичные способы расчёта. По данным опроса 2014 года, 48% респондентов когда-либо заказывали товары в российских интернет-магазинах, сразу оплачивая их банковской картой (в 2013 году их было 36%). В момент получения заказа хотя бы раз расплачивались картой 30% респондентов (20% в 2013 году).

Стало больше покупателей, которые сами забирают свои заказы. Вероятно, увеличилось количество пунктов самовывоза и постаматов (автоматических пунктов выдачи). В 2014 году в пунктах самовывоза получали товар 59% опрошенных (51% в 2013 году), а в постаматах — 38% (34% годом ранее).

Растёт роль социальных сетей в интернет-торговле. По данным на осень 2014, среди всех россиян, которые делали покупки в интернете, 22% хотя бы раз за последний год заказывали материальные (а не виртуальные, как игры или приложения) товары в соцсетях (в 2013 году — 17%).

Основным устройством для покупок в интернете по-прежнему остаётся компьютер, а не мобильник или планшет. По словам респондентов, в 90% случаев при выборе и заказе товаров они использовали настольный компьютер или ноутбук.  

Взаимоотношения продавцов и покупателей

Усилия магазинов по выстраиванию отношений с клиентами приносят свои плоды: за год доля покупателей, у которых есть любимые российские интернет-магазины, выросла с 57% до 62%.

С 54% до 63% увеличилась доля тех, кто хотя бы раз за год совершал незапланированные покупки — заказывал товары, которые случайно попались на глаза в сети. В 2014 году таких покупок в российских интернет-магазинах было 17%, а в зарубежных — 29%. Половина опрошенных заявили, что последнюю покупку они сделали со скидкой.

Покупатели стали чаще пользоваться своими правами: за год доля тех, кто возвращал товар в магазин, выросла с 51% до 63%.

Покупки за рубежом и в России

Всё больше россиян заказывают товары в иностранных интернет-магазинах. По данным опроса,  50% онлайн-покупателей хотя бы раз за последний год делали заказы за границей (годом ранее — 36%). Услугами российских магазинов по-прежнему пользуются больше 90% опрошенных.

Среди главных причин покупки на иностранных сайтах респонденты назвали широкий ассортимент, дешевизну и высокое качество товаров. Отказываются от покупок за рубежом в основном из-за отсутствия такой необходимости, долгих сроков доставки и опасения стать жертвой мошенников.

Особенно сильно выросла популярность китайских интернет-магазинов, которыми пользовались 39% опрошенных (в 2013 году — 25%). Для сравнения, в англоязычных магазинах других стран товар покупали 26% респондентов (21% в 2013). Чем меньше город, тем больше доля жителей, которые делают заказы в Китае, и меньше доля тех, кто покупает товары в других странах. В Москве это примерно одинаковые аудитории онлайн-покупателей.

В России большинство людей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, мобильные телефоны и планшеты, за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные телефоны и планшеты, косметику и парфюмерию. В китайских магазинах чаще покупают мобильные устройства, в англоязычных магазинах других стран — косметику.

На фоне роста популярности зарубежных магазинов выросло число покупателей, получивших из-за границы некачественный товар,— с 12% до 21% от всех, кто совершал покупки за рубежом.

По данным на осень 2014 года, в целом по России средняя стоимость заказа в российском интернет-магазине составляет 6591 рубль, а в зарубежном — 3945. У москвичей средний чек  заметно выше, зато разница между средней суммой заказа в российском и в зарубежном магазине меньше — 7947 рублей и 6084 рублей соответственно.

В ходе исследования были опрошены 2414 российских пользователей интернет-магазинов в возрасте от 20 до 55 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек.

Полная версия исследования: http://download.yandex.ru/company/figures/ya_commerce_2014.pdf.

Отчёт за 2013 год: http://download.yandex.ru/company/figures/ya_commerce_2013.pdf.

Материал по теме

Яндекс Маркет привезёт продукты из супермаркетов

Материал по теме

ЮMoney пошел по пути Яндекс.Маркета

Материал по теме

Яндекс.Маркет начал торговать подержанным люксом

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Доставка из "Почты" обернется за час

"Почта России" выходит на рынок доставки из магазинов в срок от 60 минут. На старте экспресс- сервис начал работать в Москве. В июле оператор планирует расширять сервис и запустить работу в Санкт-Петербурге...

Система управления промоакциями: как сделать запуск акций в ритейле удобным

Как создание и внедрение сервиса для управления промоакциями уменьшило нагрузку на отдел маркетинга и сократило энтропию при запуске акций для поставщиков, категорийщиков и маркетологов. Генеральный директор...

eBay запускает стриминговую платформу для коллекционеров

Маркетплейс eBay запустил платформу eBay Live, в которой объединит стриминговый сервис с продажами формата "магазин на диване". Первая трансляция нового сервиса состоится 22 июня, в 21:00 по европейском...

ЦБ готовится приравнять BNPL к рассрочке

В России рассматривают возможность сближения в законодательстве потребительского кредитования и услуги рассрочки. Это делается для регулирования сервисов BNPL, говорят в Центробанке.  BNPL-сервис (By...

Минфин: обвала трансграничной торговли удалось избежать

Российским властям удалось сдержать обвал трансграничной интернет-торговли, полагает замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По его словам, если смотреть статистику по оформлению товаров электронной торгов...

Промо в ударе: аналитика рынка от NielsenIQ

По итогам I квартала 2022 года доля промопродаж в онлайн-канале по аналогии с офлайн-рынком сократилась почти на 5 п.п. и составила 67%, свидетельствуют данные исследования NielsenIQ. Для сравнения: в офлайн-ма...